text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как планировать запасы при составлении бюджета

Для планирования запасов товарно-материальных ценностей при формировании бюджетов могут быть использованы три основных метода: целевой, нормирование и согласование (подробнее о сути этих методов см. Какие подходы использовать для планирования бюджетных статей).

Как бюджетировать запасы целевым методом

Для бюджетирования запасов целевым методом используются не столько финансовые данные, сколько маркетинговая, коммерческая и логистическая информация, предоставленная соответствующими структурными подразделениями. Другими словами, для определения планового объема запасов потребуются внебюджетные сведения (подробнее о том, как используется внебюджетная информация при планировании деятельности компании, см. В какой последовательности составлять функциональные бюджеты).

В результате логика процесса бюджетирования запасов целевым методом следующая. Коммерческая (а в зависимости от специфики бизнеса, это может быть маркетинговое или логистическое подразделение) служба формулирует задачи и показатели, характеризующие ожидаемые объемы запасов. И только потом эти показатели попадают в бюджеты как целевые ориентиры, нормативы и лимиты, которые в свою очередь проверяются на экономическую целесообразность (например, на соблюдение лимитов по затратам на доставку и хранение запасов).

Павел Боровков , генеральный директор компании «Партнеры и Боровков»

Алгоритм формирования натурально-стоимостного бюджета запасов в компании следующий (см. схему. Бюджетирование запасов на основе данных маркетинговой службы и отдела продаж):

Следуя подобному алгоритму, будет несложно получить все необходимые данные для подготовки бюджета запасов.

Как бюджетировать запасы методом «нормирование»

При бюджетировании запасов нередко используются нормативы, установленные для следующих показателей:

На практике, при подготовке бюджетов, нормативы используются для детального планирования запасов с учетом ранее определенных целевых значений по остаткам товарно-материальных ценностей. Причем, как правило, детализация заключается в уточнении плановых объемов запасов по периодам (в рамках года) (подробнее о сроке, на который оправданно формировать бюджеты, см. Как определить горизонт и шаг планирования для бюджетов) и по номенклатурным группам (даже по конкретным наименованиям).

Детализация бюджета запасов по периодам. Чаще всего приходится использовать методологию нормирования для уточнения плановых показателей запасов (объемы поставок, остатки и т. д.) по периодам, если продажи компании подвержены сезонности. По сути, все сводится к определению плановых отклонений остатков товарно-материальных ценностей за период от среднего значения за год.

Павел Боровков , генеральный директор компании «Партнеры и Боровков»

Компания, на примере которой показано определение целевых значений по запасам выше, детализировала бюджет остатков товарно-материальных ценностей по периодам (кварталам) (см. таблицу 1. Нормирование запасов по периодам).

Все, что потребовалось для составления такого бюджета:

Детализация бюджета запасов по номенклатурным группам. Для распределения суммарного норматива запасов по номенклатурным группам можно опираться на результаты анализа данных о продажах за прошлые периоды. Например, АВС- и XYZ-анализ позволяет разбить номенклатуру товаров компании на группы, которые занимают наиболее и наименее весомые доли в продажах. А полученные результаты несложно спроецировать на объемы запасов (см. таблицу 2. Нормирование запасов по номенклатурным группам на основе данных АВС-анализа).

Кстати, внутри номенклатурных групп запасы конкретных товарных позиций могут быть спланированы либо равномерно, либо при определении пропорций будет снова использован АВС-анализ.

Павел Боровков , генеральный директор компании «Партнеры и Боровков»

Компания, для которой в примере выше было определено целевое значение объемов запасов, детализировала бюджет остатков по номенклатурным группам и наименованиям товаров (см. таблицу 2. Нормирование запасов по номенклатурным группам на основе АВС-анализа).

Прокомментируем представленные цифры:

  • известно целевое значение запасов на конец года (20 тыс. штук);
  • по данным ABC-анализа продаж за прошедший год, вся номенклатура товаров компании делится на три группы: самые продаваемые (60% от суммарного объема продаж), средние по продажам (30%) и неходовые товары (10%);
  • в соответствии с таким распределением были разбиты плановые запасы на конец будущего года. Внутри номенклатурных групп запасы были распределены равномерно.

Как бюджетировать запасы методом «согласование»

Основная сложность применения метода «согласование» для планирования запасов (подробнее о сути метода «согласование» и особенностях его применения при планировании отдельных бюджетных статей см. Какие подходы использовать для планирования бюджетных статей) заключается в необходимости поиска компромисса. Другими словами, все сводится к согласованию планов по отгрузке продукции центрами доходов с нормативами по хранению и закупкам, установленным для центров затрат:

Договориться перечисленным подразделениям помогут, с одной стороны, целевые значения запасов, спускаемые «сверху», с другой – установленные в отношении остатков товарно-материальных ценностей нормативы. Сопоставляя эти параметры, руководители разных центров ответственности в состоянии найти устраивающее всех решение и сформировать согласованный бюджет.

Павел Боровков , генеральный директор компании «Партнеры и Боровков»

В торговой компании алгоритм бюджетирования запасов следующий (см. таблицу 3. Процедура согласования бюджета запасов). Центры доходов формируют свои функциональные бюджеты продаж, которые затем передаются в центры затрат, отвечающие за поставки запасов. Задача последних – планирование бюджета закупок исходя из ожидаемых объемов реализации и с учетом возможностей поставщиков. Параллельно данные о планируемых продажах направляются в центры затрат «Склады», где также анализируются сведения о предстоящих закупках (сроках поставки, объемах и т. д.) и в конечном итоге формируются бюджеты запасов. Если возникают проблемы, не позволяющие согласовать планы всем центрам ответственности (например, не хватает складских площадей для хранения запланированных объемов товаров), – вся процедура повторяется.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.