text
Журнал

Как определить тип центра финансовой ответственности

Чтобы определить тип центра финансовой ответственности, предстоит понять, за какие экономические показатели отвечает его руководитель. Есть пять основных типов показателей:

И соответственно, существует пять типов центров ответственности.

Что считать центром затрат

Центр затрат (ЦЗ) отвечает за понесенные затраты. Наиболее распространенные примеры центров затрат: производство, закупки, администрация, отдел маркетинга и т. п. Более сложным примером может служить часть подразделения, генерирующего доходы: ЦЗ «Отдел продаж», ЦЗ «Оптовая база», ЦЗ «Коммерческая служба».

Павел Боровков , генеральный директор компании «Партнеры и Боровков»

Очень часто на основе службы закупок создают центр затрат «Себестоимость» или центр затрат «Материалы». То есть в компании подразумевают, что служба закупок несет ответственность за себестоимость приобретаемых сырья и материалов, ведь все проходит через службу закупок. Это в корне неверно. Себестоимость должна возникать у тех центров ответственности, в которых она окончательно списывается на готовую продукцию: ЦЗ «Производство» (для сырья и материалов) или ЦМД «Товар Х» (для товаров). Служба снабжения отвечает за статьи расходов, связанные с обеспечением своей деятельности и организацией процесса закупок. Так что на ее основе, как правило, надо выделять только центр затрат «Закупки» без включения прямой себестоимости в состав его затрат.

Как в таком случае добиться того, чтобы служба снабжения была заинтересована в приобретении сырья и материалов по максимально выгодным ценам? Снабженцы будут нести ответственность за цены закупки не на финансовом, а на организационном уровне. То есть тот центр ответственности, в чьи затраты попадают расходы, на которые влияют другие подразделения, должен добиться от коллег соблюдения плановых значений. Возвращаясь к примеру с закупками, это будет выглядеть так. Руководитель производственного подразделения будет требовать от службы снабжения приобретать сырье и материалы по ценам, заложенным в бюджет центра затрат «Производство».

Что считать центром дохода

Центр дохода (ЦД) отвечает за доходы одного из направлений бизнеса или компании в целом, например: магазин, оптовая база, отдел продаж.

Что считать центром маржинального дохода

Центр маржинального дохода (ЦМД) отвечает за маржинальный доход бизнес-направления. С точки зрения организационной структуры ЦМД может состоять как из какого-то одного обособленного подразделения (дивизион, магазин, оптовый склад), так и из нескольких формально независимых организационных звеньев. А в некоторых случаях центром маржинального дохода может быть и менеджер по продажам определенных продуктов. Если он отвечает как за реализацию, так и за формирование себестоимости (сам решает, какие товары приобретать и по какой цене для последующей перепродажи), его можно считать самостоятельным центром маржинального дохода.

Что считать центром прибыли

Центр прибыли (ЦП) отвечает за прибыль, рассчитанную как доходы минус прямые и косвенные затраты. Чаще всего центр прибыли – это отдельная самостоятельная компания или холдинг в целом. Причем очень важно не путать понятия «компания» и «юридическое лицо». С позиции налоговой инспекции, юридическое лицо – это всегда самоокупаемая хозяйственная единица и косвенных расходов, относящихся к ее деятельности, за пределами такого юридического лица нет. Но с управленческой точки зрения, особенно когда дело касается холдингов, у многих компаний, входящих в его состав, есть издержки, по факту возникающие в других юридических лицах. Соответственно, большинство компаний группы – это не центры прибыли, а центры маржинального дохода.

Что считать центром инвестиций

Центр инвестиций (ЦИ) отвечает за эффективность инвестиций и может покупать или продавать объекты основных средств, реализовывать сделки M&A. Обычно центром инвестиций становится самостоятельная (не входящая в состав группы) компания или холдинг в целом. Очень распространен случай, когда центр инвестиций и центр прибыли совпадают. Например, это ситуация, когда есть независимая компания, менеджмент которой отвечает за прибыль и управляет в полном объеме всеми инвестиционными проектами.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Вам предоставлен неограниченный доступ к «Системе Финансовый директор»

Активируйте доступ прямо сейчас.
Завтра он сгорит!

 
10:11:49


Также, вы сможете прочитать свежий номер журнала Финансовый Директор, архив с 2008 года, скачать книги и формы документов, а также воспользоваться всеми сервисами  для подписчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.