text
Журнал

Как внедрять бюджетирование: своими силами или с помощью консультантов

Прежде чем поручать постановку бюджетирования сторонним исполнителям, стоит проверить, в состоянии ли компания реализовать проект самостоятельно. Для этого руководству потребуется оценить сложность предстоящих работ, удостовериться, что в штате компании есть специалисты должной квалификации, выбрать программное обеспечение для автоматизации и спрогнозировать расходы на выполнение проекта. Вполне возможно, что удастся справиться своими силами и не придется тратиться на услуги консультантов.

Как оценить трудоемкость проекта постановки бюджетирования

Насколько сложным и трудоемким окажется в итоге процесс внедрения бюджетирования, во многом зависит от задач, которые ставятся перед новой системой. Как правило, это основные управленческие задачи, тесно связанные с главными стратегическими и тактическими целями компании. К ним можно отнести:

Ставя задачи перед будущей системой, важно помнить, что их чрезмерная детализация только усложнит процесс ее внедрения. Чтобы этого избежать, следует заранее определиться с тем, какой набор бюджетных форм будет для компании оптимальным, как часто потребуется составлять и пересматривать планы, кто за это будет отвечать и т. д.

Продумывая будущую модель бюджетирования, руководству нужно учесть и вероятность дальнейшего роста компании, и расширение видов ее деятельности. Чем сложнее бизнес-процессы, тем больше вероятность, что без помощи консультантов не справиться.

Отлаженный бухгалтерский и управленческий учет, работающие регламенты взаимодействия подразделений существенно облегчат и ускорят внедрение бюджетирования. Их отсутствие повысит его трудоемкость. Так как, во-первых, это затруднит сбор информации и существенно снизит ее качество. Во-вторых, потребуются дополнительное время и возможности на разработку и постановку регламентов и методик учета.

Немаловажную роль будет играть и специфика производства. Уникальные особенности в технологии производства или выпускаемой продукции, присутствие коммерческой тайны могут оказаться барьером для привлечения сторонних лиц на предприятие.

Какие специалисты понадобятся для постановки бюджетирования

Чтобы внедрить систему бюджетирования своими силами, необходимо провести диагностику текущего состояния компании, разработать соответствующие правила и методики, с помощью которых будут формироваться планы и отчеты, разработать регламенты для всех служб и подразделений, участвующих в процессе бюджетирования. Для этого компании в первую очередь потребуются специалисты по управленческому, бухгалтерскому и налоговому учету.

Если проект предполагает и автоматизацию бюджетирования, то понадобятся программисты.

Желательно, чтобы все перечисленные специалисты были квалифицированными не только в своей области, но и имели некоторый опыт в постановке бюджетирования. Однако стоимость таких сотрудников существенно выше, чем средняя зарплата узконаправленных специалистов. Поэтому, если компания решит внедрять бюджетирование своими силами, выгодней потратиться на повышение квалификации действующих сотрудников, чем нанимать новый и дорогой персонал.

Еще одним выходом из ситуации может стать привлечение внештатных специалистов соответствующей квалификации или передача какой-то части работ сторонней организации. Например, передача на аутсорсинг автоматизации системы или привлечение экспертов для создания методик и регламентов бюджетирования. При этом следует иметь в виду, что в совместной работе со сторонними консультантами могут возникнуть некоторые расхождения в подходах к процессу внедрения, в сроках исполнения поставленных задач и т. д.

Если компания реализует проект самостоятельно, то будет нелишним сформировать отдельное подразделение, которое и займется внедрением – это ускорит и упростит процесс. Кроме того, после окончания проекта подразделение можно переориентировать на решение оперативных задач и поддержание системы бюджетирования в рабочем состоянии. Чтобы осуществить это, руководству потребуется пересмотреть штатную структуру и предусмотреть изменения в фонде оплаты труда.

Если в выделении подразделения нет необходимости (к примеру, на небольших предприятиях) или возможности, то достаточно наделить дополнительными функциональными обязанностями действующие отделы. Принимая во внимание, что работа над проектом не должна быть в ущерб оперативной работе сотрудников.

В случае когда провести внедрение своими силами полностью или частично невозможно, остается рассмотреть вариант обращения к консультантам.

Вне зависимости от того, будет ли компания реализовывать проект своими силами или посредством консультантов, ей следует вовлекать в процесс внедрения все подразделения, а не только специалистов финансовой службы.

Как автоматизировать бюджетирование своими силами

При выборе программного продукта, как и при анализе трудоемкости, необходимо принимать во внимание отраслевые особенности предприятия, специфику производства, сложность бизнес-процессов и наличие специалистов, способных поддерживать продукт в рабочем состоянии. Выбирать программу нужно так, чтобы она обеспечивала решение поставленных перед системой бюджетирования задач и соответствовала разрабатываемым методикам планирования. При этом она должна быть понятной и доступной для всех специалистов, включенных в процесс.

Существует огромное количество программных средств, решающих вопросы автоматизации. Условно их можно разделить на группы:

Автоматизация бюджетирования на базе первых двух групп может проводиться собственными силами. При выборе программы из 3-й или 4-й группы потребность в сторонних специалистах существенно возрастет.

Если руководству компании трудно самостоятельно выбрать систему из-за отсутствия практического опыта работы в предложенных программах, можно начать автоматизацию подручными средствами (для этой цели идеально подойдет стандартное приложение MS Office Excel) и только потом переходить к выбору программного обеспечения. Однако это может увеличить сроки реализации проекта.

Если внедрение бюджетирования проводится консультантами, чаще всего приобретается тот программный продукт, с которым они имеют опыт работы (подробнее о том, как выбрать систему автоматизации, см. Как выбрать комплексную информационную систему).

Как оценить расходы на постановку бюджетирования

Чтобы оценить стоимость внедрения бюджетирования своими силами, нужно определиться с расходами, которые появятся при реализации проекта.

Это в первую очередь:

Могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с проведением диагностики бизнес-процессов и общего состояния компании, а также с разработкой методик, положений и регламентов бюджетирования.

Каждая компания-консультант предлагает свой набор документов для регламентации планирования и бюджетирования, а также свое программное обеспечение. Разработка дополнительных регламентов в этом случае может увеличить стоимость проекта в целом. Поэтому, если у компании есть возможность разработать пакет документов для регламентации бюджетирования самостоятельно, это сократит расходы на внедрение, а также позволит прописать бизнес-процессы с учетом своей специфики.

Нужно принять во внимание и то, что, предлагая свои программные продукты, сторонняя организация предоставит ограниченное количество вариантов, и они могут оказаться слишком дорогими. Поэтому, выбирая консультанта, целесообразно провести анализ предложений сразу нескольких организаций. А оценивая стоимость их услуг, учесть, что на цену будут влиять популярность компании на рынке, опыт ее работы, квалификация специалистов, программные продукты и т. д. Это значит, что цена за услуги сторонних организаций для одного и того же предприятия может существенно отличаться (подробнее о том, как выбрать консультантов для внедрения, см. Как выбрать консультантов для внедрения комплексной информационной системы).

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Вам предоставлен неограниченный доступ к «Системе Финансовый директор»

Активируйте доступ прямо сейчас.
Завтра он сгорит!

 
10:11:49


Также, вы сможете прочитать свежий номер журнала Финансовый Директор, архив с 2008 года, скачать книги и формы документов, а также воспользоваться всеми сервисами  для подписчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.