text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как составить программу обучения работе с бюджетами для специалистов компании

Чтобы ускорить бюджетный процесс, избавиться от трудностей в процессе подготовки операционных планов, повысить точность и качество бюджетирования, необходимо:

Какие проблемы возникают у нефинансовых специалистов во время работы с бюджетами

Чтобы разработать качественную программу обучения бюджетированию для нефинансовых специалистов, выявите, систематизируйте и обобщите проблемы, которые возникают во время планирования.

Если в компании еще нет бюджетов, только собираетесь их формировать, то отталкивайтесь от желаемых результатов и предполагаемых проблем.

Чтобы выявить проблемы, понаблюдайте за процессом бюджетирования, проконтролируйте предоставление информации в финансовую службу. Раздайте анкеты участникам процесса и попросите их отметить трудности, с которыми они сталкиваются во время бюджетирования.

Посмотрите и скачайте шаблон анкеты

После анкетирования объедините и проранжируйте ответы. Все ошибки, выявленные в ходе опроса, разделите на группы:

По частоте ошибки проранжируйте на:

После ранжирования проблем составьте рейтинг часто встречающихся ошибок по разным категориям участников бюджетного процесса. Результаты представьте в виде таблицы. Пример см. в таблице 1.

Исходя из полученной классификации разработайте программу обучения работе с бюджетами для специалистов, расставьте в ней акценты.

Что включить в программу обучения работе с бюджетами для специалистов компании

Подготовьте доступную для понимания программу обучения. Какие темы в нее включить, зависит от проблем нефинансовых специалистов в работе с бюджетами. Примерный порядок действий при разработке программы:

Начинайте обучение с вводной лекции о роли бюджетирования в компании. Это особенно актуально для предприятий, где еще нет бюджетов. Организовывайте практические занятия в виде тренингов, мастер-классов, кейсов с использованием реальных данных компании.

Обучение работе с бюджетами можно проводить:

Для крупных компаний эффект от обучения будет выше, если сформировать несколько учебных групп, создать адресные обучающие программы, которые будут учитывать потребности конкретной аудитории. Если планируете собрать смешанные группы, убедитесь, что стартовый уровень подготовки специалистов примерно одинаковый. Преимущество такого обучения – укрепление командного духа, создание эффективных коммуникаций между участниками бюджетного процесса. Пример состава учебных групп см. в таблице 2.

Смешанные группы формируйте из сотрудников смежных подразделений, которые обмениваются информацией в процессе подготовки бюджетов. Не делайте группы большими, оптимальная численность – пять–семь человек.

Преподавателем может быть сотрудник компании, к примеру, руководитель планово-экономического отдела. Привлекать консультантов имеет смысл, если они занимаются постановкой бюджетирования на предприятии.

Как разработать программу обучения, смотрите на схеме.

Наталия Алексеева , финансовый директор ГК «ТРИЭР», к. э. н.

В компании «Альфа» разработали программу обучения работе с бюджетами для специалистов с учетом ошибок, которые они регулярно допускали в процессе бюджетирования. См. пример в таблице 3.

Наталия Алексеева , финансовый директор ГК «ТРИЭР», к. э. н.

Обучайте специалистов компании работе с бюджетами перед началом бюджетного процесса на следующий год либо сразу после него. Преимущество первого варианта – возможность учиться в процессе бюджетирования, второго – анализировать и проработать допущенные ошибки в сформированных бюджетах.

Оптимально разбить обучение на две части: теория и практика – отработка навыков заполнения бюджетных форм. Чтобы закрепить навыки дважды и повысить эффективность обучения, проводите практический кейс на основании рабочих материалов компании.

Большинство нефинансовых специалистов не понимают терминов бюджетирования. Прежде чем составлять и реализовывать программу обучения для сотрудников, договоритесь об однозначной трактовке понятий. При необходимости поясните их понятным языком с минимумом финансовой лексики.

Татьяна Андреева , независимый консультант

Чтобы обучение работе с бюджетами для специалистов было эффективнее, финансовому директору необходимо:

Чтобы повысить результативность обучения, акцентируйте внимание специалистов:

Скачайте образец положения о бюджетировании

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.