text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как построить денежный поток при оценке строительного бизнеса доходным подходом

Для оценки стоимости строительного бизнеса доходным подходом можно использовать два вида денежных потоков:

Чтобы построить каждый из них, предстоит спрогнозировать будущую выручку компании, ее расходы, изменения рабочего капитала. Расходы и рабочий капитал прогнозируют по той же схеме, что и при оценке компаний из других отраслей. Что касается выручки, у строительного бизнеса есть особенности. В отличие от производственных предприятий и предприятий потребительского сегмента, строительная компания, как правило, имеет всего несколько больших контрактов, выручка каждого из которых может составлять десятки процентов от годовой выручки. Поэтому прогнозируемый уровень доходов существенно зависит от принимаемых допущений о будущих событиях, прежде всего о получении новых контрактов. Для строительной компании норма – заключение контракта, составляющего 10–20 процентов портфеля заказов. Каждое такое событие существенно влияет на справедливую (рыночную) стоимость бизнеса.

Среди способов прогнозирования выручки можно отметить следующие:

Как прогнозировать выручку для оценки строительного бизнеса на основе портфеля текущих контрактов

Прогнозировать выручку исключительно по данным о текущих контрактах оптимально для оценки строительной компании, планирующей завершить свою деятельность после их исполнения. К примеру, если она была создана специально для реализации какого-то крупного инфраструктурного проекта и по завершении его покинет рынок. Кроме того, этот метод можно применить при оценке строительного направления предприятия, которое выделяется в отдельный бизнес и отчуждается.

Поскольку планирование выручки от имеющихся контактов отличается консервативностью оценок, методика пригодится для определения разумной нижней границы стоимости компании, испытывающей трудности с получением новых заказов, однако имеющей текущие операции. Нужно отметить, что этот способ не стоит применять при оценке компаний, способных в перспективе генерировать существенный поток новых заказов.

Прогноз выручки предстоит начать с анализа планов реализации проектов компании. Если необходимо оценить сторонний бизнес и точная информация о текущих проектах недоступна, потребуется найти в публичном доступе текущий объем портфеля заказов компании, результаты ее участия в тендерах (например, на сайте госзакупок).

Срок прогноза определяют исходя из специфики портфеля. Например, возведение крупных спортивных объектов может занять четыре–семь лет, строительство трубопровода – до восьми лет в зависимости от длины, а федеральной трассы – три–четыре года. Постпрогнозного периода в этом способе нет.

Если иной информации о сроках завершения работ нет, можно распределить выручку по прогнозному периоду с сохранением средней величины за год (к примеру, за три последних года).

Как прогнозировать выручку для оценки строительного бизнеса на основании фактических доходов

Прогнозировать выручку исходя из динамики фактических доходов (по историческому росту, статистическим способом) лучше всего для оценки компании, находящейся в устойчивом состоянии. О последнем можно говорить, если прирост клиентской базы стабилен, а в рыночном сегменте не ожидается каких-либо потрясений (например, в виде старта или сворачивания целевых инвестиционных программ).

Для быстрорастущих компаний такой способ прогнозирования выручки дает нереалистично высокий результат. Ведь высокий темп увеличения доходов невозможно поддерживать длительное время. Тем не менее методикой можно воспользоваться, если период прогноза разбить на две фазы (подробнее об этом см.  Как выбрать горизонт прогнозирования при оценке стоимости компании доходным подходом):

В первой фазе за прогнозное значение выручки принимается ее средний показатель за прошлые периоды (например, за три последних года). Во второй – значение, соответствующее скорости роста экономики в целом (или не выше нее) и равное безрисковой ставке.

Данный способ близок к подходам, применимым при оценке промышленных компаний.

Евгений Адищев , финансовый менеджер «Сахалин Энерджи»

При оценке строительного бизнеса для прогноза выручки специалисты использовали информацию о росте этого показателя за три предыдущих периодах. В 2011 году она увеличилась на 63 процента, в 2012 году – на 26 процентов, в 2013 году – на 30 процентов и достигла 85 млн руб. По мнению специалистов, 63 процента – недостижимый темп роста в будущем, поэтому среднюю посчитали только за два прошедших года (2012 и 2013) – 28 процентов. При этом специалисты предположили, что с учетом имеющихся тенденций на строительном рынке это тоже достаточно высокий темп роста, поэтому в будущем можно ожидать его снижения.

В качестве прогнозного периода выбрали три года в соответствии со средней длительностью проектов, реализуемых рассматриваемой компанией. По истечении этих лет и до бесконечности темп роста спрогнозировали на уровне рублевой безрисковой ставки. Последняя на момент прогноза составила 6,4 процента. Далее предположили, что в течение последующих лет (после отчетной даты) произойдет линейное снижение текущего темпа – каждый год начиная с исторического периода (2012–2013 гг.) до 2016 года на 5,4 процента ((28% – 6,4%) : 4 периода) до темпа роста в постпрогнозный период (см.  таблицу 1).

Как прогнозировать выручку для оценки строительного бизнеса на основании рыночных тенденций

В целях оценки строительного бизнеса прогнозировать выручку по данным рынка можно, если компания занимает заметное положение на нем. Важно верно определить границы этого рынка: отраслевые, географические, установленные специализацией. К примеру, предприятие – один из пяти крупнейших игроков, в совокупности контролирующих 2/3 сегмента. По большому счету будущее этого предприятия зависит от динамики рынка в целом.

Если же компания занимает менее 2–3 процентов рынка, то на ее будущие объемы влияют в основном собственные действия.

В рамках этого способа для определения выручки строительного бизнеса сначала необходимо спрогнозировать объем рынка, на котором компания оперирует, а затем – ее долю на нем. При этом прогнозный показатель доли может соответствовать текущему или же изменяться. Прогнозируемый оборот компании будет равен произведению будущего размера рынка и доли предприятия на нем.

Для оценки объема рынка можно использовать данные специализированных аналитических отчетов. Для сегмента инфраструктурного строительства размер может быть определен достаточно надежно на основании публикуемых инвестиционных программ государства, субъектов РФ, а также естественных монополий на определенный срок, который можно использовать как прогнозный период (например, три–пять лет). Доля предприятия, как правило, устанавливается постоянной и равной текущей.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.