Скидка на подписку 30% | 8(800)550-07-98
Журнал

Как выбрать горизонт прогнозирования при оценке стоимости компании доходным подходом

В рамках доходного подхода оценка бизнеса основывается на расчете текущей стоимости будущих денежных потоков компании. Срок, на который они прогнозируются (ограниченный или бесконечный), называют остаточным сроком экономической жизни бизнеса и для целей оценки условно разделяют на два периода: прогнозный и постпрогнозный.

Прогнозный период (а по-другому, горизонт прогнозирования) – интервал времени, на котором можно провести дисконтирование будущих денежных потоков. А поскольку последнее условие исполняется только в случае меняющихся потоков, то продолжительность этого периода зависит от момента стабилизации результатов деятельности компании. И еще, дисконтировать денежные потоки, не поддающиеся достоверному прогнозу по тем или иным причинам, смысла нет. Отсюда прогнозный период – это наименьший срок из двух:

Поэтому, чтобы определить горизонт прогнозирования, нужно последовательно ответить на два ключевых вопроса:

На какой срок можно достоверно спланировать денежные потоки

Чтобы понять, в каких временных рамках прогнозы денежных потоков будут достоверны, понадобится решить, на какой срок:

Минимальный из этих интервалов и станет ориентиром при определении периода достоверного прогноза денежных потоков бизнеса.

Как правило, бизнес-планы составляются на пять-семь лет. Если такой практики в компании нет (вполне типичная ситуация), то наверняка у нее есть хотя бы бюджет на ближайший год. Но не стоит ограничивать прогнозный период одним годом, просто при оценке стоимости придется полагаться на отраслевые тенденции и прогнозы макроэкономических показателей. К примеру, свое видение будущих тенденций в отечественной экономике Минэкономразвития России готовит на три года.

Когда денежный поток оцениваемой компании будет стабилен

Чтобы понять, спустя какое время бизнес можно будет рассматривать как стабильно действующий – предстоит решить:

Например, проводя оценку предприятия, где предполагается провести модернизацию производства и расширить направления деятельности (как вариант, эти меры уже приняты), необходимо учитывать период, требуемый для реализации этих инвестиционных планов и выхода на планируемую загрузку мощностей. Предположим, на модернизацию и отладку производства уходит два-три года и еще столько же на достижение максимальной (или ожидаемой) производительности. Этим и определяется минимальная длительность прогнозного периода – четыре-шесть лет.

В оценочной практике компаний малого и среднего бизнеса характерна ситуация, когда период окупаемости «вписывается» в горизонт достоверного прогнозирования. Причем не потому, что так хороши и длительны прогнозы, а так как требования к окупаемости невелики – пять-семь лет. Еще иногда практикующими оценщиками используется негласный критерий для проверки правильности выбора длительности прогнозного периода – после расчетов текущая стоимость денежных потоков постпрогнозного периода (терминальная стоимость) не должна превышать 50 процентов от стоимости всего бизнеса.

Остаточный срок экономической жизни ключевых материальных активов иногда может задавать тот же срок для всего бизнеса, но чаще он определяет период, когда понадобятся существенные вложения для продолжения деятельности. Отсюда расчеты будут точнее, если денежный поток, предусматривающий инвестиции на замену ведущих основных средств, войдет в состав денежных потоков прогнозного периода. Что касается нематериальных активов, их остаточный срок экономической жизни зачастую ограничивает выбор длительности периода прогнозирования. Например, это характерно для компаний, занимающихся недропользованием. Ключевой актив для этого бизнеса – права на добычу недр (невозобновляемых ресурсов), а срок исчерпания ресурсов месторождения не бесконечен.

Прогнозный период вовсе не означает, что по его истечении компания обязательно будет ликвидирована или потеряет свою способность приносить доход. Остаточный срок экономической жизни бизнеса может, конечно, ограничивать его длительность, но, как правило, основной фактор – невозможность достоверного прогнозирования.

Алексей Аканов , заместитель руководителя департамента оценки ООО «Бейкер Тилли Русаудит»

Компания «А» работает в металлургической отрасли и на рынке действует более 18 лет. На дату оценки имеет 100%-ную загрузку производственных мощностей, в связи с чем планирует инвестиции в расширение производства – строительство дополнительного производственного корпуса и приобретение прокатного стана. Проектный срок завершения строительно-монтажных работ – в течение двух лет. Ожидаемый период выхода на полную загрузку – в течение двух лет после ввода в эксплуатацию нового оборудования. Инвестиции предполагается финансировать за счет привлечения акционерного капитала.

В компании подготовлен бюджет на ближайший финансовый год (2011 год), а также есть бизнес-план на семь лет (2012–2018 годы), основанный на прогнозах отраслевых аналитиков и с учетом прогнозов макроэкономических показателей. Бизнес-план вполне допустимо использовать для оценки стоимости бизнеса, поэтому будем полагать, что достоверный прогноз возможен до 2018 года включительно (см. таблицу. Определение прогнозного периода для оценки бизнеса).

Фаза стабильности наступит в 2017 году – это первый год, когда у предприятия не будут расти объемы производства (в 2016 году достигнет максимальной загрузки своих модернизированных производственных мощностей). Отсюда горизонт достоверного прогноза (до 2018 года) даже превышает период достижения стабильности изменения денежных потоков (после 2016 года), поэтому в качестве срока прогнозирования можно принять минимальное из этих значений – до 2016 года включительно.

В отчетах многих оценщиков выбору и обоснованию длительности прогнозного периода незаслуженно уделяется все меньше внимания. Оценщики исходят из того, что прогнозный горизонт не оказывает кардинального влияния на стоимость бизнеса, прогнозируют на тот максимально длительный период, на который позволяет информация. Такой подход методически возможен, но требует большего внимания к расчету терминальной стоимости.

На практике у некоторых пользователей оценки сложился ошибочный стереотип о том, что от выбора длительности прогнозного периода стоимость бизнеса может кардинально меняться, поскольку она определяется только исходя из денежных потоков в этом периоде. Это не так. Учитывается вся способность бизнеса приносить доходы, в том числе и после окончания горизонта прогнозирования. Важно понимать, что выбор длительности прогнозного периода не означает, что компания по его истечении окажется не способной приносить доход своему владельцу. Если исходить из принципа наилучшего использования активов и предусматривать необходимые инвестиции, бизнес способен функционировать, развиваться и приносить доход бессрочно. Именно такое допущение – базовое при оценке рыночной стоимости. Для доходов постпрогнозного периода изменяется только метод расчета их текущей стоимости. Отсюда выбор длительности прогнозного периода не влияет кардинально на величину стоимости бизнеса, а лишь фиксирует время, по истечении которого достоверные и детальные прогнозы невозможны или когда компания выходит на стадию стабильности. Вместе с тем, корректный и обоснованный выбор длительности прогнозного периода позволяет сделать оценку более понятной и минимизирует риск возникновения ошибок при расчете терминальной стоимости бизнеса.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц.сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.