text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка за 22 308 13 990 руб! >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Как получить кредитный рейтинг

Кредитный рейтинг – это мнение рейтингового агентства о возможностях компании своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Его наличие продемонстрирует инвесторам и банкам уровень платежеспособности и прозрачности бизнеса, значительно повысит шансы на получение кредита и поможет улучшить условия финансирования.

Как присваивается кредитный рейтинг

Первый этап работы с рейтинговым агентством – согласование всех условий договора оказания услуг и его подписание. После этого агентство выделяет аналитика, который и будет дальше работать с компанией: собирать информацию (запросы документов и анкетирование), проводить интервью с руководством компании. Обычно достаточно одного интервью в формате встречи или конференц-звонка, когда представители агентства и менеджмент оцениваемой компании обсуждают стратегию, долговую нагрузку, M&A-активность, корпоративное управление и вопросы риск-менеджмента.

Эксперты рейтингового агентства изучают все собранную о компании информацию и представляют свои выводы на рейтинговом комитете. Комитет – коллегиальный орган, состоящий из руководства агентства и кредитных аналитиков. Именно он принимает решение о присвоении рейтинга на том или ином уровне.

По итогам анализа клиенту представляют подробный отчет с итоговой оценкой и описанием ключевых факторов, на нее повлиявших. Если компания согласна с выводами аналитиков, то ей присваивают рейтинг, если нет – она может оспорить оценку своей кредитоспособности или отказаться от ее публикации.

Как выбрать рейтинговое агентство

Выбирая рейтинговое агентство, стоит исходить из того, где компания планирует привлекать заемные средства. Если на зарубежном рынке, то лучше получить рейтинг в одном из иностранных агентств, действующих в России. Они требовательнее к запрашиваемой информации (обязательно нужна отчетность, составленная по международным стандартам или US GAAP), но их оценка будет иметь большее значение для потенциальных инвесторов.

Если же компания собирается привлекать финансирование на отечественном рынке, то можно обратиться в российские рейтинговые агентства. Поскольку в России деятельность рейтинговых агентств подлежит аккредитации в Минфине России, первое, на что нужно обратить внимание, – наличие такой аккредитации. На сегодня в стране аккредитовано всего восемь агентств. Из них три иностранных (Standard & Poor’s, Fitch Ratings и Moody’s) и пять российских («Эксперт РА», AK&M, НРА, Рус-Рейтинг и Moody`s Interfax).

В работе с российскими и иностранными агентствами есть два основных отличия. Первое – требования к отчетности. Отечественные аналитики готовы анализировать отчетность по РСБУ. Второе – стоимость услуг. У иностранных агентств она, как правило, выше. Но в целом диапазон цен составляет от 100 тыс. до 1 млн руб. и зависит от срочности анализа.

Какую информацию подготовить для рейтингового агентства

В целом подход к работе и, следовательно, пакет запрашиваемой информации, у всех рейтинговых агентств примерно одинаков.

В первую очередь компании нужно будет представить бухгалтерскую отчетность за последние два–три года. Одним агентствам достаточно только годовой отчетности за несколько лет и на последнюю отчетную дату, другим нужна поквартальная. Эти требования определяются подходом к оценке динамики показателей. Кроме того, понадобится представить и аудиторские заключения.

Помимо отчетности, рейтинговому агентству потребуются дополнительные данные о деятельности компании. Это, как правило, уточняющая информация по источникам и условиям финансирования, практике корпоративного управления (составы совета директоров и правления, опыт работы и образование ключевых сотрудников компании), различным производственным показателям, перспективам развития рынков сбыта. Все эти вопросы, как правило, передаются в форме анкеты.

Также аналитики запросят устав компании, ключевые положения стратегии развития или прогнозную модель денежного потока, документы, определяющие порядок принятия решений в компании и процессы по управлению рисками (например, положение о генеральном директоре, о правлении, совете директоров, о мерах по снижению рисков и т. п.).

Сколько времени займет получение кредитного рейтинга

В среднем весь процесс получения рейтинговой оценки занимает около пяти–шести недель. Две из них уйдет на сбор агентством необходимой информации (запрос документов, заполнение анкеты и интервью), еще две – на анализ полученных данных. Заключительные одна–две недели – на вынесение решения рейтинговым комитетом и согласование итоговых документов.

На практике самое трудоемкое – заполнение анкеты. Для ускорения нужно задействовать наибольшее количество сотрудников компании и назначить специального куратора. Кроме того, значительно сократить срок получения рейтинга поможет подробная пояснительная записка к бухгалтерскому балансу или ноты к отчетности по МСФО. Тогда достаточно просто указать источник, где аналитики агентства смогут найти интересующую их информацию относительно компании.

Сколько действует кредитный рейтинг

Кредитный рейтинг актуален в течение одного календарного года с момента его присвоения. В период его действия аналитики агентства изучают промежуточную отчетность компании и отслеживают новости о ней. Если вдруг они выявят позитивные или негативные факты, оценка агентства может быть повышена или понижена.

Кстати, если компания была реорганизована или переименована, рейтинг продолжает действовать. Во всех этих случаях агентство выпускает соответствующие пресс-релизы.

Что делать, если компания не согласна с оценкой рейтингового агентства

На случай если компания выражает несогласие с оценкой рейтингового агентства, в договоре на оказание услуг должна быть предусмотрена процедура апелляции. Если такого пункта в нем нет, нужно настоять, чтобы его добавили.

По выводам, с которыми компания не согласна, она направляет в рейтинговое агентство аргументированные возражения. В целом аналитики готовы делать некоторые поправки на специфику деятельности организации и прислушиваться к доводам ее сотрудников. Но бывают случаи, когда итоговая оценка все равно клиента не устраивает. Тогда можно отказаться от публикации рейтинга, и агентство не будет иметь права без разрешения разглашать информацию ни о присвоенной оценке, ни о том, что компания вообще проходила данную процедуру.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.