text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как разместить облигационный заем

Длительность и сложность процедуры подготовки выпуска облигаций зависит от того, насколько компания готова к нему на момент принятия решения о размещении. В частности, соответствует ли она требованиям публичного рынка к структуре владения, управления, к отчетности и т. д., есть ли необходимость в каких-либо подготовительных работах по повышению инвестиционной привлекательности. В целом порядок действий по размещению выпуска можно представить в виде схемы. Остановимся подробнее на самых главных этапах.

Как определить параметры выпуска облигаций

Параметры будущего займа – его сумма, срок размещения, возможность досрочного погашения и т. д. – устанавливаются исходя из потребности компании в долгосрочных финансовых ресурсах, ее долговой нагрузки, кредитной истории, а также ситуации на рынке (подробнее о структуре облигационного займа см. Как определиться с параметрами облигационного займа). На практике их согласование, как правило, занимает около месяца – быстрота результатов зависит по большей части от оперативности принятия решения уполномоченными органами и собственниками эмитента.

Как структурировать выпуск облигаций

Структурирование будущего выпуска корпоративных облигаций подразумевает выбор эмитента ценных бумаг (если речь идет о группе компаний). Если номинальная стоимость размещения превышает размер уставного капитала компании или сумму обеспечения, предоставленного в этих целях третьими лицами (в соответствии со ст. 27.5-4 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»), придется привлечь поручителей (стоимость их чистых активов не должна быть меньше суммы предоставляемого поручительства). Кстати, ограничения по величине уставного капитала не распространяются на организации, чьи эмиссионные ценные бумаги прошли процедуру листинга и включены в котировальный список на фондовой бирже, а также те, кто получил кредитный рейтинг одного из рейтинговых агентств, аккредитованных при Правительстве РФ (см. таблицу 1. Минимально допустимый кредитный рейтинг для размещения облигаций на сумму свыше уставного капитала).

Что дает кредитный рейтинг при размещении облигаций

Кредитный рейтинг имеет значение не только с точки зрения упрощения структуры выпуска при регистрации, но и для повышения инвестиционной привлекательности облигационного займа. В частности, наличие рейтинга кредитоспособности эмитента (выпуска) ценных бумаг не ниже уровня «В3» («В-») по международной шкале позволяет включить облигации в котировальный список биржи уровня «А1». Отсюда на этапе структурирования выпуска важно принимать во внимание требования фондовой биржи по включению и поддержанию ценных бумаг в котировальном списке, поскольку последующий листинг облигаций компании даст возможность расширить количество инвесторов и повысить ликвидность бумаг на вторичном рынке.

Кроме того, если у эмитента выпуска облигаций рейтинг не ниже уровня «В1» («В+») по классификации международных рейтинговых агентств, выпуск облигаций потенциально может быть включен в Ломбардный список Банка Роccии для рефинансирования участниками рынка. Этот факт существенно улучшает структуру инвесторов при размещении и ведет к снижению ставки купона.

И еще с июля 2012 года российские банки при расчете норматива достаточности капитала применяют повышенный коэффициент взвешивания для оценки вложений в ценные бумаги, включая векселя, облигации низкокачественных эмитентов. А к последним относятся компании, имеющие рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте или рублях, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне ниже «B2» («В»). И поскольку именно банки – основные покупатели долговых бумаг, получение кредитного рейтинга становится неотъемлемым элементом общей стратегии выхода на публичный рынок капитала.

Как зарегистрировать выпуск корпоративных облигаций

После определения всех ключевых параметров и структуры облигационного займа его организатор готовит эмиссионные документы: решение о выпуске ценных бумаг и проспект ценных бумаг. Они должны быть утверждены эмитентом и опубликованы в периодическом издании и на сайте эмитента. Затем наступает очередь регистрации эмиссионных документов в Федеральной службе по финансовым рынкам России. Эта процедура занимает 30 дней с момента подачи проспекта облигаций и подразумевает определенные расходы для эмитента (аудит проспекта ценных бумаг и оплата пошлины за государственную регистрацию).

Какие документы готовят для будущих покупателей облигаций

Одновременно с государственной регистрацией выпуска облигаций организатор займа готовит информационный (инвестиционный) меморандум. Это главный документ для потенциальных инвесторов. В нем раскрывается информация о планируемом облигационном займе (параметры, цели привлечения), основные сведения о заемщике, его финансово-экономических показателях, стратегии развития, занимаемой доли рынка, рыночных перспективах.

Как представить облигационный выпуск инвестиционному сообществу

После публикации эмитентом сообщения о государственной регистрации выпуска облигаций в периодическом издании наступает двухнедельный мораторий на размещение бумаг. С технической стороны все готово для маркетинга выпуска, но крайне важно правильно выбрать момент размещения. Важные факторы – текущая рыночная конъюнктура, ближайшие перспективы ее изменения, наличие предложения бумаг от отраслевых конкурентов эмитента (чтобы не допустить оттока спроса). Как правило, дату размещения бумаг определяет организатор выпуска, ориентируясь на эти факторы.

На российском рынке чаще всего корпоративные облигации размещаются с помощью книги заявок (см. таблицу 2. Формы размещения облигационных займов). Этот порядок, в отличие от аукциона по купону (цене размещения), дает эмитенту и организатору возможность диверсифицировать базу покупателей бумаг, создать оптимальное соотношение между долгосрочными и спекулятивными инвесторами.

За адресную рассылку потенциальным инвесторам отвечает организатор займа. Он сообщает о планирующемся размещении, его основных параметрах, о начале сбора предложений (оферт) на заключение предварительных договоров купли-продажи облигаций и дате и времени закрытия книги заявок. Оферты на заключение предварительных договоров купли-продажи становятся безотзывными в момент закрытия книги заявок.

В процессе маркетинга облигационного займа организатор совместно с эмитентом проводят встречи с крупными потенциальными покупателями облигаций. В случае необходимости организуются презентации, конференции для инвесторов (подробнее об организации взаимодействия с инвесторами см. Как провести роуд-шоу). Все эти мероприятия призваны создать максимальный спрос на ценные бумаги и в конечном итоге снизить уровень ставки купона. Если спрос высок и книга заявок пока «открыта», можно пересмотреть ставку купона в сторону снижения.

Форма размещения Описание Преимущества Недостатки
Аукцион по купону (цене размещения) Размещение проводится в форме аукциона по цене размещения при известной ставке купона либо по ставке купона до оферты (погашения). Заявки инвесторов ранжируются по цене приобретения (ставке купона), преимущества получают ранняя цена (ставка) при условии равности Для эмитента: можно существенно снизить стоимость заимствования при хорошей рыночной конъюнктуре и переподписке. Для инвестора: нет привилегий одних инвесторов перед другими

Для эмитента: возможен выкуп одним или несколькими инвесторами всего объема выпуска; необходимо объявлять дату аукциона за пять дней.

Для инвестора: для выставления заявки на покупку бумаг необходимо зарезервировать существенную сумму заявки в торговой системе, в случае непопадания заявки в объем отсечения это резервирование будет напрасным

Книга заявок Организатор размещения собирает заявки инвесторов в книгу с ценовыми параметрами, соответствующими заявленному диапазону. Эмитент совместно с организатором самостоятельно определяют круг инвесторов

Для эмитента: при выборе инвесторов и акцептовании их заявок можно учитывать наличие стратегических отношений с ними; есть возможность подобрать оптимальное соотношение между долгосрочными инвесторами, приобретающими облигации до погашения и спекулятивными инвесторами, обеспечивающими ликвидность выпуска; можно диверсифицировать базу держателей бумаг и уменьшить зависимость от одного инвестора; можно контролировать диапазон ставки размещения, в случае хорошей конъюнктуры планомерно его снижать; гибкие сроки открытия и закрытия книги заявок; непосредственное общение с ключевыми инвесторами, укрепление отношений с ними.

Для инвестора: гарантированное приобретение облигаций в случае акцепта заявки и отсутствие рисков напрасного резервирования денежных средств для выставления заявки

Для эмитента: возможность недостижения минимального уровня ставки купона в случае очень хорошей рыночной конъюнктуры

Как завершить размещение облигаций и получить денежные средства

На основании собранных оферт на заключение предварительных договоров купли-продажи облигаций эмитент совместно с организатором определяют ставку купона, книга заявок закрывается. После завершения периода сбора заявок на приобретение облигаций по фиксированной эмитентом ставке купона биржа составляет их реестр, передает организатору, который вместе с эмитентом акцептует их полностью или частично. Облигационный заем размещен, эмитент получает денежные средства в день размещения. Что касается сопутствующих затрат, они включают биржевые сборы за размещение, допуск к торгам, включение в котировальный список, депозитарные расходы. Самая большая статья затрат – комиссия организатора выпуска облигаций. Она выплачивается, как правило, по факту размещения и получения компанией средств.

Однако успешным размещением облигаций история публичного финансирования не заканчивается. Последующие задачи организатора – сопровождение выпуска облигаций, в том числе включение ценных бумаг в котировальные списки биржи, поддержка ликвидности на вторичном рынке, а также аналитическая поддержка облигационного займа. Компании предстоит регулярное раскрытие информации, работа с инвесторами, прохождение оферты по приобретению ценных бумаг (если она предусмотрена). Все эти факторы влияют на стоимость последующих заимствований, их понимание позволит разработать оптимальную стратегию использования инструментов публичного рынка капитала.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.