text
Журнал

Как оценить качество управления кредиторской задолженностью перед контрагентами

Чтобы определить, насколько эффективно предприятие управляет кредиторской задолженностью перед контрагентами, нужно:

Такую оценку желательно проводить регулярно, например, раз в год.

При этом нужно понимать, что эффективное управление задолженностью перед контрагентами не подразумевает постоянного наращивания ее объемов и увеличения периода погашения. Такой подход может привести к срыву поставок (а значит, к нарушению всего цикла хозяйственной деятельности предприятия), а также негативно сказаться на решении банков о предоставлении кредита на пополнение оборотных средств компании.

Как проанализировать соотношение краткосрочной кредиторской и дебиторской задолженности

Возможны следующие варианты соотношения краткосрочной кредиторской и дебиторской задолженностей:

Кроме того, что нужно рассматривать соотношение краткосрочных задолженностей в целом, их рекомендуется разделить на сопоставимые группы ликвидности, выделив:

Далее нужно рассчитать соотношения по каждой из этих групп, используя формулу 1.

Формула 1. Расчет соотношения кредиторской и дебиторской задолженностей

Соотношения, рассчитанные по формуле 1 (для каждой группы задолженностей), показывают, сколько рублей кредиторки приходится на 1 руб. дебиторки. В компании в зависимости от сферы ее деятельности, стратегии (консервативной, умеренной или агрессивной – подробнее об этом см. Как организовать работу с кредиторской задолженностью в компании) и внешних факторов стоит установить нормативные значения таких соотношений по каждой группе задолженностей. Нормативы помогут быстро установить, нужно ли принимать меры для изменения ситуации (например, ускорить платежи по просроченной кредиторке или пересмотреть условия договоров с поставщиками, чтобы увеличить периоды отсрочки платежей и т. д.).

С какой периодичностью погашать кредиторскую задолженность

Как правило, периодичность погашения кредиторской задолженности можно считать оптимальной, если предприятие оплачивает долги перед контрагентами за счет закрытия дебиторской задолженности (т. е. деньги от покупателей приходят раньше, чем нужно платить поставщикам и подрядчикам). Так компании не приходится брать банковские кредиты, чтобы своевременно исполнить свои обязательства и избежать кассовых разрывов.

Например, оптимальной будет ситуация, когда погашение кредиторской задолженности со сроком до 14 дней обеспечено дебиторской задолженностью с периодом оплаты также не более двух недель и т. д. по другим группам с сопоставимыми сроками оплаты.

Чтобы поддерживать подобное соотношение периодов оплаты дебиторки и кредиторки, важно своевременно анализировать условия договоров с контрагентами и при необходимости менять их (однако ситуацию стоит рассматривать не только с точки зрения управления кредиторкой, но учитывать и многие другие факторы, к примеру, значимость контрагентов для бизнеса, стоимость отсрочки платежа и др.).

Оценивая управление кредиторской задолженностью, нелишним будет рассчитывать соотношение периодов оборота кредиторки и дебиторки, используя формулу 2.

Формула 2. Расчет соотношения периодов оборота кредиторской и дебиторской задолженностей

Нормативное значение для этого показателя может быть в зависимости от сферы деятельности от 1 до 3. Его нужно анализировать в динамике. К примеру, если установлено, что за рассматриваемый год он снизился, это говорит о том, что средний период погашения дебиторки увеличился больше, чем период погашения кредиторки. В данном случае эффективность управления последней снизилась и финансовой службе предприятия следует уделить этому вопросу особое внимание.

Какие показатели позволят оценить управление кредиторской задолженностью

О качестве управления кредиторской задолженностью можно судить по тому, насколько оперативно предприятие может расплатиться по своим обязательствам. Для оценки этого потребуется рассчитать и проанализировать значения следующих показателей:

Как правило, эти показатели определяются на дату составления баланса. Чтобы повысить надежность оценок (исключив такие ситуации, когда, например, на счет компании поступила крупная сумма денег непосредственно перед окончанием отчетного периода, тогда как в течение года ликвидность была низкой), в расчетах стоит использовать средние за рассматриваемый период значения. Кроме того, анализ будет более качественным, если рассматривать ситуацию не за год, а например, за квартал, месяц.

Помимо расчета показателей ликвидности, чтобы оценить управление кредиторской задолженностью, необходимо определить ее рентабельность.

Коэффициент текущей ликвидности. Данный показатель, определить который можно по формуле 3, характеризует способность предприятия погашать свои краткосрочные обязательства за счет оборотных активов. Он позволяет установить, сколько активов (в рублях) приходится на 1 руб. краткосрочных обязательств (подробнее о том, как определить норматив для коэффициента текущей ликвидности, см. Как определить нормативы для ключевых финансовых коэффициентов). В данном случае предлагается модифицированная формула определения коэффициента текущей ликвидности – в расчет принимается не вся краткосрочная кредиторская задолженность, а лишь обязательства перед контрагентами компании.

Формула 3. Расчет модифицированного коэффициента текущей ликвидности

Коэффициент быстрой ликвидности. Для расчета этого показателя используется формула 4. По смыслу он аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, однако в данном случае из расчета исключаются товарно-материальные запасы как наименее ликвидная часть оборотных активов. Нормативным значением коэффициента быстрой ликвидности можно условно считать единицу (или скорректировать его для конкретного предприятия).

Коэффициент условного покрытия задолженности. Этот коэффициент также относится к группе показателей ликвидности. Он позволяет оценить возможности компании погасить свои краткосрочные обязательства за счет имеющихся у нее денежных средств и при условии, что запасы материалов и готовой продукции будут реализованы. Если в составе запасов есть расходы будущих периодов, их нужно исключить из расчета. Коэффициент условного покрытия задолженности определяется по формуле 5.

Формула 4. Расчет модифицированного коэффициента быстрой ликвидности

Формула 5. Расчет коэффициента условного покрытия задолженности

Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. Этот показатель позволяет установить, насколько эффективно компания использует задолженность перед контрагентами в качестве источника финансирования хозяйственной деятельности предприятия. Для расчета используют формулу 6. Нормативное значение зависит от сферы деятельности компании, причем диапазон довольно большой: оно может колебаться от 2–5 процентов (в строительных и финансовых компаниях) до 20–30 процентов (в сфере торговли и услуг). Этот коэффициент желательно рассматривать в динамике. При этом стоит учитывать, что рентабельность кредиторки зависит не только от того, насколько эффективно компания управляет ею, но и от многих факторов, влияющих на прибыль.

Формула 6. Расчет коэффициента рентабельности кредиторской задолженности

Кроме перечисленных показателей, оценивая качество управления кредиторской задолженностью, компания может применять также коэффициенты самофинансирования, зависимости от кредиторской задолженности (подробнее о них см. Как организовать работу с кредиторской задолженностью в компании) и другие исходя из специфики бизнеса.

Алексей Гребенников , исполнительный директор ГК «Резон»

Анализируя эффективность управления кредиторской задолженностью, финансисты компании «Альфа» сопоставили ее с дебиторкой. Для этого кредиторскую и дебиторскую задолженности разделили на сопоставимые по ликвидности группы, как показано в таблице 1.

Затем рассчитали соотношение кредиторской и дебиторской задолженности по формуле 1 для каждой из групп ликвидности (см. таблицу 2). Финансисты проанализировали значение этих показателей в текущем году, а также сравнили их с прошлогодними данными.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Вам предоставлен неограниченный доступ к «Системе Финансовый директор»

Активируйте доступ прямо сейчас.
Завтра он сгорит!

 
10:11:49


Также, вы сможете прочитать свежий номер журнала Финансовый Директор, архив с 2008 года, скачать книги и формы документов, а также воспользоваться всеми сервисами  для подписчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.