text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как оценить экономическую эффективность получения отсрочки платежа

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками возникает в случае отсрочки платежа за поставленные сырье, материалы, товары, выполненные работы, оказанные услуги. За счет нее компания-покупатель может сократить объем собственных средств, вложенных в оборотные активы.

По сравнению с другими способами финансирования, у кредиторской задолженности есть свои преимущества. Во-первых, достаточно простая процедура привлечения. Поставщики зачастую сами заинтересованы отгружать продукцию с отсрочкой оплаты, увеличивая тем самым свои обороты. Во-вторых, стоимость кредиторки нередко ниже, чем у банковских займов (о том, как в этом убедиться, см. Пример оценки экономической эффективности получения отсрочки платежа).

К недостаткам кредиторской задолженности как способа финансирования можно отнести узкую направленность (только для пополнения определенных запасов, например) и ограниченное время действия (период отсрочки зафиксирован в договоре; увеличение срока приводит к дополнительным затратам). Кроме того, есть риск, что если компания не погасит свой долг перед поставщиком вовремя, ей придется искать нового. В этой ситуации она, скорее всего, сможет рассчитывать на отсрочку только через несколько месяцев сотрудничества и по достижении определенного объема закупок.

Эффективное управление кредиторской задолженностью перед поставщиками подразумевает одновременное выполнение двух условий:

Как рассчитать стоимость отсрочки платежа по поставкам

Использование отсрочки платежа, как правило, приводит к увеличению стоимости приобретаемого товара. В связи с этим нужно определить, во сколько компании обойдется ее кредиторская задолженность, имеет ли смысл соглашаться на такие условия.

Формула 1. Расчет стоимости предоставляемой отсрочки платежа

Как видно из формулы 1, стоимость задолженности за поставленный товар зависит не только от размера наценки, но и от периода отсрочки. Чем он длиннее, тем ниже процентная ставка.

Поставщик, не получивший оплату за отгруженный товар, часто сам бывает вынужден кредитоваться или изымать денежные средства из оборота своего предприятия до момента расчета за свою продукцию. Поэтому любая наценка – это отражение стоимости кредитования до момента получения оплаты. Но если поставщик стремится расширить рынок сбыта или просто заинтересован в покупателе (стабильность, объемы), он не будет существенно увеличивать наценку, так как в этом случае важнее интерес в сбыте продукции.

Как управлять оборачиваемостью кредиторской задолженности

Важнейший аспект управления кредиторской задолженностью – контроль периода ее оборота в сравнении с дебиторской задолженностью и товарными запасами.

Период оборота кредиторской задолженности рассчитывается по формуле 2:

Формула 2. Расчет периода оборота кредиторской задолженности

Если предприятие предоставляет отсрочку платежа своим клиентам, то для того, чтобы не возникали кассовые разрывы, следует позаботиться о том, чтобы оплата со стороны покупателей и заказчиков поступала раньше, чем подойдет срок погашения долга перед поставщиками. Так, когда период оборота дебиторской задолженности в среднем равен 40 дням, а кредиторской – 42 дням, такая разница считается допустимой. Но все зависит от целей компании, стратегии ее развития. Если в планах – расширение рынка сбыта, привлечение новых клиентов, то имеет смысл отталкиваться от этого: обеспечить покупателям максимально привлекательные условия, в том числе и длинную отсрочку. А затем постараться договориться с поставщиками о переносе срока оплаты. Не получится – гасить кассовые разрывы с помощью банковских кредитов. Другая ситуация, когда рынок сбыта стабилен. В этом случае следует сначала определить максимальный период оборота кредиторской задолженности (из предложений поставщиков) и исходя из него решать вопрос о предоставлении отсрочек клиентам (с учетом того, что кредиторка должна оборачиваться медленнее, чем дебиторка).

Не будет лишним взять под контроль разницу между периодом оборота кредиторской задолженности и товарных запасов (см. формулу 3. Расчет периода оборота товарных запасов). Чтобы компания могла расплатиться с поставщиками, приобретенные у них материалы должны быть вовлечены в производство. Чем быстрее будут использованы запасы, тем скорее сформируется выручка. Чем выше положительная разница между оборотами, тем эффективнее компания управляет кредиторской задолженностью.

Формула 3. Расчет периода оборота товарных запасов

Елена Мухарева , директор по экономике и финансам ООО «Южная угольная компания», к. э. н.

В службу закупок компании поступили коммерческие предложения от трех поставщиков аналогичной продукции, необходимо принять решение – какие из них выбрать. В финансовую службу передается информация об условиях поставки материалов с отсрочкой платежа.

Шаг 1. Сотрудникам финансовой службы предстоит определить, какое из предложений экономически выгодно. Поскольку все три подразумевают отсрочку платежа, необходимо рассчитать стоимость возникающей кредиторской задолженности.

Поставщик № 1 готов подождать оплату за отгруженный товар в течение 60 дней, но взамен собирается увеличить его стоимость со 100 руб. до 102,5 руб. за единицу. Следовательно, наценка за отсрочку платежа составит 2,5 процента ((102,5 руб. – 100 руб.) : 100 руб. × 100%), а кредиторка обойдется в 15,6 процента годовых (2,5% : (100% – 2,5%) × (365 дн. : 60 дн.) × 100%).

Поставщик № 2 предлагает увеличить стоимость своего товара на 2 процента, при этом оплатить его можно будет через 30 дней после отгрузки. Отсюда стоимость отсрочки составит 24,8 процента в год (2% : (100% – 2%) × (365 дн. : 30 дн.) × 100%).

Поставщик № 3 обещает самую длинную отсрочку – 90 дней, но цена товара вырастет на 3,5 процента. Кредиторка будет стоить 14,7 процента в год (3,5% : (100% – 3,5%) × (365 дн. : 90 дн.) × 100%).

Поскольку у компании есть возможность взять краткосрочный кредит под 16 процентов годовых, для нее предложение поставщика № 2 оказывается невыгодным. Ведь можно занять в банке под 1,3 процента в месяц (16% : 365 дн. × 30 дн.), оплатить товар сразу после отгрузки, без наценки за отсрочку, и сэкономить 0,7 процента (2% – 1,3%) от стоимости ежемесячной поставки.

Условия поставщиков № 1 и № 3 выглядят более привлекательными, стоимость долгов перед ними ниже, чем ставка по банковскому кредиту. Как только стало понятно, что предприятию подходят условия поставщиков по наценке и отсрочке платежа, можно заключать с ними договор. Далее будет анализироваться кредиторская задолженность только задолженность перед поставщиками № 1 и № 3.

Шаг 2. Для контроля над кредиторской задолженностью нужно определить ее размер на каждую отчетную дату в детализации по поставщикам (№ 1 и № 3). Для этого на основании заключенных договоров заполняется таблица (см. таблицу. Отчет о состоянии взаиморасчетов с поставщиками).

Общая кредиторская задолженность перед поставщиками № 1 и № 3 на начало года составляет 39 773 тыс. руб. (30 040 тыс. руб. + 9733 тыс. руб.), на конец – 14 558 тыс. руб. (6130 тыс. руб. + 8428 тыс. руб.).

Шаг 3. По формуле 2 рассчитывается период оборота кредиторской задолженности по компании в целом – он составляет 42 дня ((14 558 тыс. руб. + 39 773 тыс. руб.) : 2 : 236 080 тыс. руб. × 365 дн.), где 236 080 тыс. руб. – себестоимость реализованной за год продукции.

Шаг 4. Насколько эффективно компания управляет своими долгами, покажет разница между периодами оборота дебиторки и кредиторки. Для предприятия выгодно, чтобы задолженность перед поставщиками оборачивалась медленнее, чем долги покупателей. В данном случае отсрочка для клиентов не должна превышать 42 дня.

При условии, что выручка предприятия за отчетный период равна 348 120 тыс. руб., а средняя дебиторская задолженность – 38 150 тыс. руб., период оборота дебиторской задолженности составляет 40 дней (38 150 тыс. руб. : 348 120 тыс. руб. × 365 дн.). Это означает, что покупатели оплачивают свою задолженность перед предприятием на два дня раньше, чем оно должно погасить свои обязательства. Иначе пришлось бы рассмотреть возможность увеличить период оплаты поставщикам либо сократить отсрочку клиентам.

Шаг 5. Среднее значение запасов на предприятии составляет 7761 тыс. руб., период их оборота равен 12 дней (7761 тыс. руб. : 236 080 тыс. руб. × 365 дн.). Тогда разница между периодами оборота кредиторской задолженности и товарных запасов равна 30 дней (42 дн. – 12 дн.). Ее положительное значение говорит об эффективном использовании кредиторской задолженности. Если разница небольшая или практически нулевая, то следует увеличить период оборота кредиторской задолженности или уменьшить период оборота сформированных за счет нее запасов.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.