text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как определить безубыточный объем продаж

Безубыточный объем продаж – такой объем реализации, при котором компания не терпит убытки, но и прибыли тоже не получает. Если компания не заработала прибыли за период, это сигнал о том, что нужно взвешивать любое решение, касающееся изменения доходной или расходной части бюджета, например, предоставить ли скидки покупателю, индексировать ли зарплату сотрудников. Информация о безубыточном объеме продаж пригодится для планирования деятельности и финансово устойчивым компаниям. Она поможет понять, когда следует урезать затраты, перенеся их на другой период, насколько велик запас финансовой прочности – в каком диапазоне допустимо уменьшать цены и какая компенсация в виде роста объема продаж при этом потребуется.

 

Пример регламента. Скачайте положение о бюджетировании, устанавливающее порядок анализа безубыточности

 

Как найти безубыточный объем продаж, зависит от того, сколько товаров реализует компания – один или несколько. В любом случае потребуется вести учет по постоянным и переменным расходам, подробнее о них см.  Как классифицировать затраты в управленческом учете. О том, как выделить в смешанных затратах постоянную и переменную части, см.  Как разделить смешанные затраты на постоянные и переменные с помощью Excel.

Как рассчитать безубыточный объем продаж, если компания специализируется на одном товаре

Если у компании только одна товарная номенклатура, то, чтобы найти безубыточный объем продаж, воспользуйтесь графическим способом или сопоставьте маржинальный доход и постоянные расходы.

Построить график безубыточности. Постройте график, отразив по горизонтали объем продаж в натуральном выражении, а по вертикали – выручку, постоянные и валовые (суммарные) расходы. Точка пересечения линий выручки и валовых расходов покажет безубыточный объем продаж.

Станислав Салостей , руководитель проекта Rs-Con.ru

Компания «Альфа» – копи-центр, специализирующийся на моноуслуге – копировании документов. Стоимость одного листа формата А4 для клиентов едина – 2,7 руб. Постоянные расходы компании – 17 500 руб. в месяц. Переменные расходы включают стоимость бумаги и картриджей. В расчете на одну копию эти расходы составляют 0,7 руб. за копию. Найдем для компании точку безубыточности с помощью графика – см. рисунок. График безубыточности.

Отразим по горизонтальной оси объем продаж в натуральном выражении – количество копий, по вертикальной оси – доходы и расходы. Прямая постоянных расходов параллельна горизонтальной оси. Их сумма неизменна и составляет 17 500 руб. Если в течение месяца компания реализует 2500 шт. копий, ее выручка составит 6750 руб., 10 000 шт. – 27 000 руб. Построим из этих двух точек прямую доходов. Валовые расходы рассчитаем как сумму переменных и постоянных затрат. При объеме продаж в 2500 шт. они составят 19 250 руб. (17 500 руб. + 0,7 руб./шт. × 2500 шт.), 10 000 шт. – 24 500 руб. Добавим на график прямую валовых расходов. Точка, где она пересекается с прямой доходов, показывает безубыточный объем продаж в натуральном выражении. Как видно на рисунке, безубыточный объем продаж равен 8750 копий.

График безубыточности – наглядный инструмент, однако он не всегда позволяет получить точный результат. Стоит перепроверить значение точки безубыточности с помощью расчетов, сопоставив маржинальный доход и постоянные расходы.

Сопоставить маржинальный доход и постоянные расходы. Чтобы найти точку безубыточности, нужно рассчитать, при каком объеме продаж совокупный маржинальный доход равен постоянным расходам, а прибыль компании – нулевая. Подробнее о том, как применять методику, см.  Пример определения безубыточного объема продаж для одного продукта расчетным способом.

Формула 1. Расчет прибыли

Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных
Прибыль руб. Результат расчета
Объем продаж шт. Отчет о продажах
Средняя цена за единицу товара руб./шт. Финансовая отчетность
Средние переменные расходы на единицу товара руб./шт. Финансовая отчетность
Постоянные расходы за период руб. Финансовая отчетность

Если в формуле 1 приравнять прибыль к нулю и преобразовать выражение, получим формулу для расчета безубыточного объема продаж.

Формула 2. Расчет безубыточного объема продаж

Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных
Безубыточный объем продаж шт. Результат расчета
Средняя цена за единицу товара руб./шт. Финансовая отчетность
Средние переменные расходы на единицу товара руб./шт. Финансовая отчетность
Постоянные расходы за период руб. Финансовая отчетность

Расчетчик. Определите безубыточный объем продаж одного продукта или услуги за период

 

Если рассчитывать точку безубыточности по формуле 2, получите точные результаты. Подробнее о том, как адаптировать эту методику предприятиям с большой номенклатурой, см.  Как считать безубыточный объем продаж в компаниях из разных отраслей и с большой номенклатурой.

Как найти точку безубыточности при широкой номенклатуре товаров

Чтобы вычислить точку безубыточности для предприятия с большим ассортиментом продуктов, воспользуйтесь модифицированной моделью, которая учитывает вклад каждой номенклатуры на покрытие постоянных расходов, – см.  формулу 3 и формулу 4. Главное, чтобы в компании вели учет по переменным и постоянным расходам в детализации по товарам.

Модель подразумевает два этапа расчетов. Сначала оцените безубыточный объем продаж базового продукта, а затем с его помощью – и всех остальных номенклатур. В качестве базового выберите любой товар из ассортимента. Подробнее о других подходах к расчету точки безубыточности для предприятия с большой номенклатурой см.  Как считать безубыточный объем продаж в компаниях из разных отраслей и с большой номенклатурой.

Формула 3. Расчет безубыточного объема продаж базового продукта

Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных
Безубыточный объем продаж базового продукта шт. Результат расчета
Постоянные расходы за период руб. Финансовая отчетность или плановые данные
Фактический объем продаж базового продукта шт. Финансовая отчетность
Общий фактический маржинальный доход по базовому продукту руб. Финансовая отчетность
Общий фактический маржинальный доход по остальным продаваемым продуктам (1,... N – порядковый номер) руб. Финансовая отчетность

Безубыточный объем продаж всех остальных товаров определяется на основании данных об их фактических отгрузках и безубыточном объеме продаж базового продукта.

Формула 4. Расчет безубыточного объема для каждого продукта всей номенклатуры

Станислав Салостей , руководитель проекта Rs-Con.ru

Компания «А» производит четыре продукта, данные об объемах продаж, выручке, постоянных и переменных расходах приведены в таблице.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.