text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка за 22 308 13 990 руб! >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Что выгоднее: закупать товары и сырье регулярно или под заказ

Чтобы оптимизировать затраты компании на пополнение и хранение запасов, следует систематизировать и формализовать соответствующие бизнес-процессы, перейти от хаотичного приобретения ресурсов к использованию модели закупок, подходящей для конкретного бизнеса.

Какие модели закупок бывают

Существует две модели закупок:

Модель с фиксированным периодом между заказами – это просто расписание поставок. После того как установлена периодичность (например, раз в неделю, в месяц, в 26 дней или любой другой период), можно сформировать график поставок хоть на год вперед и по достижении очередной отметки в расписании делать очередной заказ.

При использовании модели с достижением точки заказа никакого графика закупок нет. Постоянно нужно контролировать – а не пора ли покупать? Точка заказа (момент, когда покупать пора) – это ситуация, когда имеющихся запасов осталось ровно на срок поставки (период от текущего момента до того времени, когда товар может быть отгружен клиенту компании: внешнему или внутреннему).

Как выбрать оптимальную модель закупок

Чтобы установить, какая из моделей закупок позволит конкретному предприятию минимизировать затраты на запасы, их можно сравнить по определенным критериям (см. таблицу. Выбор модели закупок).

Критерий Модель закупок
Фиксированный период
между поставками
Достижение точки заказа
Динамика, предсказуемость спроса на товар Спрос относительно предсказуемый. При XYZ-классификации товары попадают в группу Х (подробнее о применении XYZ-анализа см. Как сэкономить на запасах товаров с нестабильным спросом) Спрос очень вариативный. При XYZ-классификации товары попадают в группу Z (подробнее о XYZ-анализе см. Как сэкономить на запасах товаров с нестабильным спросом)
Срок поставки – период с момента, когда в компании решено приобрести ресурсы, и до момента, когда она сможет совершить отгрузку со склада тому покупателю, для которого делалась закупка Срок поставки длинный – например, если поставщику нужно длительное время на исполнение заказа или просто ресурсы доставляют издалека Срок поставки короткий – если товар всегда в наличии на складе у поставщика, а последний расположен недалеко от компании (для которой проводится анализ)
Величина потерь компании из-за отсутствия позиции (неудовлетворенного спроса) Величина потерь несущественная – штрафом за отсутствие конкретной позиции будет только недополученная прибыль. При этом компания может предложить товары-аналоги Возможны большие потери – например, если из-за отсутствия определенных позиций у компании простаивает производство, а также если большой штраф за недопоставку предусмотрен в договоре с покупателем компании
Количество складских позиций, которые компания приобретает у конкретного поставщика Количество складских позиций, закупаемых у конкретного поставщика, большое – 40 и более Количество складских позиций, приобретаемых у конкретного поставщика, маленькое – несколько, а в идеале всего одна

Если у компании все четыре или хотя бы три значения этих критериев оказались в левом столбце, значит, ей лучше использовать модель закупок с фиксированным периодом между поставками. Если большинство значений критериев в правом столбце – нужно внедрять модель закупок с достижением точки заказа.

В ситуации, когда в каждом столбце одинаковое количество значений критериев, необходимо проводить дополнительные расчеты с использованием данных предприятия, чтобы оценить, какая модель выгоднее в конкретном случае. Нужно установить, при использовании какой из них совокупные затраты на приобретение ресурсов и содержание запасов будут минимальными. Однако обычно равновесие в таблице указывает на отсутствие ощутимых выгод от выбора той или иной модели закупок, значит, можно применять ту, которая больше нравится или просто привычнее конкретному сотруднику.

Модель с фиксированным периодом между поставками легко реализуется для большой номенклатурной базы даже в Excel, тогда как применение модели с достижением точки заказа потребует внедрения специальной автоматизированной системы.

Совет:  прежде чем менять подход к планированию закупок, определитесь с общими правилами управления запасами

Александр Грицай , руководитель проекта www.forecastnow.ru

Чтобы новая модель закупок оправдала расходы на ее внедрение, предварительно стоит определиться с общими правилами управления запасами.

В первую очередь разработать и утвердить политику управления запасами. Документ должен вносить ясность – какую цель преследует компания в этой области. Например, нужно ли снизить издержки на запасы любой ценой или сохранить баланс между вложениями в эти активы и уровнем обслуживания клиентов.

Во-вторых, следует позаботиться о повышении прозрачности взаимодействия между отделами компании по вопросам приобретения ресурсов – оптимизировать бизнес-процессы и организовать удобный документооборот.

Зачастую отдел продаж и отдел закупок мотивированы на достижение противоположных целей. Первый стремится реализовать как можно больше продукции и совершенно не заинтересован в минимизации запасов, а для второго не имеет значения рост продаж и расширение ассортимента, если перед ним стоит единственная цель – сократить запасы компании. Необходимо исключить несогласованность закупок, информационную изоляцию подразделений компании, а также сориентировать сотрудников действовать в общем направлении.

Нужно повысить и эффективность работы склада. Желательно внедрить скользящую инвентаризацию и систематизировать процедуру хранения и отгрузки товаров. Это позволит избежать неточных исходных данных о наличии видов продукции и, вместе с тем, ускорить обработку заказов за счет правильного распределения запасов по складскому помещению исходя из востребованности той или иной номенклатурной позиции.

На практике часто именно применение модели закупок позволяет выявить серьезные проблемы компании в области управления запасами. Хаотичное приобретение ресурсов может в значительной мере скрывать все существующие недостатки цепочки поставок. Достаточно сильно поднять страховой запас, чтобы он покрывал все отклонения в сроках поставок, ненадежность поставщиков, неточно спрогнозированный спрос и т. д. Поэтому понижать страховой запас нужно аккуратно, постепенно, по мере устранения существующих проблем.

Самое главное – проект по сокращению издержек на запасы и внедрению модели закупок должен иметь высокий приоритет, а все сотрудники должны быть мотивированы на его реализацию.

Кстати, как видно из таблицы, для разных поставщиков могут и должны использоваться разные модели закупок в зависимости от значений критериев.

Валерий Разгуляев , управляющий информацией ООО «Проект Избенка»

Компания ООО «Избенка» специализируется на реализации натуральных молочных продуктов. Ее деятельность характеризуют следующие особенности (в разрезе критериев, представленных в таблице):

Если следовать логике выбора модели закупок, в ООО «Избенка» должна применяться модель с достижением точки заказа. Однако это не так – с момента запуска бизнеса в компании целенаправленно используют модель с фиксированным периодом между заказами (один–два дня), чтобы повысить качество обслуживания покупателей и удовлетворить высокий спрос на свежие молочные продукты. ООО «Избенка» стремится выйти на ежедневные поставки с каждым поставщиком.

Дополнительные выгоды от применения этой модели следующие:

Как показало время, выбор модели с фиксированным периодом между заказами себя оправдал.

Александр Грицай , руководитель проекта www.forecastnow.ru

О том, что компании целесообразно использовать автоматизированную систему управления запасами, могут свидетельствовать следующие факторы:

1) постоянно растущие складские остатки и (или) частый дефицит важных товарных позиций;

2) недостаток оборотных средств при необходимости расширения ассортимента;

3) большое количество складских товарных позиций (от 2–5 тыс. наименований, более 500 наименований на человека);

4) высокие трудозатраты на формирование заказа поставщику (более 4 человеко-часов работы отдела закупок в неделю).

Самый важный из них – первый фактор. Если он присутствует в компании – это серьезный довод в пользу приобретения системы. В остальных случаях расходы на ее внедрение могут быть оправданны при одновременном выполнении двух–трех из перечисленных условий.

Нужно также оценить, насколько выгодно будет для компании автоматизировать управление запасами. Если по расчетам затраты на приобретение, внедрение и сопровождение системы быстро окупятся за счет полученной благодаря ей экономии, это также веский аргумент в пользу ее применения.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.