text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка со скидкой 40% >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Как сэкономить на запасах товаров с нестабильным спросом

Выяснить, на какие из товаров компании спрос не отличается стабильностью, поможет XYZ-классификация. Предстоит сделать следующее:

Собрать исходные данные. Исходной информацией для XYZ-классификации товаров по уровню спроса послужит динамика объема продаж. Какие именно и сколько периодов рассматривать – зависит от наличия и доступности данных, их сопоставимости. К примеру, можно анализировать ежедневные продажи товаров за 10 дней, дневные – в течение месяца, помесячные или поквартальные – за год.

Рассчитать коэффициенты вариации спроса. Коэффициент вариации спроса характеризует динамику продаж товаров, ее устойчивость или нестабильность в течение определенного периода времени. Чем он меньше, тем более предсказуемы продажи (см. таблицу. Классификация товаров по стабильности спроса).

Формула 1. Расчет коэффициента вариации спроса на товар

Кстати, проще всего рассчитать коэффициент вариации в Excel с помощью комбинации функций СТАНДОТКЛОНП и СРЗНАЧ (см. пример расчетов).

Классифицировать товары по коэффициенту вариации. Для разделения номенклатуры товаров на группы X, Y и Z можно использовать классическую шкалу (см. таблицу. Классификация товаров по стабильности спроса):

Но эта классическая шкала не всегда отражает реальную картину в производственной или торговой деятельности. К примеру, трудно найти товар, продажи которого варьировались бы в пределах 10 процентов. Более того, на практике наименьший коэффициент вариации зачастую находится в диапазоне 20–28 процентов. Отсюда если проводить группировку товаров по классике, можно столкнуться с тем, что в группу Х не войдет ни одна позиция, в группе Y окажется лишь 1–2 наименования, а в Z – весь остальной ассортимент.

Разумнее разработать индивидуальный диапазон значений коэффициента вариации под конкретную компанию. В частности, если минимальное значение коэффициента – 20-28 процентов, то шкала может быть такой:

Как вариант, допустимо ориентироваться на среднее значение коэффициента вариации:

Наконец можно прибегнуть к экспертной оценке специалистов службы закупок и продаж.

Допустимо, а иногда и более эффективно использовать комбинацию перечисленных способов. К примеру, сначала рассчитать среднее значение коэффициента вариации, а затем на основе экспертных оценок определить границы между группами.

Пересмотреть правила закупки товаров. Цель использования XYZ-классификации – оптимизация запасов, экономия на складских издержках и высвобождение оборотных средств.

В соответствии с разделением на группы X, Y и Z могут планироваться поставка товаров, нормироваться складские запасы. Такой дифференцированный подход положительно скажется на точности планирования продаж.

Поскольку товары группы Х характеризуются высокой стабильностью спроса, запас по ним можно сократить и наладить поставки точно в срок. Это позволить снизить уровень замороженного оборотного капитала и сэкономить на складских площадях.

У товаров из группы Y спрос не стабилен, но прогнозируем. Между поставками может возникнуть дефицит товаров, поэтому необходимо сформировать страховой запас (подробнее о том, как его рассчитать, см. Как рассчитать страховые запасы при нестабильном спросе и непостоянных сроках поставок).

Группа Z – это и есть искомые товары со случайным спросом, на которых можно сэкономить. По ним следует принять решение: выводить из ассортимента, поддерживать резервный запас на складе, иное. Все зависит от специфики деятельности компании (производство, оптовая или розничная торговля), ее стратегии развития и целевого уровня сервиса (подробнее см. Сколько готовой продукции выгодно держать на складе).

Елена Агеева , финансовый директор ООО «Голдер-Электроникс»

Простейший способ поддерживать оптимальный остаток на складе – увязать закупки с планом продаж, не забывая о времени с момента размещения заказа до поступления на склад (см. формулу 2. Расчет планового объема закупок товара).

Формула 2. Расчет планового объема закупок товара

Но при таком подходе не принимается во внимание рентабельность продаж. Представьте, у компании не хватает оборотных средств, чтобы купить все товары. Есть риск, что в плане закупок будут превалировать номенклатурные позиции, реализуемые с минимальной наценкой и в небольших объемах. А для пополнения запасов товаров, обеспечивающих значительную долю выручки и прибыли, денег не останется. Решить эту проблему можно, если диверсифицировать подходы к планированию закупок разных товаров.

Для совершенствования системы заказа товаров нужно выделить наиболее значимые товарные позиции, работа с которыми обеспечит компании максимальный маржинальный доход и высокую оборачиваемость запасов. Сделать это поможет ABC- и XYZ-анализ.

ABC-анализ предполагает распределение товарных позиций по трем группам (А, В и С соответственно) на основе комплексного критерия, вычисляемого по формуле 3.

Формула 3. Расчет комплексного критерия для ранжирования товарных запасов

В формуле 3 числовые коэффициенты 0,2, 0,5 и 0,3 – вес задействованных показателей, определяемый экспертно специалистами компании. У самого комплексного критерия фактически нет единицы измерения (в формуле рубли прибавляются к процентам и месяцам.) Это не имеет большого значения для ранжирования. Но если такой вариант не нравится, можно создать собственную систему балльных оценок.

Товарные позиции ранжируются по комплексному критерию в порядке убывания. В группу А попадают первые 10 процентов наименований из списка, B – следующие 25 процентов, С – все остальное. Подходы к планированию их закупок различаются:

Далее проводится XYZ-анализ, весь ассортимент делится на три группы по коэффициенту вариации спроса. К примеру, к группе X относятся товары, спрос на которые стабилен (коэффициент вариации не более 10 %), продажи прогнозируются без труда и с высокой точностью. Ассортиментные позиции с коэффициентом вариации от 10 до 25 процентов – группа Y. И к последней группе Z относятся товары, спрос на которые возникает эпизодически (коэффициент вариации больше 25%).

Объединение результатов АВС- и XYZ-анализа позволяет создать матрицу, включающую девять групп запасов от АХ (товары – лидеры продаж со стабильным, легко прогнозируемым спросом) до CZ (товары-аутсайдеры, которые изредка приобретаются клиентами). И для каждой из них нужно выработать правила управления товарными остатками. Логика может быть такой. Планирование портфеля заказов для товаров из групп AX, AY, AZ и BX, BY, BX должно быть особенно тщательным. Поскольку именно их продажи приносят большую часть выручки, разумно позаботиться о том, чтобы они постоянно присутствовали на складе. При этом подход к формированию страхового запаса в каждой из групп будет отличаться. У товаров, входящих в группы AX и BX, продажи стабильны и прогнозируемы. Тратиться на дополнительный страховой запас смысла нет. В то же время спрос на товары AY и BY может меняться, поэтому стоит держать некоторое количество на всякий непредвиденный случай.

Товары из группы CZ вполне можно вывести из ассортимента, для CY потребуется страховой запас (формируется по остаточному принципу), для CX возможно обойтись и без страхового запаса или снизить его до минимума.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.