text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка со скидкой 40% >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Что выгоднее: инвестировать в развитие производственных мощностей или наращивать запасы готовой продукции перед высоким сезоном

Перед компанией, спрос на продукцию которой подвержен сезонным колебаниям, создающим периодический дефицит товаров, зачастую возникает вопрос – куда направить имеющиеся в наличии денежные средства, чтобы в результате максимизировать прибыль:

Чтобы составить оптимальный план работы предприятия, необходимо подготовить прогноз изменения доходов и расходов по разным вариантам и оценить, какой из них принесет максимальную прибыль.

Сохранение дефицита. Когда нет возможности расширить производство и увеличить складские площади, то есть сохраняется дефицит продукции в период повышенного спроса, то его величину можно определить по формуле 1.

Формула 1. Расчет дефицита продукции

Если предприятие не восполняет недостаток продукции, необходимо постоянно следить за величиной дефицита и, если он превышает 10 процентов, по возможности предпринимать меры по его сокращению. Ведь когда дефицит компании не покрывается имеющимися страховыми запасами, возникают потери от возможной реализации товаров. Рассчитать доход, который могла бы получить компания, полностью удовлетворив спрос на продукцию, можно по формуле 2.

Формула 2. Расчет упущенной прибыли из-за дефицита продукции

При таком варианте не потребуется дополнительный склад для долгосрочного хранения готовой продукции, так как в конце месяца не остается нераспроданного товара. Кроме того, не понадобятся и дополнительные капитальные вложения в развитие производственных мощностей.

Наращивание производственных мощностей. Если руководство компании решает увеличить мощность производства, чтобы свести дефицит товаров к нулю, то изменение затрат будет равно расходам на закупку нового оборудования или оплату дополнительных рабочих часов сотрудников. Прибыль от продаж вырастет, так как предприятие сможет удовлетворить весь спрос и, соответственно, реализовать большее количество продукции.

Накопление запасов. Когда финансовые возможности компании не позволяют расширять производство, может быть рассмотрен вариант использования дополнительных складских площадей. В периоды, когда продукции производится больше, чем продается, остатки резервируются. С наступлением обратной ситуации, чтобы ликвидировать дефицит товаров и увеличить прибыль от продаж, продукция реализуется дополнительно из складских запасов.

Формула 3. Расчет изменения затрат при создании запасов готовой продукции

В расчете участвует процентная ставка, которая определяет стоимость замороженных денег. То есть процент, который бы получила компания, если бы вложила деньги не в запасы, а к примеру, разместила в банке на депозите.

Формула 4. Расчет себестоимости среднего запаса за месяц

Комбинированный вариант. На практике обычно используется комбинация из двух или трех рассмотренных вариантов. Часто у компании есть возможность одновременно увеличить мощность производства, формировать запасы готовой продукции, но не настолько, чтобы полностью удовлетворить спрос (дефицит сохраняется, но в меньшей мере). Особенно это характерно для развивающихся предприятий, где еще не достигнут максимум производственных возможностей и использования складских площадей.

При таком сценарии расходы увеличатся, так как потребуется арендовать дополнительные помещения для хранения товаров, а также приобрести дополнительное производственное оборудование. Также нужно принять во внимание, что спрос не будет удовлетворен полностью, и поэтому компания будет недополучать часть денег от возможной реализации продукции.

Чтобы определить, какие финансовые вложения (в расширение производства и складских площадей) и в какой пропорции окажутся оптимальными с точки зрения прибыли, лучше рассмотреть и просчитать все возможные варианты инвестирования.

Валерий Разгуляев , управляющий информацией ООО «Проект Избенка»

Компания «Снежинка» специализируется на производстве мороженого. Спрос на товар резко вырастает в теплое время года и падает с наступлением холодов. Чтобы определить, каким образом лучше организовать процесс производства и реализации продукции, менеджеры предприятия подготовили несколько возможных сценариев.

Чистый дефицит продукции. Годовой спрос составляет 1800 тыс. единиц продукции, причем летом он ощутимо выше, чем зимой (см. таблицу 1. План производства, спроса и реализации продукции при чистом дефиците). Мощность производства также 1800 тыс. единиц в год или 150 тыс. единиц в месяц. Несмотря на то что в годовом исчислении возможности производства совпадают со спросом, покупательский интерес не удовлетворен полностью. С мая по октябрь производство работает на максимуме, но покупательская активность в эти месяцы превышает предложение (см. таблицу 1. План производства, спроса и реализации продукции при чистом дефиците).

За шесть месяцев недостаточного предложения дефицит превысил 12 процентов (1580 тыс. ед. : 1800 тыс. ед. × 100% – 100%). При удельной маржинальной прибыли в 5 руб. упущенная прибыль за этот период равна 1100 тыс. руб. (220 тыс. ед. × 5 руб.).

Наращивание мощностей производства. Потеря выручки более чем на 12 процентов весьма существенна для компании. Первый вариант исправления ситуации – это увеличение предельного объема изготовления продукции.

Максимальный спрос составляет 200 тыс. единиц в месяц. Следовательно, предприятию необходимо нарастить мощность на одну треть, как раз до 200 тыс. единиц в месяц. Это можно сделать без закупки дополнительного дорогостоящего оборудования, а например, введя в компании третью рабочую смену. Данные для такого варианта представлены в таблице 2.

Спрос на мороженое обеспечен полностью, дефицит и остатки равны нулю. Расходы компании на увеличение мощности производства на 33 процента по предварительным подсчетам составят 600 тыс. руб. Маржинальная прибыль равна 5 руб. с одного мороженого. В итоге прибыль компании увеличится и составит 500 тыс. руб. (220 тыс. ед. × 5 руб. – 600 тыс. руб.).

Накопление запасов. Несмотря на преимущества предыдущего варианта, далеко не всегда компания может позволить нарастить объемы производства даже на 33 процента. Но и при имеющейся мощности, равной 150 тыс. единиц товара в месяц, есть возможность полностью удовлетворить покупательский интерес. Для этого можно сформировать запасы готовой продукции в те месяцы, когда максимальные объемы производства превышают спрос, чтобы затем использовать их в обратной ситуации (см. таблицу 3. План производства, спроса и реализации продукции при создании запасов).

В таком случае потребуется только склад для готовой продукции, вмещающий максимальное количество товара по графе 7 таблицы 3, то есть 220 тыс. единиц. Кроме этого, замораживаются и некоторые денежные ресурсы в этих запасах. Эти средства можно рассчитать через стоимость среднего запаса. То есть нужно сложить все значения, соответствующие остаткам из графы 7, и разделить их на количество месяцев (см. формулу 4. Расчет себестоимости среднего запаса за период), в результате получается 110 тыс. единиц мороженого. Стоимость их обслуживания можно рассчитать по формуле 3 при процентной ставке 20 процентов. Себестоимость мороженого равна 25 руб., аренда склада до 250 тыс. единиц обходится в 10 тыс. руб. в месяц, следовательно, прибыль изменится на 440 тыс. руб. (220 тыс. ед. × 5 руб. – 110 тыс. ед. × 25 руб. × 20% – 10 тыс. руб. × 11 мес.).

Увеличение мощностей производства и хранение запасов. Допустим, компания может увеличить мощность до 160 тыс. единиц в месяц и изыскать складские площади для хранения до 80 тыс. единиц готовой продукции (см. таблицу 4. План производства, спроса и реализации продукции при увеличении мощностей и хранении запасов).

Нужно принять во внимание то, как формируются эти запасы. Начинать изготавливать про запас уже в ноябре, когда мощность производства впервые превышает спрос после периода дефицита, – невыгодно, так как быстро будет достигнуто максимально возможное для хранения на складе количество – 80 тыс. единиц, после чего оборудование начнет простаивать, но при этом деньги в эти запасы окажутся уже замороженными. Вместо этого лучше увеличить объемы производства к сезону. Даже в феврале избыточные мощности используются только наполовину, производя вместо возможных 40 тыс. единиц всего 20 тыс. Таким образом, к моменту, когда спрос сравняется с возможностями производства (160 тыс. ед. в мае), склад готовой продукции уже будет заполнен на нужные 80 тыс. единиц.

Увеличение мощностей на 7 процентов будет стоить компании 120 тыс. руб., дополнительные продажи составят 200 тыс. единиц товара, следовательно, прибыль увеличится на 736 тыс. руб. (200 тыс. ед. × 5 руб. – 120 тыс. руб. – 20,8 тыс. ед. × 25 руб. × 20% – 10 тыс. руб. × 4 мес.). Сумма недополученной прибыли ввиду дефицита мороженого – 400 тыс. руб. (80 тыс. ед. × 5 руб.).

Увеличение мощностей при сохранении дефицита продукции. Вариант, когда компания не использует склады, а мощность может увеличить только до 160 тыс. единиц в месяц, представлен в таблице 5.

Продажи увеличатся на 60 тыс. единиц мороженого, а прибыль вырастет на 180 тыс. руб. (60 тыс. ед. × 5 руб. – 120 тыс. руб.). Упущенная выгода равна 900 тыс. руб. (160 тыс. ед. × 5 руб.).

Создание запасов при сохранении дефицита продукции. Вариант, когда не происходит увеличение мощностей производства, а максимальная вместимость складских запасов – 80 единиц товара, проиллюстрирован в таблице 6.

Дополнительные продажи равны 200 тыс. единиц товара, следовательно, изменение прибыли составит 896 тыс. руб. (200 тыс. ед. × 5 руб. – 20,8 тыс. ед. × 25 руб. × 20%). Из-за дефицита в 140 тыс. единиц компания упускает возможность дополнительно получить 700 тыс. руб. (140 тыс. ед. × 5 руб.).

Увеличение мощностей производства, создание запасов и исключение дефицита товаров. Сценарий, при котором мощность производства вырастает до 170 тыс. единиц в месяц, а на склад помещается до 110 тыс. единиц, представлен в таблице 7.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.