text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка со скидкой 40% >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Как определить оптимальный объем складских запасов

Есть способ точно вычислить оптимальный объем складских остатков, последовательно выполнив три простых шага:

Расчеты критического максимума продаж товаров со склада и минимума запасов можно проводить раз в месяц. Отслеживать динамику реализованного спроса и корректировать точку заказа лучше каждое утро, чтобы при необходимости сразу же отправить заказ поставщикам.

Вычисление критического максимума продаж. Прежде чем перейти к определению критического максимума продаж, предстоит вычислить срок, дольше которого хранить товар убыточно, то есть маржа от его продажи не покрывает издержек на его же хранение (см. формулу. Критический срок хранения товарной позиции).

Формула. Критический срок хранения товарной позиции

Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных
Критический срок хранения товарной позиции дни Результат расчета
Средняя маржинальная рентабельность продаж товарной позиции % Маржинальная рентабельность продаж определяется на основе данных бухгалтерского или управленческого учета по следующей формуле: ((выручка – себестоимость закупки товара) : себестоимость закупки товара)
Альтернативная доходность инвестиций в запасы % в день На практике чаще всего альтернативная доходность инвестиций принимается равной ставке по банковскому депозиту
Отсрочка платежа, предоставленная поставщиком дн. Контракты с поставщиками
Средняя отсрочка платежа клиентам компании дн. Контракты с покупателями
Переменные затраты на хранение в процентах от себестоимости товара % в день Данные управленческого учета

Вот как эта формула работает на цифрах. Маржинальная рентабельность продаж товара условной компании – 15 процентов. Поскольку компания пополняет свои товарные остатки за счет кредитной линии, у нее есть альтернатива – вложить деньги в запасы или не выбирать кредит и сэкономить на его обслуживании, отсюда альтернативная доходность – 0,05 процента в день (18% годовых : 365 дн.). Если бы речь шла о свободных денежных средствах, то в качестве альтернативной доходности рассматривался бы дневной доход от их размещения на банковском депозите. Поставщик предоставляет компании отсрочку платежа на 20 дней с момента отгрузки. Отсрочки покупателям нет. Предприятие ведет только розничную торговлю, а его клиенты – это физические лица. Переменные затраты на хранение – 1,95 процента в день (переменные затраты на хранение всех товаров за последний месяц : средняя закупочная себестоимость всех товаров, находящихся на складе за последний месяц : 30 дней). Отсюда критический срок для хранения товарной позиции – 8 дней ((15% + 0,05% в день × (20 дн. – 0 дн.)) : (0,05% в день + 1,95% в день)). Если товар задержится на складе на больший срок, для компании это обернется убытками.

Чтобы перейти от критического срока хранения товара к критическому максимуму продаж со склада, предстоит проанализировать, какой была реализация в прошлом месяце, как часто повторялись дневные объемы (уровни) продаж. Исходные данные для этой оценки приведены в таблице 1 (строка «Объем продаж, шт.»), а результаты анализа – в таблице 2.

За 30 дней объем реализации колебался от 0 до 27 штук в день (0 шт., 1 шт., 2 шт., 4 шт., 5 шт., 7 шт., 8 шт. и 27 шт. соответственно). Товар совсем не продавался в течение 10 дней. Одну штуку реализовали за день лишь однажды, в течение 10 дней отпускали по 2 штуки, 2 дня – по 4 штуки, 4 дня – по 7 штук и т. д.

А теперь подсчитаем частоту, с которой встречаются те или иные объемы ежедневных продаж с учетом больших значений (см. таблицу 2. Уровни продаж). Сколько дней продавали по 0 штук товара и более? Все 30 дней, период между продажами – 1 день (30 : 30). Объем реализации был равен или превышал 7 штук в день в течение 6 дней или в среднем каждые 5 дней (30 : 6), 27 штук в день – всего один раз за месяц, период между продажами – 30 дней (30 : 1).

Вернемся к определенному ранее предельному сроку хранения (8 дн.) и подберем наиболее близкое к нему значение из периодов между продажами. Это 5 дней, которым соответствует уровень продаж по 7 штук в день. Восьмая единица товара продается в среднем 15 дней, а следовательно, прибыли от ее реализации не хватит для компенсации расходов на хранение.

Получается, что критический максимум продаж товара со склада – 7 штук в день. Именно такой объем реализации выгоднее всего обслуживать.

А что же будет со всеми продажами свыше 7 штук? Их следует оформлять только под заказ, привозить по договоренности с конкретным клиентом. Так удастся заработать при реализации, не отвлекая деньги в запасы и не тратясь на хранение.

Можно написать регламент для отгрузок, превышающих критический максимум продаж со склада. Указать в нем, что они должны производиться только за счет специальных поставок под клиента. Это позволит не опустошать склады при покупке крупных партий и не отказывать в товаре остальным клиентам до прихода следующей поставки.

Определение спроса на товары. Дефицит товара не означает его полное отсутствие на складе. О дефиците можно говорить, когда запасов не хватает, чтобы удовлетворить средний спрос за день. Именно этот средний спрос за день и нужно считать критическим минимумом складских остатков. А теперь о том, как его определить.

Сравним ежедневные значения свободных утренних складских остатков (без учета оплаченных резервов товара) и объемов реализации за рассматриваемый месяц (см. таблицу 1. Анализ продаж). Оказывается, что с 7-го по 12-е число и 30-го числа товара не было в наличии. Вполне возможно, поэтому его и не покупали. Значит, по этим дням судить о спросе не стоит.

Другая ситуация: товар был на складе 2-го и 24-го числа, но не продавался. По этим цифрам сложно понять, каковы причины. Возможно, в эти дни не было покупателей или они планировали приобрести больше и не стали дробить покупку.

Чтобы получить сведения о количестве товара, достаточном для продаж, исключим из объемов реализации все дни, когда продавали больше критического максимума (в дальнейшем свыше него не планируется торговать со склада компании), а также те дни, когда продаж не было вовсе. В примере остаются дни с объемом реализации в диапазоне от 1 до 7 штук в день (см. таблицу 2. Уровни продаж).

Ранжируем полученный ряд данных. Его медиана, а попросту говоря, значение, находящееся в его середине, и есть критический минимум складских остатков – 2 штуки в день. Он означает, что в 50 процентах случаев 2 штук товара на складе хватит, чтобы удовлетворить дневной спрос на него.

Расчет нормы складских остатков. Для расчета оптимальной точки заказа (нормы складских остатков) необходимы данные о реализованном спросе, когда покупатели приобрели ровно столько, сколько собирались, а также о том, в пределах каких объемов предполагается держать товар на складе компании. Только так удастся прийти к тому объему запасов, поддерживая который можно будет избежать потери денег из-за дефицита и необходимости хранить излишние остатки.

Приравнивать продажи к реализованному спросу не всегда оправданно. Вполне возможно, что в какие-то дни запасов оказалось недостаточно или вовсе не было на складе. И часть клиентов ушла ни с чем, другие купили меньше, чем планировали. То есть спрос по факту оказался нереализованным.

Вернемся к исходной статистике продаж за месяц (см. таблицу 1. Анализ продаж) и исключим из нее те дни, когда объем реализации превышал критический максимум (7 шт/дн.), а свободные утренние складские остатки были ниже критического минимума (2 шт/дн.). Все, что останется, и будет тот самый реализованный спрос, который предстоит обслуживать складу. Покупатели компании приобрели ровно столько, сколько собирались с самого начала. Они не были ограничены в своих решениях дефицитом товара. Нулевые значения реализованного спроса говорят о том, что в этот день клиенты ничего покупать и не собирались.

Допустим, на исполнение заказа поставщику (производителю) и его доставку на склад компании требуется 4 дня. Для каждой из дат, на которую приходится реализованный спрос, подсчитаем его сумму за те же 4 дня (значение спроса на текущую дату плюс за три последующих). Например, суммарный спрос на 1-й день месяца равен 6 шт. (2 шт. [1-е число] + 0 шт. [2-е число] + 2 шт. [3-е число] + 2 шт. [4-е число]), на 6-й день – 15 шт. (2 шт. [6-е число] + 4 шт. [13-е число] + 2 шт. [14-е число] + 7 шт. [15-е число]).

Полученные значения помогут оценить возможные изменения спроса за интересующий период и создать адекватные им страховые запасы.

В рассматриваемом примере максимальное значение суммарного спроса равно 15 штукам – как только на складе останется такое количество товара, нужно, не откладывая, отправлять заказ поставщику. Это и будет оптимальная норма складских остатков.

Расчеты критического максимума продаж товаров со склада и минимума запасов можно проводить раз в месяц. Отслеживать динамику реализованного спроса и корректировать точку заказа лучше каждое утро, чтобы при необходимости сразу же отправить заказ поставщикам.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.