text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Что выгоднее: франшиза или новый вид бизнеса

Чтобы выбрать между созданием нового бизнеса или покупкой франшизы, необходимо:

Когда оправданно использовать франшизу

Привлечение франшизы позволит компании:

При этом существуют дополнительные риски и обязательства:

Какую информацию нужно собрать у франшизодателя

Чтобы сравнить франшизу и новый бизнес, необходима подробная информация от франшизодателя. Если речь идет об использовании бренда публичной компании, то источником данных могут послужить опубликованные годовые отчеты, а также готовые презентации для инвесторов. К такой информации можно отнести:

Как оценить экономический эффект от использования франшизы

Чтобы оценить, как лучше вложить средства в новый проект, необходимо построить две финансовые модели – с использованием франшизы и без.

Шаг 1. Следует разработать бизнес-план нового бренда (подробнее см.  Как оформить бизнес-план инвестиционного проекта), а также оценить его риски (подробнее см.  Как оценить риски инвестиционного проекта). Далее нужно собрать информацию от потенциальных франчайзеров об условиях предоставления ими франшизы (о первоначальных инвестициях, величине роялти, дополнительных услугах и об их стоимости), о ее рентабельности и т. д.:

Александр Камаев , старший финансовый аналитик ООО «Росинтер Ресторантс»

Компания «Альфа» планирует открыть киоск для продажи кофе, десертов и сэндвичей в бизнес-центре, в котором работает 2000 человек. Есть предложение от франчайзера – известного бренда с собственным производством кофе премиум-класса и сэндвичей.

Из бизнес-плана проекта, составленного своими силами, и коммерческого предложения франчайзера выделили следующие исходные данные (см.  таблицу Excel).

1. Франшиза привлечет на 20 процентов больше покупателей, чем собственный бренд, то есть 2400 человек в месяц (2000 чел. × 120%). Ежегодный прирост числа клиентов – 3 процента.

Проект достигнет этого значения с франшизой уже через полгода, а без нее – только к концу. Чтобы определить, в каком процентном соотношении распределится общее число клиентов по месяцам в первый год открытия торговой точки, стоит использовать условный пример, где целевое значение за месяц – 100 человек (см. таблицу 1. Выполнение плана по числу покупателей в среднем за месяц в первый год, %). Тогда получается, что с франшизой в первый год планируется 25 200 клентов (2400 чел. × 12 мес. × 88%), а без нее – 16 300 (2000 чел. × 12 мес. × 68%).

2. Рост выручки в первый год открытия с франшизой будет выше, чем с новым брендом.

Целевое значение среднего чека – 170 руб. с ежегодным ростом на 3 процента. В первый год с франшизой компания достигнет 90 процентов от целевой суммы, а без нее – 75 процентов.

3. Доля себестоимости в выручке с франшизой будет на 5 процентов выше, чем с собственным брендом, поскольку придется закупать дорогое сырье по условиям франшизодателя.

4. Накладные расходы:

5. Для работы в киоске необходимы две штатные единицы персонала с фондом оплаты труда 122,5 тыс. руб. в год на человека, а также премиальная часть в размере 5 процентов от выручки. Размер инфляции – 6 процентов.

6. Инвестиции в обоих случаях составляют сумму 2000 тыс. руб. Ставка дисконтирования – 12 процентов.

7. Роялти за использование франшизы составляет 4 процента от выручки. Единовременная выплата – 600 тыс. руб.

Шаг 2. На основе исходных данных, предоставленных франшизодателем, необходимо построить финансовую модель и рассчитать:

Александр Камаев , старший финансовый аналитик ООО «Росинтер Ресторантс»

Для компании «Альфа» расчетная модель франшизы представлена в таблице 2.


п/п
Показатели 1-й
год
2-й
год
3-й
год
4-й
год
5-й
год
I Исходные данные
1 Прирост числа клиентов, % 3 3 3 3 3
2 Рост суммы среднего чека, % 3 3 3 3 3
3 Рост фонда оплаты труда, % 6 6 6 6 6
4 Рост стоимости аренды, % 7 7 7 7 7
5 Максимально возможное число покупателей, чел./год* 28 800 29 664 30 554 31 471 32 415
6 Средний чек, тыс. руб. 0,17 0,175 0,18 0,186 0,191
7 Выполнение плана по числу покупателей в среднем за месяц, %** 88 100 100 100 100
8 Выполнение плана по достижению суммы среднего чека, % 90 100 100 100 100
II Расчетные показатели
9 Выручка без НДС, тыс. руб.
(стр. 5 × стр. 7 × стр. 6 × стр. 8)
3856 5194 5510 5846 6202
10 Себестоимость продуктов, тыс. руб. 1349 1818 1929 2046 2171
11 Фонд оплаты труда, в т. ч.: 438 519 551 584 619
11.1 – постоянная часть, тыс. руб. 245 259 275 292 309
11.2 – переменная часть, тыс. руб. 193 260 276 292 310
12 Аренда, тыс. руб. 200 214 229 245 262
13 Роялти, тыс. руб. 154 208 220 234 248
14 Расходы на обслуживание, тыс. руб. 77 104 110 117 124
15 Расходы на материалы, тыс. руб. 81 109 116 123 130
16 Расходы на маркетинг, тыс. руб. 193 260 276 292 310
17 Прочие расходы, тыс. руб. 96 130 138 146 155
18 EBITDA, тыс. руб. 1267 1833 1943 2059 2183
19 Доля EBITDA в выручке, % 32,9 35,3 35,3 35,2 35,2
20 Амортизация, тыс. руб. 200 200 200 200 200
21 Операционная прибыль до налогов, тыс. руб. 1067 1633 1743 1859 1983
22 Налоги, тыс. руб. 213 327 349 372 397
23 Чистая прибыль, тыс. руб. 854 1306 1394 1487 1586
24 Денежный поток от реализации, тыс. руб.
(стр. 20 + стр. 23)
1054 1506 1594 1687 1786
25 Инвестиции, тыс. руб. 2000 0 0 0 0
26 Единовременный платеж за франшизу, тыс. руб. 600 0 0 0 0
27 Чистый денежный поток, тыс. руб.
(стр. 24 – стр. 25 – стр. 26)
-1546 1506 1594 1687 1786
28 Дисконтированный денежный поток, тыс. руб. -1546 1345 1271 1201 1135
29 Чистый приведенный доход, тыс. руб. 3405        
* Максимальное число покупателей рассчитывается как 2400 чел. × 12 мес.
** Целевое количество клиентов – 2400 чел./мес.

Аналогичную модель нужно составить для нового бренда, основываясь на информации бизнес-плана. Для компании «Альфа» эта модель представлена в таблице 3.


п/п
Показатели 1-й
год
2-й
год
3-й
год
4-й
год
5-й
год
I Исходные данные
... ... ... ... ... ... ...
5 Максимально возможное число покупателей, чел./год* 24 000 24 720 25 462 26 225 27 012
6 Средний чек, тыс. руб. 0,17 0,175 0,18 0,186 0,191
7 Выполнение плана по числу покупателей в среднем за месяц, %** 68 100 100 100 100
8 Выполнение плана по достижению суммы среднего чека, % 75 100 100 100 100
II Расчетные показатели          
9 Выручка без НДС, тыс. руб.
(стр. 5 × стр. 7 × стр. 6 × стр. 8)
2078 4328 4592 4872 5168
10 Себестоимость продуктов, тыс. руб. 623 1515 1607 1705 1809
11 Фонд оплаты труда, в т. ч.: 349 476 505 535 567
11.1 – постоянная часть, тыс. руб. 245 259 275 292 309
11.2 – переменная часть, тыс. руб. 104 216 230 244 258
12 Аренда, тыс. руб. 200 214 229 245 262
13 Роялти, тыс. руб. 0 0 0 0 0
14 Расходы на обслуживание, тыс. руб. 42 87 92 97 103
15 Расходы на материалы, тыс. руб. 33 69 73 78 83
16 Расходы на маркетинг, тыс. руб. 104 216 230 244 258
17 Прочие расходы, тыс. руб. 52 108 115 122 129
18 EBITDA, тыс. руб. 675 1643 1741 1846 1956
19 Доля EBITDA в выручке, % 32,5 38,0 37,9 37,9 37,8
20 Амортизация, тыс. руб. 200 200 200 200 200
21 Операционная прибыль до налогов, тыс. руб. 475 1443 1541 1646 1756
22 Налоги, тыс. руб. 95 289 308 329 351
23 Чистая прибыль, тыс. руб. 380 1155 1233 1317 1405
24 Денежный поток от реализации, тыс. руб.
(стр. 20 + стр. 23)
580 1355 1433 1517 1605
25 Инвестиции, тыс. руб. 2000 0 0 0 0
26 Чистый денежный поток, тыс. руб.
(стр. 24 – стр. 25 – стр. 26)
-1420 1355 1433 1517 1605
27 Дисконтированный денежный поток, тыс. руб. -1420 1209 1143 1079 1020
28 Чистый приведенный доход, тыс. руб. 3032        
* Максимальное число покупателей рассчитывается как 2000 чел. × 12 мес.
** Целевое количество клиентов – 2000 чел./мес.

Шаг 3. Чтобы выбрать наиболее выгодный вариант, модели нужно сопоставить по таким показателям, как выручка, прибыль и чистый приведенный доход (подробнее о том, как лучше сравнивать инвестиционные проекты, см.  Как сопоставить эффективность двух разных инвестиционных проектов).

Шаг 4. Напоследок важно выяснить, каков предельный размер роялти, на который допустимо согласиться. Для этого нужно составить матрицу взаимосвязи величины роялти и процента прироста клиентов за счет известного бренда. За контрольный показатель стоит принять прирост чистого приведенного дохода. Можно воспользоваться уже полученной моделью расчета, меняя в ней исходные данные:

Александр Камаев , старший финансовый аналитик ООО «Росинтер Ресторантс»

Максимальный размер роялти для выбранного компанией «Альфа» сегмента рынка – 6 процентов. Для расчетов выбрали минимальный размер 2 процента и шаг 0,5 процента.

Максимальный процент клиентов, которых можно привлечь за счет франшизы в этом секторе бизнеса, – 20 процентов. За минимальное значение приняли 5 процентов, а шаг установили в 2,5 процента. Результаты представлены на рисунке 1.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.