Рентабельность инвестиций в персонал снизилась

29 июля 2015 853
Усилия большинства компаний в прошлом году были направлены на повышение производительности труда и управление эффективностью персонала, однако в условиях текущей экономической ситуации для многих этого оказалось недостаточно. В результате, рентабельность инвестиций в персонал снизилась. Это подтверждают результаты ежегодного исследования эффективности системы управления персоналом PwC Saratoga, предоставленные фирмой PwC.

В рамках исследования PwC Saratoga 2015 были собраны данные 93 компаний по более чем 100 количественным показателям, которые рассчитывались по результатам 2014 финансового года. Компании-участницы осуществляют деятельность на российском рынке в рамках 15 отраслей экономики (финансовые услуги, производство, ТЭК, товары народного потребления, автомобильный сектор, сектор телекоммуникаций и высоких технологий и пр.) Исследование позволяет проследить динамику ключевых показателей в области управления персоналом (HR) по сравнению с предыдущими годами.

По словам Аллы Романчук, Партнера, руководителя практики по предоставлению консультационных услуг в сфере управления персоналом, PwC в России, результаты исследования еще раз продемонстрировали, что в текущей экономической ситуации вопросы, связанные с управлением персоналом, стоят особенно остро, так как именно сотрудники являются движущей силой развития бизнеса и стратегическим ресурсом организации, обеспечивая ее эффективность. Найти оптимальный баланс между развитием сотрудников, повышением уровня их квалификации и эффективности, выявлением лучших и наиболее вовлеченных, способных развивать бизнес и приносить прибыль компании, с одной стороны, и сокращением расходов компании в условиях спада экономики – с другой, является в настоящий момент одной из первоочередных задач организаций.  Использование элементов нематериальной мотивации, таких как диверсифицированный подход к персоналу, внимание к ключевым и наиболее перспективным сотрудникам, может в достаточно короткие сроки принести ощутимую пользу организации в повышении уровня вовлеченности и эффективности сотрудников.

Ключевые выводы исследования:

  1. Уровень производительности труда повысился: значение выручки на одного сотрудника составило 13,480 тыс. руб. по сравнению с 11,835 тыс. руб. в 2013 г. Положительную динамику показали более чем 2/3 компаний – участников исследования. Однако на фоне замедления темпов роста российской экономики, начавшегося в середине 2012 года и резко усилившегося в 2013-2014 годах, компании стали «проедать» заработанную выручку. Так, показатель прибыли на одного сотрудника сократился на 22%, а более чем у половины участников этот показатель упал в среднем в 2.4 раза. Наибольший прирост затрат был отмечен в производственных компаниях, использующих импортное сырье и оборудование.
  2. Снижение прибыли в расчете на одного сотрудника привело к сокращению отдачи от инвестиций в персонал: если в 2013 году каждый рубль инвестиций в вознаграждение и льготы сотрудников приносил компаниям 2.03 рубля, то в 2014 году этот показатель снизился до 1.46 рубля.
  3. Большинство участников отметили прирост среднего вознаграждения наряду с увеличением размера социального пакета, что может объясняться стремлением компаний поддержать сотрудников в связи с ростом потребительской инфляции и девальвацией рубля.
  4. Учитывая опыт предыдущего кризиса, компании стали более осторожно подходить к вопросу сокращения численности персонала. Сотрудники стали менее охотно покидать компанию по собственной инициативе, о чем свидетельствует снижение значения коэффициента увольнений по инициативе сотрудника - с 17.4% в 2013 г. до 11.6% в 2014 году в целом по анализируемому рынку. Интересно отметить, что при этом в 80% компаний численностью до 5 тыс. человек коэффициент увольнений по инициативе организации увеличился в среднем на 45%.
  5. По сравнению с 2013 годом потребности большей части компаний в найме новых сотрудников существенно сократились: доля нанятых на рынке труда сотрудников сократилась на 23%.
  6. Большинство компаний стали менее активно использовать собственную ресурсную базу: коэффициент назначения сотрудников сократился почти у 70% участников.
  7. В сравнении с 2013 годом в 2014 году подбор персонала стал обходиться компаниям дороже: стоимость подбора одного сотрудника выросла с 8,938 руб. до 12,245 руб. У большинства компаний на это повлияла избыточная численность внутренней службы подбора, что подтверждается снижением количества вакансий на одного рекрутера (в среднем в 2 раза). Компании также стали более тщательно подходить к процессу найма сотрудников и отбору кандидатов, что привело к снижению скорости закрытия вакансий и, соответственно, к увеличению стоимости процесса найма.
  8. Более половины участников опроса отметили, что в их компаниях увеличилось количество часов обучения на одного сотрудника (показатель увеличился на 41%), при этом в части компаний также повысилась доля сотрудников, охваченных обучением. 85% участников существенно увеличили количество часов обучения собственными силами, в результате чего доля внешних провайдеров в структуре обучения понизилась, что позволило существенным образом оптимизировать затраты. За счет использования такого подхода данные компании сократили расходы на обучение в расчете на одного сотрудника по сравнению с 2013 годом (значение показателя снизилось на 40%).
  9. На фоне снижения уровня увольнений по инициативе сотрудников в 2014 году отмечается положительная динамика коэффициента отсутствия на работе, что говорит о росте неудовлетворенности персонала условиями труда. В среднем на каждого сотрудника компаний, которые отметили данную тенденцию в 2014 году, пришлось почти 2 дополнительных дня незапланированного отсутствия на работе, что в 1.3 раза увеличило потери этих компаний от отсутствия сотрудников на рабочем месте.


Ваша персональная подборка

    Подписка на новости

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.