Подарки кончились

51
Продвижение. Близится пора перезаключения договоров ОСАГО. В конце 2004-го автовладельцам предлагали скидки, в конце 2005-го преподносили подарки. Чего ждать в этом году?
Сегодня максимально возможная легальная скидка по ОСАГО достигает 15%. Она полагается тем, кто с момента введения обязательного «автогражданского» страхования не приносил убытков своим страховщикам. Все, что дешевле, имеет сомнительное происхождение. Российские страховщики привыкли ориентироваться в условиях ценовой конкуренции. Но когда закон об ОСАГО провозгласил равенство тарифов, пришлось изобретать новые средства в борьбе за клиента.

Кто придумал Деда Мороза. По началу самым важным было оказаться в нужном месте в нужное время. К концу 2003 года у всех регистрирующих подразделений ГИБДД появились «газели», украшенные фирменной символикой различных страховых компаний, так называемые мобильные офисы. Хотя до 1 января 2004 года можно было разъезжать на авто и без полиса ОСАГО, на учет в ГАИ машины без него уже не ставили. «Поначалу 80% всех договоров ОСАГО заключалось на месте оформления машины в ГИБДД, – вспоминает заместитель гендиректора Военно-страховой компании Евгений Уфимцев. – Поэтому там дежурили 5–8 страховых агентов, которые в борьбе за внимание клиентов предлагали всевозможные скидки и подарки».

Чуть позже, после Нового 2004 года, за отсутствие полисов стали штрафовать. В этой ситуации опять-таки самым главным для страховщиков было оказаться как можно ближе к клиенту. Но вскоре приток страхователей «из-под полосатой палки» иссяк, покупателям полисов нужны были новые стимулы. Тогда-то на рынке и появились признаки демпинга – некоторые брокеры (с согласия страховщика или без оного) продавали полисы с дисконтом, достигающим 20%. Примерно в то же время страхователи познакомились с первыми «подарочными» кампаниями. Одну из таких акций с 10 декабря 2004-го по 28 февраля 2005 года проводила компания «Спасские ворота». Каждый клиент, оформивший в этот период полис «автогражданки», получал 5 литров стеклоомывателя, а заодно шанс получить 5-процентную скидку на любой вид добровольного страхования, набор элитной косметики, DVD-проигрыватель или LCD-телевизор. Но на второй год ОСАГО – тяжелый самый – у регулирующих органов хватало проблем, по сравнению с которыми подарки не казались таким уж великим злом, – целый ряд компаний с немалыми портфелями оказался на грани банкротства.

Ближе к следующему Новому году улицы вновь украсила страховая реклама. И какое-то время тема подарков в ней доминировала. «Беспрецедентную маркетинговую акцию» провел и «Росгосстрах». Компания предложила своим страхователям презенты, цена которых достигала 30% от стоимости полиса: подарочные сертификаты торговых сетей, гарнитуры для мобильных телефонов, парковочные радары. Этой и другими подобными акциями заинтересовались и страхователи, у которых возник резонный вопрос, не завышены ли «автогражданские» тарифы, и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), заподозрившая нарушение закона и ограничение конкуренции на страховом рынке. Вскоре среагировал и Росстрахнадзор, который разослал предписания с требованием устранить нарушения в общей сложности 11 крупным операторам. Предупрежденные предпочли последовать предписанию и свернули «подарочные» кампании (впрочем, некоторые сумели доказать свою невиновность, списав все на нерадивость отдельных агентов). Но этим дело не закончилось. К лету ФАС завершила собственное расследование и пришла к выводу, что подарки – не что иное, как скрытая скидка, прямо запрещенная законом об ОСАГО. А стало быть, руководствуясь другим законом – о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, прибыль, извлеченную таким образом, следует перечислить в федеральный бюджет. Страховщики, которым ФАС предъявила санкции, приняли их смиренно, за исключением «Росгосстраха», который решил оспорить претензии. Судя по всему, стороны вскоре придут к компромиссу, пока же ситуацию они не комментируют.

Кто изобретает велосипед. Воспоминания страховщиков об антимонопольном разбирательстве еще свежи. И вряд ли в этот раз их рекламные акции будут сопровождаться щедрыми посулами. «Сейчас проблема нарушения законодательства при «скидочных» кампаниях более актуальна для брокеров, – считает гендиректор компании «Макс» Надежда Мартьянова. – В целях устранения этой проблемы мы подписали специальные дополнительные соглашения со всеми без исключения брокерами о недопустимости скидок, подарков и других действий, нарушающих закон. Наведение порядка в рекламе пошло на пользу страхователям, компании начинают конкурировать, улучшая качество обслуживания клиента, у которого произошел страховой случай».

Речь идет, в частности, о прямом урегулировании убытков. Данная практика предполагает, что всякий водитель, оказавшийся в ДТП, обращается в ту компанию, где застраховал свою ответственность (по действующему сегодня законодательству требовать возмещения приходится у «чужого» страховщика). Примерно год назад семерка крупнейших операторов рынка объявила о создании пула для проведения эксперимента по прямому урегулированию. Но до массовости дело не дошло. Появились лишь отдельные частные решения. Например, некоторые операторы готовы за символическую доплату взять на себя хлопоты по общению с компанией, продавшей полис ОСАГО виновнику ДТП, собрать справки в ГИБДД и даже эвакуировать автомобиль. Другие предлагают схожий набор услуг в рамках так называемого расширения ОСАГО, а по сути добровольного страхования автогражданской ответственности. Сравнительно недавно появился и довольно оригинальный подход: всего за 500 рублей страховщик продает в придачу к ОСАГО полис каско. Но выплачивать возмещение по нему он берется лишь при условии, что машина пострадала в ДТП, происшедшем не по вине страхователя. Компания опять-таки обязуется собрать все справки и при необходимости эвакуировать авто. Секрет прост: страховщик получает деньги по договору ОСАГО с виновника аварии и фактически ничем не рискует. По сути, это еще одно частное решение проблемы прямого урегулирования убытков. Тем временем чиновники ищут общее.

Минфин уже подготовил необходимые поправки к закону об ОСАГО. Однако, по мнению руководителя Росстрахнадзора Ильи Ломакина-Румянцева, вводить систему прямого урегулирования можно только после изменения размера и структуры страхового покрытия. Заместитель гендиректора компании «Стандарт-резерв» Константин Мерзляков также не склонен к спешке, настаивая, что реформированию «автогражданки» должно предшествовать создание единой информационной базы, аккумулирующей информацию обо всех автовладельцах – страхователях ОСАГО. «В этом направлении идеологом выступает РСА. Союз уже провел серию семинаров с участием французских страховщиков. Хотя во Франции такая система работает достаточно давно, там тоже существуют проблемы», – отмечает Константин Мерзляков. «В России 11 млн километров дорог и 35 млн машин. На наших дорогах гибнет в семь с лишним раз больше людей, чем во Франции, – ставит проблему шире Илья Ломакин-Румянцев и напоминает: – Ведь Европа шла к преобразованиям 30 лет, а мы проходим этот путь за четыре года».

ИСТОРИЯ ВОПРОСА: $1,5 млн на PR

Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», принятый в апреле 2002 года, до сих пор остается самым обсуждаемым. Поправки к нему вносятся в Госдуму с завидной регулярностью. Критический момент пришелся на осень 2003-го. Закон, который трудно назвать популярным среди граждан, приглянулся в качестве объекта критики их представителям в Думе, готовившимся тогда к очередным выборам. Попытки отменить или отложить введение закона тем не менее провалились. А проблема популяризации ОСАГО никуда не исчезла. Как только стало очевидно, что до конца 2003 года свою ответственность застрахует не более пятой части российских автовладельцев, прошел закрытый тендер на продвижение «автогражданки». По оценкам аналитиков, PR-кампания обошлась примерно в $1,5 млн. Ее эффективность оценить сложно, ибо для многих решающим фактором в пользу покупки полиса стали штрафы за его отсутствие. Теперь же от людей, побывавших в ДТП, приходится слышать противоречивые мнения по поводу ОСАГО. Главная проблема заключается в том, что качество обслуживания пока мало зависит от того, насколько продуманным был выбор страховщика.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль