Пермская область. Взгляд со стороны инвестора

2043
Блохин Сергей
аналитик журнала «Финансовый директор»
Пермская область активно участвует в различных экономических экспериментах. Можно сказать, что в этом регионе обкатываются проекты, которые в случае их успешной реализации в дальнейшем могут быть распространены на другие субъекты Федерации. Например, уже с 2002 года отменен налог с продаж, в 2003 году снижена ставка земельного налога и в том же году впервые в России был начат инвестиционный проект в жилищно-коммунальном секторе. Кроме того, в 2003 году состоялся референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. По его итогам в 2005 году на карте появится объединенный Пермский край.

Особенности региона

Природные ресурсы. Экономика Пермской области базируется на хорошей сырьевой базе. Регион находится в зоне Уральского хребта, богатого залежами полезных ископаемых. Так, здесь добывается 100% российских калийных удобрений. Северная часть области расположена в пределах Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна, в области насчитывается более 100 разведанных месторождений запасов нефти. Кроме того, 60% территории области покрыто лесами.

Промышленность. При таком богатстве природных ресурсов вполне логично, что регион имеет сырьевую специализацию. Основой хозяйственного комплекса Пермской области выступают металлургия, горная, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка. Развита лесная промышленность и деревообработка. Крупные предприятия из этих отраслей широко известны не только по всей России, но и за рубежом. Например, ОАО «Уралкалий», расположенный в г. Березники, является крупнейшим в России производителем минеральных удобрений, а большую часть своей продукции отправляет на экспорт.

Существенную роль в экономике региона играет группа «ЛУКОЙЛ-Пермь», которая не только добывает нефть на территории Пермской области, но и там же ее перерабатывает. Среди машиностроительных предприятий наиболее известны ОАО «Мотовилихинские заводы» (производство оборудования для нефтяников), «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (электроинструменты), «Пермский моторный завод» (авиадвигатели). В деревообрабатывающей промышленности безусловным лидером является ОАО «Соликамскбумпром», выпускающий газетную бумагу, на которой печатаются не только российские, но и зарубежные газеты. Электроэнергией область обеспечивает Камская ГЭС.

Региональная статистика1
Территория — 160,6 тыс. кв. км.
Население — 2,82 млн чел.
Доля трудоспособного населения — 61,5%.
Доля городского населения — 75,3%.
Средний возраст жителей — 36,2 лет.
Валовой региональный продукт — 136,6 млрд руб.

Пермская область. Взгляд со стороны инвестора

Перечисленные предприятия являются базовыми для экономики Пермской области: они не только дают основные поступления в региональный бюджет, осуществляют большую часть инвестиций, но и несут значительную социальную нагрузку, обеспечивая в том числе занятость населения.

Транспорт. Транспортная инфраструктура области изначально создавалась для обслуживания сырьевого и промышленного комплексов. Основной транспортной артерией региона является железнодорожная магистраль Москва — Владивосток, проходящая через Пермскую область. Большой грузопоток обеспечивает и водный транспорт: в области четыре грузовых речных порта на Каме, через которые осуществляется транспортировка древесины, нефтепродуктов и других грузов. Закончена реконструкция международного аэропорта «Большое Савино» в пригороде Перми. Сейчас его услугами пользуются не только российские авиаперевозчики, но и международные авиакомпании, в частности Lufthansa. Несколько слабее развито автомобильное сообщение: единственной федеральной дорогой региона остается трасса Казань — Ижевск — Пермь — Екатеринбург, однако она находится в стороне от транспортного коридора «Запад-Восток».

Политика в области инвестиций

По данным Пермского комитета статистики, в 2003 году объем внутренних инвестиций в экономику области составил 42,1 млрд руб. (12-е место в России), а объем иностранных инвестиций — 36 млн долл. США. В целом по сравнению с 2002 годом инвестиционная активность снизилась на 4,5%. Большая часть капиталовложений осуществляется в топливной и нефтехимической промышленности (основной инвестор — «ЛУКОЙЛ-Пермь»). Немало средств привлекли предприятия электроэнергетики и машиностроения, где можно выделить крупную сделку с участием иностранного инвестора — покупку 25% акций Пермского моторного завода американской компанией Pratt & Whitney. Также иностранные инвесторы проявляют интерес к таким отраслям, как связь и алмазодобыча.

С иностранными инвесторами активно работает администрация области — постоянно проводит презентации, приглашает различные делегации, выступает посредником между иностранными инвесторами и предприятиями региона. Такая политика дает определенные результаты. Так, первый после дефолта 1998 года кредит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выдал одному из пермских предприятий под гарантии областной администрации. А осенью 2003 года Пермь провела IV венчурную ярмарку, которая до этого проводилась лишь в Москве и Санкт-Петербурге. В том же году международное агентство Moody.s присвоило области рейтинг эмитента «Ва3» (означающий оценку региона как стабильного в краткосрочной перспективе), а Мировой банк выдал областной администрации кредит в сумме 10 млн долл. США на реформирование системы управления общественными финансами.

Среди приоритетов областной администрации — поддержка реструктуризации крупных предприятий (например, ОАО «Велта», находящегося сейчас в процедуре банкротства, а в прошлом выпускавшего известные на всю страну велосипеды «Кама»), а также инвестиционные проекты, предусматривающие создание большого числа рабочих мест. Как отметили в беседе с представителями нашего журнала пермские предприниматели, участие в областных и городских целевых социальных программах является не официальным, но, по сути, обязательным условием для успешного ведения бизнеса в регионе.

Сегодня в регионе работают две некоммерческие организации, созданные по инициативе областного руководства: Уральский фонд поддержки малого предпринимательства (создан в 1996 году) и Фонд содействия венчурным инвестициям (создан в 2003 году). Их основная задача — содействие в подготовке инвестиционных проектов и помощь в их финансировании. Первый фонд работает в основном с малым бизнесом, предоставляя кредиты размером до 1,2 млн руб., а второй оказывает содействие инновационным проектам, призванным «коммерциализировать научные разработки». На финансирование проектов Фонда содействия венчурным инвестициям из областного бюджета выделено менее 100 млн руб. Остальные деньги должны вложить частные инвесторы, которых пытаются привлечь инвестиционные компании, аккредитованные в Фонде.

Нужно отметить, что в Пермской области немало финансовых компаний, которые самостоятельно могут профинансировать заинтересовавший их проект. Это инвестиционный холдинг «Пермская финансово-производственная группа», инвестиционная компания «Витус», инвестиционная и управляющая компания «Ермак», группа «ПМ-Инвест». За консультацией по разработке проектов и оценке бизнеса можно обратиться в Пермскую торгово-промышленную палату, членами которой являются около 160 местных предприятий. Кроме того, в конце марта текущего года создано Агентство содействия инвестициям, задачей которого также станет привлечение инвесторов в регион. Впрочем, крупные компании предпочитают осуществлять инвестиции за счет собственных ресурсов.

  • Пример

    В 2003 году компания «Российский индустриальный альянс» (РИАЛ) (Пермь) стала учредителем сети «Пятерочка» в Перми. Компанию привлекла перспективность этого вида бизнеса и конкурентные преимущества самой «Пятерочки» по сравнению с другими торговыми сетями. Оценить проект помог «Пермский торговый дом недвижимости», а реализовывала компания его самостоятельно. Итоговый договор готовился в течение полугода, после чего РИАЛ получил «коробочный продукт»: систему методов и условий производства и торговли, которые пришлось адаптировать под Пермскую область. Сначала РИАЛ создавал офис, потом склады и учебный центр для нового персонала и только затем приступил к приобретению магазинов. Кроме того, по условиям договора РИАЛ получил право продвигать в рамках сети «Пятерочка» пермские товары бытовой химии. Сейчас планируется открытие нескольких магазинов в крупных городах области.

    Нельзя не отметить грамотные действия администрации в ситуации с выкупом земли предприятиями. Пару лет назад, когда промышленным предприятиям предложили выкупать землю по завышенным ставкам, Пермская область стала исключением — она резко снизила стоимость выкупа земли, тем самым убив двух зайцев. Во-первых, это позволило предприятиям выкупить землю и более точно планировать свое долгосрочное развитие, а во-вторых, региональный и местные бюджеты получили существенный доход. Напомним, что до 1 января 2003 года плата за выкуп земли распределялась следующим образом: 50% шло в муниципальные бюджеты, 35% — в региональный и лишь 15% — в федеральный. Теперь же выручка от продажи земель, находившихся в федеральной собственности (а это зачастую земля под крупными предприятиями), в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет. Таким образом, в отличие от большинства других регионов Пермская область смогла извлечь существенную выгоду из продажи земли, создав при этом благоприятные условия для работающих на ее территории предприятий.

Инвестиционное законодательство Пермской области

Инвестиционное законодательство Пермской области состоит из трех законов: от 21.08.97 № 839-127 «Об иностранных инвестициях в Пермской области» (ред. от 06.04.2000 № 859-131, от 03.04.03 № 701-139); от 11.06.98 № 103-3 «О промышленной политике Пермской области» и от 03.04.03 № 693-137 «О бюджете содействия инвестициям Пермской области».

Законы предусматривают разнообразные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности. Однако реально работают только те нормы законов, порядок реализации которых регламентирован подзаконными актами. В частности постановлением губернатора области от 22.05.98 № 181 «О порядке предоставления государственной поддержки реализации инвестиционных проектов» определен порядок предоставления государственных гарантий и бюджетных кредитов. Согласно постановлению государственная поддержка Пермской области предоставляется организациям, которые выиграли проводимые областной администрацией закрытые торги. Участвовать в торгах приглашаются компании, прошедшие предварительный отбор и включенные в каталог инвестиционных проектов, при реализации которых может оказываться государственная поддержка. Основным критерием предварительного отбора инвестиционных проектов является величина дохода, который получит область от реализации проекта, в том числе в результате увеличения налогооблагаемой базы.

Закон «О бюджете содействия инвестициям Пермской области» регулирует порядок формирования и использования средств этого бюджета, образуемого в составе областного бюджета. Бюджет содействия инвестициям используется для государственной поддержки развития объектов инженерной и инвестиционной инфраструктуры, а также для разработки и реализации инвестиционных проектов. За счет средств этого бюджета инвесторам предоставляются бюджетные кредиты и государственные гарантии, а также возмещается часть затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов. Средства бюджета содействия инвестициям предоставляются на конкурсной основе после предварительной проверки финансового состояния инвестора при условии отсутствия просроченной задолженности по платежам в областной бюджет и наличия всей необходимой документации. В 2004 году из бюджета содействия инвестициям на разработку и реализацию инвестиционных проектов запланировано направить 195,08 млн руб.

Областной Закон от 30.08.01 № 1685-296 «О налогообложении в Пермской области» устанавливает особенности регионального налогообложения. Закон неоднократно изменялся и дополнялся, последние изменения внесены областным Законом от 30.01.04 № 1263-257. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов в Пермской области осуществляется путем предоставления инвестиционных налоговых кредитов и снижения налоговых ставок по налогу на прибыль и налогу на имущество для организаций сферы материального производства (сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство; добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство, транспорт и связь).

Ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, снижена для организаций сферы материального производства, осуществляющих капитальные вложения. Под капитальными вложениями понимаются расходы по приобретению, созданию, сооружению, изготовлению, достройке, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению амортизируемого имущества стоимостью более 10 тыс. руб. за единицу со сроком полезного использования свыше трех лет. Размер ставки составляет 15%, если сумма произведенных расходов за вычетом суммы амортизации, начисленной с начала налогового периода, составляет не менее 20% прибыли, и 13%, если сумма расходов составляет не менее 40% прибыли.

Основные средства, приобретенные и вновь введенные в действие организациями сферы материального производства, облагаются налогом на имущество организаций по ставке 0,6% в течение первого года эксплуатации и по ставке 1,1% в течение второго и третьего годов.

В рамках реализации региональной программы реформирования государственных финансов в 2004 году планируется разработать и принять закон Пермской области, который объединит все имеющиеся законодательные акты об областной поддержке инвестиционных проектов.

Материал подготовлен компанией «Консультант Плюс»

Проблемы и перспективы

Экономическое развитие Пермской области тормозят трудности как объективного, так и субъективного характера. Часть инвестиций оттягивают на себя другие сильные уральские регионы — Челябинская и Свердловская области. К тому же они более выгодно расположены с точки зрения транспортных путей. Как сказали нашему журналу представители бизнес-сообщества, компании, планирующие выход на рынки всего Урала, предпочитают открывать свои офисы в Екатеринбурге или Челябинске. Кроме того, в Перми более суровые климатические условия, что накладывает свой отпечаток как на процесс производства, так и на себестоимость продукции. Несмотря на достаточно успешную экономическую политику, инфляция в регионе за 2003 год составила 14,7%, что существенно выше, чем среднероссийская (12%).

  • Личный опыт Владимир Матвеев, советник аппарата Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике

    Рост заработной платы в регионе не подкреплен масштабной модернизацией капитала, ростом производительности труда и конкурентоспособностью отраслей потребительского сектора. В итоге инвестиционные возможности ограничены в трудоемких отраслях — именно там, где они наиболее необходимы, расширяется импорт и ввоз потребительских товаров из других регионов. Вдобавок к этому на предприятиях машиностроительного комплекса и ТЭК отмечается высокая степень износа основных фондов: основное оборудование на них устанавливалось еще несколько десятилетий назад. В последние годы особенно остро этот вопрос встал перед предприятиями электроэнергетики и металлургии.

На фоне развитых сырьевых отраслей отстают торговля, сфера услуг, сельское хозяйство и потребительский сектор. Впрочем, деньги, заработанные на природных ресурсах, постепенно начинают перераспределяться и в другие отрасли. Оседая в виде зарплаты в карманах жителей региона, они способствуют увеличению торгового оборота и привлекают в область компании, ориентированные на конечного потребителя. В частности в магазинах, торгующих бытовой техникой, можно видеть очереди за оформлением потребительских кредитов. Большой интерес к Перми сейчас проявляют и московские строительные фирмы. По словам Светланы Тюриной, руководителя пермского филиала компании «Анкор», в последнее время в Перми идет масштабное строительство: новый мост через Каму, деловые офисы, торговые и развлекательные комплексы, уже достроена и используется новая взлетно-посадочная полоса на аэродроме «Большое Савино».

  • Личный опыт

    Анатолий Федянин, директор Пермского регионального филиала банка «Центральное О.В.К.»

    Пермь — это один из крупнейших промышленных городов Урала с численностью населения более миллиона человек. Уже одно это делает город привлекательным для банков. Ресурсный потенциал и темпы экономического развития обусловили рост благосостояния жителей города. Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий составляет 6287,2 руб. Высокий уровень денежных доходов и заработной платы населения обеспечили Пермской области второе место в Приволжском федеральном округе по объему розничного товарооборота на душу населения.

Еще одна проблема, характерная не только для Пермской области, — кадровая. Многие компании, базирующиеся в Москве, выходя на региональные рынки, сталкиваются с трудностями подбора персонала, соответствующего их требованиям.

  • Личный опыт

    Светлана Тюрина

    Классическое образование у нас в регионе очень хорошее, особенно в Пермском государственном университете и Техническом университете. А вот образование в области менеджмента, PR, HR, маркетинга, логистики — слабоватое. Поскольку на нашем рынке практически нет западных компаний, то нет и возможности совершенствовать знания языков. Из-за этого найти специалиста со знанием английского языка — серьезная проблема. Среди других кадров наибольший дефицит — руководители в области продаж и менеджеры высшего звена с бизнес-образованием, новым мышлением в области управления, знанием законов развития рынка, бюджетирования, выстраивания системы мотивации. Если ранее был востребован просто управленческий опыт, то сейчас предъявляют более высокие требования. Зарплаты в регионе высокие — специалисты среднего звена получают от 800 до 1500 долл. США, высшего — до 5000 долл. США.

К плюсам региона можно отнести то, что большинство экономически важных предприятий региона уже обрели своих собственников и вышли на стадию стабильного развития. Их взаимоотношения с властью носят деловой характер.

  • Личное мнение

    Сергей Митирев, исполнительный директор Пермского филиала ОАО «САН Интербрю»

    Пермский пивобезалкогольный комбинат был создан еще в 1974 году, а в 1992 году как «Пермская пивоваренная компания» (ППК) вошел в состав холдинга «САН Интербрю». До июля 2003 года государство владело пакетом акций ППК, в связи с чем возникало много специфических проблем. Например, необходимо было консультироваться по вопросам увеличения уставного капитала и выплаты дивидендов, согласовывать решения о получении крупных кредитов.

    Среди основных проблем, которые сейчас возникают с налоговыми органами, можно выделить возврат налогов, а также участие компании в налоговых спорах. Например, нам удалось добиться возврата излишне уплаченных налогов на расчетный счет. При этом хотелось бы отметить, что в Пермской области налоговые органы готовы идти на конструктивный диалог с налогоплательщиками. Наша практика арбитражных судов (в части налоговых проблем) показывает, что областные суды придерживаются требований Налогового кодекса, а при непроработанности вопроса решают его в пользу компаний.

Политическая ситуация в области также продолжает оставаться стабильной, несмотря на то что губернатор области Юрий Трутнев «ушел на повышение» и теперь занимает должность министра природных ресурсов в Правительстве РФ. Исполняющим обязанности губернатора назначен Олег Чиркунов — человек из команды Трутнева. Поэтому преемственность сохраняется. Вполне вероятно, что Чиркунов будет одним из кандидатов на следующих выборах губернатора, которые намечены на декабрь 2005 года. Следовательно, сейчас у властей есть дополнительный стимул проявить себя с лучшей стороны. Местные СМИ отмечают, что Олег Чиркунов «более доступен, более открыт для общения» по сравнению с Юрием Трутневым. Кроме того, исполнительная власть пытается сейчас осуществить на региональном уровне административную реформу — сократить аппарат, снизить роль чиновников. Ее итогом должно стать активное развитие бизнеса. По крайней мере, на это в регионе очень рассчитывают.

Подготовлено аналитическим отделом журнала «Финансовый директор»

Благодарим за помощь в подготовке материала советника аппарата Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Владимира Матвеева и и. о. губернатора Пермской области Олега Чиркунова.

«Пермские власти создают объективно равные условия для всех»

В 2003 году руководство холдинговой компании «Интеррос» заключило соглашение о сотрудничестве с администрацией Пермской области. Компания решила осуществить первый в России инвестиционный проект в сфере ЖКХ, создав в областном центре управляющую компанию, которая займется модернизацией коммунальных сетей Перми. О сути и цели этого эксперимента, а также о взаимодействии с пермскими властями рассказывает управляющий директор холдинговой компании «Интеррос» Сергей Алексашенко.

Пермская область. Взгляд со стороны инвестора

— Сергей Владимирович, зачем большой холдинговой компании заниматься такой проблемной отраслью, как ЖКХ?

— В нашей стране на ЖКХ тратится столько же бюджетных денег, сколько и на оборону. «Интеррос», являясь крупной компанией, не может заниматься более чем 7—8 проектами одновременно, поэтому его интересуют значимые проекты с потенциально высоким ростом. В принципе, если взять 10 крупных и 10 небольших проектов, то на их подготовку и реализацию тратится одинаковое время. Разница только в размере финансовых потоков. Поскольку в сфере ЖКХ обращаются огромные средства, то этот сектор показался компании экономически привлекательным.

— Почему «пилотный проект» было решено осуществлять в Перми?

— В сфере коммунального хозяйства огромную роль играет местное руководство. Так получилось, что с пермскими властями у нас сложились достаточно хорошие отношения, еще когда мы контактировали по поводу Пермского моторного завода («Интеррос» владел 25,03% акций ПМЗ. — Примеч. редакции). Поэтому когда обсуждался инвестиционный проект в ЖКХ, то и наша компания, и местные власти решили объединить свои усилия. ЖКХ — это социально-ответственный сектор, в котором нужно принимать решения, удовлетворяющие интересам обеих сторон.

— Расскажите подробнее о реализации проекта.

— Весной 2003 года компания «Современный город», которая принадлежала финансовой корпорации «Адамант», заключила договор аренды имущества с МУП «Пермводоканал» на 49 лет. Согласно договору инвестиции в обновление коммунального хозяйства Перми в первые пять лет должны были составить не менее 20 млн долл. США. Изначально «Интеррос» и «Адамант» намеревались быть партнерами в реализации этого проекта, но нам не удалось согласовать все условия нашего сотрудничества. Поэтому в июле 2003 года «Интеррос» выкупил «Современный город» и на его основе была создана компания «Новая городская инфраструктура (Новогор)», которая стала управлять всеми проектами «Интерроса» в сфере ЖКХ. В Перми была создана операционная компания «Новогор-Прикамье», которая занимается управлением пермским водоканалом. Создание такой компании обусловлено спецификой бизнеса: ряд необходимых лицензий, например на водоснабжение или на водоотведение, можно получить только на региональном уровне. Эта компания будет использовать в основном пермский персонал, так как в ЖКХ необходимо опираться на местный опыт. Правда, некоторые ключевые позиции займут приезжие специалисты, возможно иностранные, но это связано с общей стратегией нашей компании — в случае успеха проекта мы планируем создать такие операционные компании и в других регионах.

Вся проблема в том, что мы хотим построить бизнес в отрасли, где раньше осваивались только бюджетные деньги и капитальные вложения. Сейчас, например, задолженность предприятия «Пермводоканал» исчисляется десятками миллионов рублей, и сначала необходимо разобраться с кредиторами и дебиторами, урегулировать вопросы безнадежной задолженности. Говорить об объеме и направлениях планируемых инвестиций пока еще рано, потому что точно не известно состояние активов, не были проведены их техническая инвентаризация и технический аудит.

— Пользуется ли компания какими-нибудь налоговыми льготами?

— Мы считаем, что «Пермводоканал» может быть эффективным предприятием и при текущем налоговом режиме. Соответственно у нас нет оснований просить местные власти предоставить нам льготы, хотя в перспективе такая ситуация и не исключается. В ближайшее время местным властям нужно обсудить вопрос о том, как будет развиваться водоканал. Если будет решено ускорить реализацию инвестиционной программы, например, с нынешних семи до четырех лет, или для достижения поставленных целей придется вкладывать в два раза больше средств, тогда может быть поднят вопрос о предоставлении налоговых льгот. При этом еще сложно говорить о сроках реализации проекта и его окупаемости: половина объектов «Пермводоканала» пока не состоит на учете и неизвестно, кто имеет на них право собственности. Поэтому рано говорить и об объемах капвложений.

— Значит ли это, что проект может быть свернут?

— Если мы не договоримся с пермскими властями об инвестиционной составляющей проекта: как он будет финансироваться, за счет чего окупаться, — то можем и отказаться от проекта. Именно поэтому мы не стали сразу заниматься, например, выкупом земли и других объектов. Конечно, можно предложить схему, когда «Интеррос» вложит свои средства и соответственно все, что будет построено, будет принадлежать инвестору, то есть через определенное время система водоснабжения Перми теоретически сможет принадлежать «Интерросу». Но ни нам, ни городским и областным властям этот путь не представляется оптимальным.

— Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность Пермской области в целом?

— Нельзя говорить об инвестиционной привлекательности региона вообще в отрыве от тех возможностей, которые есть у инвесторов. Пермские власти создали для инвесторов одни из лучших условий в стране, поскольку эти условия обеспечивают главенство закона, то есть создают объективно равные условия для всех. Возможно, по накопленным позициям Пермь проигрывает Великому Новгороду, который долгие годы давал налоговые льготы, чем смог привлечь достаточно большой объем инвестиций, особенно иностранных. Но сегодня многим компаниям имеет смысл вкладывать средства в реализацию своих бизнес-идей в Пермскую область, если эти идеи экономически выгодны и самой области. Пермь — один из немногих регионов, где мы готовы работать.

Беседовал Сергей Блохин

__________________________________________________
1 По данным Федеральной службы государственной статистики, Центробанка и журнала «Финансовый директор».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль