Самые дорогие компании

83
Спецпроект. «Ф.» подготовил список самых дорогих российских компаний. В рейтинге присутствуют как холдинги, акции которых представлены на фондовом рынке, так и непубличные предприятия.
Чем интересен новый проект «Ф.»? В сентябре (№ 36) мы опубликовали рейтинг 500 крупнейших компаний России. Ранжирующим показателем в том списке являлась выручка. Но существует и другая сторона медали под названием «крупнейшие компании». Речь, естественно, идет о рыночной стоимости. Хотя рейтинг по выручке достаточно точно иллюстрирует положение дел в экономике, он часто проходит мимо очень интересных тенденций. Например, так называемой «новой» экономики. Компании, занятые в этом секторе, как правило, начинают с довольно слабых финансовых результатов. Но если фирма обладает существенным потенциалом роста, то рынок оптимистично (иной раз слишком) оценит ее. Остановимся на конкретной ситуации. Миллионы пользователей рунета начинают свой рабочий день с поиска необходимой информации, чтения почты и т. п., а следовательно, скорее всего пользуются сервисами «большой тройки» – «Яндекса», Rambler или Mail.ru. Между тем выручка лидера – «Яндекса» в 2005 году едва превысила 1 млрд рублей. И естественно, поисковик не попал в «Финанс-500», однако вошел в рейтинг самых дорогих компаний по версии «Ф.».

Еще одной интересной и, пожалуй, самой главной особенностью нового проекта является то, что в списке присутствуют как публичные, так и непубличные предприятия. Традиционно рейтинг дорогих компаний составляется по достаточно простой методике: холдинги, акции которых обращаются на бирже, ранжируются по величине рыночной капитализации. В России проект, построенный по этим лекалам, приобретает карикатурный характер, так как большинство крупных компаний пока остаются «частными» (непубличными) и обходят биржу стороной. Именно эти предприятия, стоимость которых оценил «Ф.», и разбавили рейтинг публичных холдингов.

Зеленый – иди, красный – стой! В соответствии с критериями (см. стр. 39) мы отобрали для списка 219 компаний. Капитализация предприятий, замыкающих рейтинг самых дорогих компаний, составляет $0,5 млрд, «Газпрома», вольготно расположившегося на первой позиции, – $252,5 млрд. Фантастическое отличие – даже не на два порядка, а в 505 раз. Если говорить о «большой нефтегазовой четверке», в которую входят компании с капитализацией от $50 млрд – «Газпром», «Роснефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз», то ее суммарная рыночная стоимость оценивается в $454,3 млрд. Чтобы понять масштаб этого числа, необходимо отметить, что совокупная капитализация всех публичных («зеленых») компаний, вошедших в рейтинг «Ф.», составляет $864,7 млрд. Следовательно, на «большую нефтегазовую четверку» приходится 52,5% этой суммарной стоимости. Просто потрясающая концентрация любви инвесторов к акциям нефтегазовых холдингов. Кстати, на этот «квартет» приходится лишь 23% совокупной выручки «Финанс-500».

Но вернемся к рейтингу самых дорогих компаний. «Ф.» разделил все предприятия, попавшие в список, на три категории: «зеленые», «желтые» и «красные». В число «зеленых» входят холдинги, чьи акции торгуются на зарубежных площадках, ММВБ или классическом рынке РТС. Это как раз те самые публичные эмитенты, по которым традиционно и составляется рейтинг дорогих компаний. «Желтые» – предприятия, заявившие о намерении провести IPO и «Ф.» достаточно высоко оценивает вероятность их выхода на биржу в ближайшие два года. «Красные» – компании, акции которых частный инвестор вряд ли сможет купить в течение двух лет, а возможно, и ближайшего десятилетия.

«Зеленые» нефтяники. Если говорить о пропорциях, то в списке «Ф.» присутствуют 104 «зеленые» компании (47,5% к общей численности), 91 «красная» (41,5%) и 24 «желтые» (11%). Ситуация с совокупной капитализацией отдельных категорий компаний совершенно иная. Стоимость «зеленых» – $864,7 млрд (74,5%), «красных» – $231,9 (20%) и «желтых» – $64,8 (5,5%). Выводы очевидны – для экстенсивного роста (то есть выхода новых игроков на биржу) суммарной капитализации российских компаний осталось не так уж и много резервов. Например, в топ-20 списка «Ф.» (компании стоимостью выше $10 млрд) расположены только четыре непубличных холдинга: РЖД, ТНК-BP холдинг, «Русский алюминий» и Внешторгбанк, причем две последние компании из этого мини-списка разместят акции на бирже в ближайшем будущем. Поэтому можно сделать вывод о том, что дальнейшее увеличение стоимости корпоративного сектора связано с улучшением внутреннего управления и ростом денежных потоков.

Вернемся к рейтингу «Финанс-500». Мы провели анализ списка с позиций противопоставления «новой» и «старой экономики», а также сырьевого комплекса и сферы услуг. Напомню, что под «новыми» компаниями мы понимаем российские предприятия, активы которых созданы после 1991 года. Это розничные сети, банки, сотовые операторы. Соответственно все остальные компании отнесены к «старой», или советской экономике. На новые предприятия пришлось лишь 20% суммарной выручки «Финанс-500». Впрочем, в рейтинге самых дорогих компаний их позиции еще более ослабли. Стоимость «новых» предприятий составляет всего 13% от общей капитализации списка «Ф.». В топ-20 самых дорогих компаний находятся лишь три холдинга, созданных в постсоветский период. И все они работают в телекоммуникационном секторе: МТС, АФК «Система» и «Вымпелком».

И в заключение о комплексной структуре рейтинга самых дорогих компаний. На сырьевой сектор приходится 70,2% суммарной капитализации списка «Ф.» (52,7% совокупных продаж «Финанс-500»). Впрочем, нужно признаться в том, что вряд ли кто-нибудь ожидал другие цифры. Неприятно удивляют лишь данные по перерабатывающему комплексу – всего 3,6% от общей стоимости всех предприятий, присутствующих в рейтинге самых дорогих компаний (13,9% суммарной выручки «Финанс-500»).

Основные положения

В рейтинг самых дорогих компаний сведены две группы компаний с капитализацией от $0,5 млрд – публичные и «частные», акции которых не обращаются на бирже.

Оценка стоимости непубличных предприятий производилась методом сравнения с компанией-аналогом (в отдельных случаях стоимость оценивалась с использованием котировок RTS Board).

В список не включены дочерние структуры иностранных холдингов, так как с почти 100-процентной уверенностью можно полагать, что акции этих компаний вряд ли когда-нибудь окажутся на бирже (Импэксбанк, «Форд мотор компании» и др.). За пределами рейтинга остались «дочки» российских холдингов, бумаги которых не торгуются на фондовом рынке («Росно», Газпромбанк и др.). В списке присутствует ряд иностранных компаний, большая часть активов которых находится на территории России (X5 Retail, «Евраз груп» и др.).

Ограничения проекта: в рейтинг не включены предприятия ВПК, ЖКХ, представители игорного бизнеса из-за сложности оценки, непрозрачности финансовых потоков и неопределенности с законодательством, регулирующим сектор. Отсутствие той или иной компании в списке означает, что ее оценочная стоимость составляет менее $0,5 млрд или на рынке нет точного представления об ее финансовых потоках.

Источники информации: финансовые отчеты и информационные меморандумы компаний, данные LSE, NYSE, ММВБ, РТС, RTS Board, СПАРК, исследования Deutsche UFG, ИК «Атон», ИК «Тройка Диалог», ИК «Антанта Капитал», Газпромбанка, МДМ-банка.

Третий – не лишний

С момента начала ребрэндинга, то есть за последние 1,5 года, акции «Вымпелкома» подорожали на 89%.

Рост котировок связан с улучшением финансового состояния компании (чистая прибыль в 2005 году превысила результат 2004 года на 81%). Об итогах ребрэндинга МТС пока рано говорить, а между тем третий по величине сотовый оператор – «Мегафон» – по-прежнему остается при своих «пчелах и яйцах». И при этом компания не испытывает каких-либо проблем с ростом финансовых показателей. Несмотря на это, «Ф.» оценил капитализацию «Мегафона» в $6,4 млрд – не так уж и много по сравнению с рыночной стоимостью «Вымпелкома» и МТС ($13,3 млрд и $15,1 млрд соответственно). Консервативная оценка в первую очередь связана с низкой прозрачностью структуры собственности «Мегафона». Впрочем, кто знает: если бы акции компании обращались на бирже, то, возможно, за «неявную» близость к некоторым членам правительства рынок дал и премию.

Премия за души

В сентябре аналитики Газпромбанка оценили стоимость банка «Русский стандарт» (РС) в $2,5–3,5 млрд.

По расчетам «Ф.», капитализация РС находится в середине указанного диапазона – $2,9 млрд. Впрочем, любые оценки в значительной степени виртуальны, так как акции РС не обращаются на бирже. И вряд ли они появится на фондовом рынке в ближайшее время. «IPO банка не планируется, и никому ничего не собираюсь продавать». Этот категоричный ответ принадлежит владельцу РС Рустаму Тарико, который де-факто является кредитором миллионов россиян. По активности работы с населением РС можно сравнить только со Сбербанком (только РС в этом случае является «Кредбанком»). И с этим связана высокая оценка РС. Если в 90-е годы успешность бизнеса банка определялась наличием связей с крупнейшими ФПГ, то теперь она напрямую зависит от действий на потребительском рынке.

Недвижимость идет вверх

«Открытые инвестиции» – пока единственная публичная компания из сектора «строительство – недвижимость».

Но в течение года – двух лет на биржу могут выйти несколько крупных девелоперов: «Система-Галс», группа ПИК и Mirax.

Без представителей

В рейтинге самых дорогих компаний не присутствует ни одной IT-компании, хотя этот сектор наиболее высоко оценивается инвесторами во всем мире.

Капитализация одного из лидеров рынка – группы IBS, которая год назад в ходе частного размещения продала 33% акций инвесторам, не превышает $0,5 млрд (при прогнозируемой выручке на 2006 год в размере $0,7 млрд). Причиной низкой оценки рынком российских IT-компаний является структура их продаж. У ведущих игроков от 30 до 70% выручки приходится на малорентабельную дистрибуцию компьютерной техники. Еще один немаловажный фактор – рынок пока не «распробовал» российскую IT-индустрию. По оценкам ИК «Тройка Диалог», «справедливая» стоимость группы IBS превышает ее капитализацию в 1,5 раза.

Найдется все, даже цена

Так как в последнее время наблюдается вторая волна «доткомов» (и даже «дотрутов»), то прогрессивно настроенных инвесторов, не цепляющихся только за «голубые фишки», волнуют два основных вопроса.

Первый – когда «Яндекс» проведет IPO. И второй – сколько стоит компания. На наш взгляд, наиболее правильным аналогом для оценки стоимости «Яндекса» является Rambler media group (RMG), которая недавно продала телеканал Rambler TV группе «Проф-медиа». Капитализация RMG на 27 октября составила $461 млн. Если исходить из прогнозных финансовых показателей на 2006 год (чистая прибыль у RMG – $7 млн, у «Яндекса» – $27 млн) и оценки по коэффициенту P/E, то компания Аркадия Воложа должна стоить почти в четыре раза дороже – $1,78 млрд. Капитализация просто заоблачная. Но необходимо помнить, что после продажи телеканала, генерировавшего убытки, чистая прибыль RMG в 2006 году составит не менее $10 млн (без учета единовременного поступления средств от сделки с «Проф-медиа» по Rambler TV). В этом случае стоимость «Яндекса» можно оценить в $1,24 млрд, и эта цифра близка к ожиданиям участников рынка. А вот спрогнозировать сроки IPO достаточно сложно. Учитывая не очень значительные масштабы российского рынка, «Яндекс» может просто «захлебнуться» от средств, вырученных за 10% его акций. Но, с другой стороны, воспользовавшись благоприятной конъюнктурой спроса инвесторов на интернет-активы, часть акционеров может выйти из проекта и зафиксировать прибыль.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль