Безумные деньги на бешеной скорости

75
Спорт. Участие в «Формуле-1» - удовольствие не из дешевых. Если спонсоры выигрывают за счет рекламы, то владельцы команд несут колоссальные затраты только ради престижа.
Королева автоспорта довольно молода: прообразом «Формулы-1» стали европейские гонки Grand Prix Motor Racing, проводившиеся в 20-х и 30-х годах прошлого века. Однако настоящая история всемирно известных соревнований началась в 1946 году, когда правила их проведения были стандартизированы Международной автомобильной ассоциацией (FIA). Сначала гонка назвалась «Формула А», однако в 1950 году ее окончательно «перекрестили». С тех пор не раз сменялся и обновлялся список команд - участниц соревнований, появлялись новые герои, строились новые трассы. Неизменным оставалось, пожалуй, одно: удовольствие не переставало дорожать, как для зрителей, так и для команд-участниц.

Денежная гонка. Действительно, затраты команд в прошлом сезоне впечатляют: почти $3 млрд выложили десять участников чемпионата в 2005 году. Любопытно, что самой богатой командой оказалась не Ferrari и даже не абсолютный чемпион Renault, а японская Toyota. Она потратила в прошлом сезоне почти $500 млн, опередив итальянцев на $66 млн. Чуть скромнее оказалась McLaren - $420 млн. А вот обладатель сразу двух титулов - в чемпионате пилотов и кубке конструкторов - Renault остался по результатам этой денежной гонки только на шестом месте, израсходовав всего $288 млн.

Поистине «золотыми» для команд стали моторы - самая крупная статья затрат. Десятка 2005 года не пожалела на них $961 млн. Самыми дорогими оказались двигатели Toyota: на них команда потратила $180 млн. Чуть меньше вложила Honda - $170 млн, а Ferrari - $150 млн. Впрочем, последняя несколько компенсировала свои расходы, получив около $26 млн за поставку моторов другой команде - Sauber. Надо отметить, что по регламенту 2008 года каждому производителю двигателей можно будет поставлять их только одной команде. Однако для Ferrari FIA решила сделать исключение.

Вторая по величине статья затрат - тестирование автомобилей на трассах. Каждый круг на европейском автодроме стоит примерно $1250 и включает расходы на топливо, шины, тормоза. А тест-драйверы наматывают не одну тысячу кругов. К этому надо прибавить расходы на транспортировку машин, переезд гонщиков, аренду трасс. Лидером вновь стала Toyota, не пожалевшая $77,5 млн. А вот последней «финишировала» Minardi, потратившая всего $10 млн.

Недешево обходятся и исследовательские работы. На них у команд ушло примерно $250 млн. Первое место заняла Toyota, выложившая на строительство и испытания автомобиля $63,4 млн. За ней следуют McLaren и Honda, а замыкает список опять-таки Minardi, затраты которой составили всего $450 тыс. Впрочем, в эту статью команды часто включают косвенные затраты, такие как испытания на аэродинамическом полигоне или материаловедческую экспертизу. С точки зрения бизнеса их вполне можно отнести к инвестиционным расходам и таким образом уменьшить налоговое бремя.

Затраты на строительство самих автомобилей выглядят куда скромнее. В лидерах прошлого года снова Toyota, потратившая $2,8 млн. Это примерно в 3,5 раза больше расходов Renault на чемпионский автомобиль. Самой экономной опять оказалась Minardi, затраты которой не превысили и $800 тыс. Впрочем, разница в расходах команд говорит скорее о различиях в оплате труда. В Германии и Швейцарии она выше, чем, например, в Великобритании. Этим, кстати, отчасти объясняется дороговизна Toyota - у японской компании есть завод в Кельне площадью 30 тыс. кв. метров, где болиды производятся по полному циклу - от проектирования до конечной сборки. Кроме того, японская команда построила за год целых десять машин, в то время как Renault, McLaren обошлись семью, у Ferrari и Sauber их было по шесть. Еще более скромными оказались Red Bull и Honda, собравшие по пять автомобилей. А вот ориентировочные затраты на шасси, коробки и прочие элементы для одного автомобиля колеблются в районе $250-300 тыс.

Серьезную статью расходов представляют затраты на аэродинамический полигон. Всего за прошлый год команды пустили на него более $100 млн. По этому показателю лидирует команда McLaren, потратившая около $16 млн на собственный полигон и работу инженеров по аэродинамике. Примерно такую же сумму израсходовала Ferrari, за ней следуют Williams - около $15 млн, Toyota - почти $13 млн. Впрочем, уже в 2006 году всех может обставить Honda. Японский автопроизводитель, выложивший, по некоторым оценкам, $560 млн за саму команду, не жалеет денег на ее развитие. Минувшим летом она отпраздновала ввод в действие нового аэродинамического полигона в Великобритании. Полностью автоматизированный комплекс позволяет работать с машиной в натуральную величину, создавая в пятиметровой рабочей трубе воздушный поток до 80 метров в секунду (около 290 км/ч). Машина устанавливается на металлическую ленту, которая способна двигаться с такой же скоростью.

Пригласить в команду квалифицированных специалистов тоже недешевое удовольствие. На них участники сезона 2005 года потратили около $413 млн. На зарплату команды Toyota ушло около $70 млн, McLaren - $62 млн, а Renault и Honda - примерно по $40 млн. Зарплата главного администратора McLaren Мартина Утмарша оценивается в $5 млн в год, а признанный волшебник в вопросах разработки гоночных машин Эдриан Ньюи получает почти $10 млн. Обычные сотрудники обходятся куда дешевле - от $60 тыс. до $90 тыс. в год.

По некоторым оценкам, на вознаграждения самих гонщиков ушло около $170 млн. Наиболее щедрой оказалась Ferrari, заплатившая пилотам $46 млн, McLaren и Toyota тоже не поскупились - потратили около $40 млн каждая. По сравнению с ними абсолютный чемпион Renault был достаточно прижимист - $18,25 млн.

Если верить журналу F1Racing, семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер из Ferrari начиная с 1996 зарабатывал около $35 млн ежегодно. Впрочем, сезон-2006 стал для Шуми последним. Прощание с «Формулой-1» было омрачено поражением на гран-при в Бразилии. Гонщик пришел только четвертым. Возможно, некоторым утешением для знаменитого немца стали подарки поклонников. Самые дорогие экс-пилот Ferrari получил от своей команды и шейха Дубая Мохаммада бин Рашида Аль Мактума. Гонщику оставили на память его болид, на котором он выступал в Бразилии, стоимостью почти $3 млн. А вот арабский почитатель спортивного таланта Шуми подарил ему один из 300 небольших островов, искусственно намытых у побережья эмирата.

Младший Шумахер, Ральф, зарабатывает в Toyota поменьше - $25 млн. А вот выигравший титул Фернандо Алонсо из Renault, как и его коллега по команде Джанкарло Физикелла, получили в этом сезоне всего $9 млн. Оставшиеся $250 тыс. достались Франку Монтаньи - французы умеют считать деньги. Любопытно, что для Minardi Патрик Фризахер гонял по трассе вообще даром. А были и пилоты, готовые сами платить за удовольствие промчаться на болиде. Среди них, например, аргентинский гонщик Гастон Маццакане, выступавший в 2000 году за Minardi, а в следующем - за Prost.

Недешево обошлись командам их переезды. На дорогу и гостиницы ушло в общей сложности примерно $94 млн. По сравнению с предыдущим сезоном эти затраты возросли: персонал среднего звена переместился в салоны бизнес-класса, а сами гонщики и руководство клубов летают личными самолетами. В прошлом сезоне впервые в истории чемпионат состоял из 19 этапов, за счет чего транспортные расходы сразу увеличились примерно на 10%. Так что само участие в гран-при обошлось командам в $243 млн плюс еще $43 млн, выплаченных организаторам.

Помощь на старте. По результатам сезона-2005 прямой связи между растущими расходами и спортивными достижениями не прослеживается. Впрочем, уже сейчас многие команды признают, что затраты на участие в «Формуле-1» становятся неподъемным бременем. Будут ли они по-прежнему участвовать в королевских автогонках или уйдут в другой, менее дорогостоящий чемпионат? Этот вопрос обеспокоил президента FIA Макса Мосли еще в начале 2005 года. Тогда он предложил ограничить зарплаты гонщикам и ввести возрастной ценз для вторых пилотов команды. Кроме того, было решено отказаться от десятицилиндровых двигателей в пользу восьмицилиндровых. Впрочем, не факт, что это сработает. Например, в McLaren потратили на моторы около $140 млн, а экономия, вызванная переходом в прошлом сезоне на восьмицилиндровые двигатели, перекрывается затратами на их разработку. Ради сокращения издержек девять из десяти команд добровольно согласились ограничить продолжительность тестов. Но к общему соглашению не присоединилась Ferrari, в результате чего ее расходы по этой статье составили $76 млн - почти как у Toyota.

В любом случае командам остается надеяться на помощь со стороны. Интересно, что в последнее время в стане спонсоров произошли заметные перемены. Команды стали отказываться от сотрудничества с производителями табака: чиновники из Европейской комиссии убедили FIA, что спорту негоже брать деньги, заработанные на вредоносном курении. Так, недавно титульным спонсором Renault стал голландский банк ING. С французами продолжит сотрудничество и испанская Telefonica даже несмотря на уход ее соотечественника Фернандо Алонсо в McLaren. Telefonica была персональным спонсором пилота, но теперь он работает в команде, финансируемой другим представителем телекома - Vodafone. В свою очередь эта компания сотрудничала с Ferrari до тех пор, пока итальянцы не уступили McLaren в кубке конструкторов.

Еще один «связной», американская AT&T, в конце октября объявил о подписании многолетнего контракта с Williams. Ей также не впервой финансировать команды «Формулы-1», но на этот раз речь идет о титульном спонсорстве, а значит, в следующем сезоне команда будет именоваться AT&T WilliamsF1.

Появляются и совсем неожиданные «благодетели». Недавно президент Real Madrid Рамон Колдерон сообщил о договоренности с одной из ведущих команд «Формулы-1». Кого будет спонсировать футбольный клуб, пока неизвестно, однако схема партнерства была озвучена. Во время гран-при Испании в следующем году машины-» избранницы» будут белыми, с крупным логотипом клуба в качестве единственного спонсорского украшения.

ПЕРЕМЕНЫ
Bridgestone рулит

В сезоне-2007 компания Bridgestone станет монопольным поставщиком резины.

Прежде наряду с ней в заездах «участвовала» французская Michelin. По мнению экспертов, в первое время шести командам, использовавшим ее «резину», в том числе Renault и McLaren, придется трудновато. Дело в том, что при разработке новых болидов необходимо учитывать конструкцию шин, а у бывших клиентов французского производителя опыта работы с Bridgestone нет.

ГОНКИ И ЦИФРЫ
Формула обогащения

В 2004 году «Формула-1» принесла почти 530 млн евро дохода.

Из них примерно 290 млн евро - плата за права на телевещание. Больше всех заработал босс королевских гонок Берни Экклстоун. Ему достались не только деньги, вырученные от продажи билетов, но и доход от рекламы, размещенной на стадионах, а также более половины «телевизионных доходов».

Дорогая политика

$5 млн - такой штраф наложила FIA на организацию Tosfed, представляющую турецкий автоспорт и отвечавшую за проведение гран-при Турции в августе этого года.

Принимающую сторону наказали за скандал на церемонии награждения. Дело в том, что Мехмета Али Талата, вручавшего приз победителю гонки Фелипе Масса, представили как «президента турецкого кипрского государства» - страны, которую, кроме Турции, никто в мире не признает. Tosfed подала было апелляцию, однако затем решила отозвать ее. Половину штрафа организаторы гонки уже выплатили.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль