Другие берега

65
Инфраструктура. Жители Панамы проголосовали на референдуме за проект расширения канала, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Высокая стоимость и риски их не смутили.
В результате масштабного проекта стоимостью $5,25 млрд. по обеим сторонам канала появится третья пара шлюзовых камер. Правительство надеется таким образом увеличить вдвое пропускные способности искусственного водного пути. В результате через него поплывут громадные грузовые суда, круизные лайнеры и танкеры.

Размер имеет значение. Панамский канал был построен американцами еще в начале прошлого века: первые суда прошли по нему в 1914 году. С тех пор его неоднократно пытались модернизировать. Тем не менее его размеры все меньше соответствуют габаритам судов, которые становятся все крупнее. Появился даже термин panamax – для судов, удовлетворяющих проходным способностям межокеанской водной артерии, и post-panamax – для превышающих лимит. Уже сейчас около 27% судов, используемых в мире для контейнерных перевозок, обладают такими «непроходными» размерами. А к 2011 году, по оценкам Администрации Панамского канала, их доля может возрасти до 37%.

На канал сейчас приходится 5% мировых грузоперевозок и примерно 16% всей внешней торговли США. Благодаря индустриализации азиатских стран их товарооборот с Америкой в последние годы растет высокими темпами и, очевидно, будет увеличиваться и далее. В результате компании, пользующиеся панамским маршрутом, терпят дополнительные транспортные издержки из-за простоев в очередях на заход в канал. И если проблема пропускной способности главного панамского водного пути не будет решена, то владельцы торговых судов будут все чаще направлять их на восточное побережье США через Суэцкий канал. К тому же у соседних с Панамой стран зреют свои варианты решения проблемы. Совсем недавно власти Никарагуа предложили строительство нового канала между Тихим и Атлантическим океанами через свою территорию. Правда, этот проект требует вложения $18 млрд. и 12 лет на реализацию. Панамцы же планируют начать строительство в 2008 году и завершить в 2014-м.

Миллиарды в воду. Впрочем, и панамский проект несет в себе немалые финансовые риски. Оппоненты правительства считают идею бессмысленной прежде всего из-за высокой стоимости, которая может стать непосильным бременем для экономики Панамы. Ведь строительство предполагается частично вести на заемные средства: планируется привлечь $2,3 млрд. Так что жителям Панамы придется расхлебывать последствия роста бюджетного дефицита и оплачивать из своих карманов обслуживание громадного долга.

Второй аргумент критиков – негативное влияние проекта на окружающую среду. В итоге, утверждают они, расширение канала принесет наибольшие выгоды потребителям из США, которые получат товары из Азии по более низким ценам. Не случайно инициатива панамского правительства встретила поддержку в Вашингтоне. Американский посол Уильям Итон отметил: «Это очень важно для США. И важно для нашей экономики. Мы приветствуем расширение».

Вероятно, осознавая эти риски, правительство не осмелилось взять на себя полную ответственность за принятие решения и предпочло разделить ее с народом. 22 октября в Панаме прошел общенациональный референдум. 78% принявших в нем участие граждан страны поддержали амбициозный проект. Избиратели поверили, что он станет билетом в светлое будущее экономики. Сейчас в Панаме 40% населения живут за чертой бедности, а безработица достигает 9,5%. По словам президента Мартина Ториоса реализация проекта позволит создать 40 тыс. рабочих мест. Сейчас плата за проход судов по каналу ежегодно приносит в казну Панамы $1,4 млрд. (около 17% бюджета). Авторы проекта расширения прогнозируют, что он окупится к 2025 году, когда благодаря увеличению сборов доходы достигнут $6 млрд.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль