Издержки патриотизма

75
Госфинансы. Чтобы зажечь в сердцах граждан любовь к родине, власти готовы потратить полмиллиарда рублей. Правда, воспитательные меры принимают порой причудливые формы.
Система идеологического воспитания граждан, действовавшая в Советском Союзе, вместе с ним ушла в историю. Как оказалось, не навсегда. О ее возрождении политическая элита новой России всерьез задумалась в конце бурных девяностых. В стране обнаружился острый дефицит патриотизма. В марте 1998 года правительство поручило Российскому государственному военному историко-культурному центру при правительстве (Росвоенцентру), министерствам и ведомствам, региональным органам исполнительной власти, ведущим ветеранским и другим общественным организациям проработать и внести предложения по проекту федеральной целевой программы патриотического воспитания граждан. Спустя три года идея материализовалась в документе под названием «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».

Любовные настроения. Идеологическая ее часть основана на концепции патриотического воспитания, одобренной правительственной комиссией и отражающей «совокупность официально принятых взглядов на государственную политику» в этой области. Для непонятливых в ней четко прописано, что патриотизм – это «любовь к Родине, преданность своему отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». Патриотизм, как объясняют авторы, «всегда конкретен, направлен на реальные объекты». Очевидно потому и усилия по воспитанию граждан решено прилагать не абстрактно: государство платит за них вполне осязаемыми бюджетными рублями.

Судя по всему, успех затеи правительство не подвергает сомнению, поскольку в этом году стартовала новая патрио­тическая «пятилетка», а масштабы ее планируемого финансирования выросли почти в четыре раза. На реализацию планов (или, как метко выразились авторы второй патриотической программы, «решение неотложных задач») патриотического воспитания в 2001–2005 годах ушло 130,78 млн. рублей. А в 2006–2010 годах общий объем финансирования должен составить уже около 497,8 млн. рублей, в том числе более 378 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. В проекте главного финансового документа на 2007 год на привитие любви к родине предусмотрено 130,1 млн. рублей. Органы исполнительной власти должны добавить 32,67 млн. рублей, и еще 14,5 млн. рублей «воспитатели» ждут из внебюджетных источников.

О том, что за освоение выделенных средств взялись всерьез и с поистине российской смекалкой, свидетельствует разнообразие инструментария. Например, в течение ближайших четырех лет будет проводиться ежегодный автопробег спортсменов-любителей по городам-героям. На «прокат» патриотов государство готово выделять по 600 тыс. рублей каждый год. Предполагается, что это будет способствовать «возрождению и развитию военно-спортивных традиций».

Кузнецы кадров. Привитие нежных чувств к отечеству будет поставлено на четкую научную основу. Для определения путей и критериев повышения эффективности этой деятельности проводится научно-исследовательская работа «Патриотизм» стоимостью 800 тыс. рублей. Разрабатывать и внедрять новые методы подготовки кадров на ниве патриотического воспитания будут специально созданные временные научно-исследовательские коллективы. На это планируется ежегодно потратить 1,3 млн. рублей за пять лет. Столько же уйдет на создание и материально-техническое обеспечение военно-патриотических объединений по воспитанию детей и молодежи. Государство также серьезно относится к повышению квалификации организаторов патриотического воспитания. На это выделят 14,6 млн. рублей.

Особо отличившихся патриотов планируется поощрять. Например, ежегодная награда с романтическим названием «Бегущая по волнам» предназначена за вклад в работу по профессиональной ориентации молодежи на службу во флоте. Общая сумма поощрений составляет 400 тыс. рублей ежегодно. «Успехи в патриотическом воспитании» ценятся выше – наградной фонд достигает 700 тыс. рублей. Планируется также привлечение широкой журналистской общественности. С этой целью, например, будет проводиться всероссийский конкурс «Патриот России», который обойдется в 3 млн. рублей ежегодно. Кроме того, предусмотрено учреждение одноименной памятной медали. На одну только разработку этого проекта выделят по 1,8 млн. рублей в 2007 и 2008 годах. Учреждение почетного знака «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Россий­ской Федерации» потребовало 1 млн. рублей в 2006 году.

Но все же военные мотивы в планах всеобщей патриотизации просматриваются лучше всех остальных. Во-первых, вспоминаем славное прошлое страны. Не забыть его, по мнению ревнителей патриотизма, помогут такие мероприятия, как эстафета агитпоездов по территории России. В 2010 году на это уйдет 3 млн. рублей. Во-вторых, готовимся в случае чего дать отпор врагу. Для формирования у молодежи готовности к защите отечества и службе в Российской армии планируется проведение в 2006–2010 годах таких мероприятий, как акция «Мы верим в тебя, солдат!» и «День призывника», общей стоимостью 6,5 млн. рублей.

Символический патриотизм. Особое внимание в патриотическом воспитании решили придавать государст­венным символам. Для формирования уважения к ним планируется оснастить образовательные учреждения, патриотические клубы и центры, а также воинские подразделения специальными комплектами. На это будет уходить 1,5 млн. рублей ежегодно, но зато в результате у граждан повысится уважение к флагу, гербу и гимну, а также разовьются патриотические чувства. Кстати, на аудиозапись и распространение гим­на в исполнении Академического ансамбля песни и пляски Российской армии только в текущем году потратят 1,5 млн. рублей.

Издание книг, посвященных государст­венным символам России, а также поставка их в учебные учреждения в ближайшие годы потребует 3 млн. рублей. К чести воспитателей патриотов надо отметить, что они знают и более короткий путь к сердцу современного ребенка. 1,8 млн. рублей планируется потратить на обучающие компьютерные игры, в которых используется государственная символика. В результате ожидается «привитие детям и учащейся молодежи интереса к углубленному», а главное «систематическому изучению истории государственных символов России».

Служители муз тоже получили возможность воспеть родину не просто так, а в рамках государственной программы. Сделать это можно, например, на всероссийском фестивале-конкурсе «Я люблю тебя, Россия», который предполагается проводить ежегодно. На его организацию каждый год планируется тратить 2,2 млн. рублей. На музыкальный спектакль-концерт «С чего начинается Родина» в нынешнем году ушло 2 млн. рублей, из них 1,5 млн. – бюджетные деньги.

Все эти расходы должны окупиться сторицей. Авторы программы обещают ее конечные результаты в виде «социально-экономического, духовного и культурного подъема, укрепления государства и его обороноспособности».

Важнейшие из искусств. И конечно, идеи патриотизма продолжат вдохновлять кино- и телепродюсеров. В 2006–2010 годах около 20 млн. рублей пойдет на создание кинофильмов и организацию постоянно действующих телевизионных программ. На шоу с многообещающим названием «Патриот Отечества» на одном из государственных каналов выделят по 4,5 млн. рублей в 2006–2008 годах и по 5 млн. рублей в следующие два года.

Конечно, бюджетные суммы не слишком впечатляют. По нынешним временам хороший блокбастер на них не снимешь. Но, к счастью, воспитание патрио­тизма в России перестало быть делом исключительно государства: судя по всему, оно постепенно превращается в несколько экзотическую нишу, где реализуется пресловутое «частно-государственное партнерство».

Так, около двух лет назад на основе добровольных взносов был создан Фонд поддержки патриотического кино. Среди его учредителей – «Национальный военный фонд» и фонд «Боевое братство». Основные пожертвования в первый из них вносят такие российские гиганты, как Внешторгбанк, «Роснефть», «Русский алюминий», «Северсталь», «Славнефть», «Сургутнеф­тегаз», РАО «ЕЭС России». Главной задачей фонда провозглашено «проведение общественно-значимой деятельности, направленной на создание у широких слоев населения положительного мнения о работе спецслужб России, укрепление уважения к государственной символике, формирование глубокого понимания гражданами необходимости сотрудничества с государством в борьбе с международным терроризмом, политическим экстремизмом и иными преступлениями против человечности».

Очевидно, преследуя эти высокие цели, по заказу фонда на киностудии «Свет» сейчас снимают фильм с рабочим названием «Код апокалипсиса» (в другом варианте – просто «Красивая»). Эдакий «Джеймс Бонд» российской закваски. По сюжету террорист номер один похитил с затонувшей американской подводной лодки четыре ядерные боеголовки, спрятав их в крупнейших мегаполисах мира. Заряд активируется многозначным кодом, разные цифры которого известны только приближенным террориста, но их как назло никто не видел в лицо. Главного злодея убивают при странных обстоятельствах, а его бывший напарник намерен привести бомбы в действие. По его следу пускаются объединившие усилия ФСБ и ЦРУ. Агенту российских спецслужб Мари (ее роль досталась Анастасии Заворотнюк), несколько лет назад внедренной в террористическую группировку, предстоит спасти мир. Бюджет фильма оценивается в несколько миллионов долларов. Его хватит, чтобы провести съемки в Малайзии, Италии, Норвегии, Венесуэ­ле и Франции. В фильме участвуют не только российские знаменитости (Андрей Серебряков и «оскароносец» Владимир Меньшов). Пригласили и зарубежную «звезду» – главную мужскую роль исполнит Венсан Перес.

Главные исполнители

ОбразованиеКультураПечать и телерадиовещаниеМЧСОборона
2001–200546,1131,9523,500,609,73
2006–2010129,2574,6054,0035,5027,55

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль