Доходный оркестр

73
Вложения. На рынке старины еще остаются направления, представляющие для инвестора особый риск, например коллекционирование музыкальных инструментов.
Пока коллекционирование антикварных музыкальных инструментов остается весьма затратным хобби. Растут предметы в цене порой не медленнее, чем любые другие ценные старинные вещи, однако покупателя найти сложно. Особенно это касается России – за рубежом рынок антиквариата вообще развит лучше, и у ведущих аукционных домов существуют даже отдельные торги, посвященные старинным музыкальным инструментам. Они-то и определяют порядок цен, моду.

На стоимость каждого конкретного предмета влияет масса факторов. Первый – происхождение, авторство. Напрямую от этого зависит качество инструмента, его музыкальные свойства – в творчестве различных мастеров есть более и менее удачные периоды. Чрезвычайно важно, в каком состоянии находится предмет – цел ли он, подвергался ли реставрации, на месте ли все детали, в том числе дополнительные (например, футляр). Существенно повысить цену предмета способен провенанс – музыкальная «карьера»: кто и когда играл на инструменте, были ли среди хозяев великие люди. Если при этом предмет окружает красивая легенда, таинственное предание, в нем кроется какой-то секрет – еще лучше, сама цена, быть может, вырастет несущественно, но покупатели интерес проявят. Разумеется, большое влияние на стоимость той или иной вещи влияет состояние рынка, конъюнктура – спрос волнообразен, меняется год от года. Относительно стабильным положением пользуются классические струнные инструменты – и самые ценные из них по традиции скрипки. У громоздких клавишных поклонников меньше, а на деревянные духовые спрос и вовсе минимален: они очень плохо сохраняются (рассыхаются и трескаются от времени), чаще с них делают точные копии – не для инвестиционной коллекции, а для музыкальных упражнений. Почти не доходят до нашего времени старинные волынки, гармони – они также очень хрупки.

Капризные, но дорогие. Любимая сегодня миллионами, в конце XVI – начале XVII веков скрипка была не признана знатоками музыки. Ее чистый звук казался им слишком пронзительным, слушали скрипку только в составе оркестра, дополняя различными инструментами. А ведь это были скрипки работы величайших мастеров того времени – Антонио Страдивари, семьи Амати, Джузеппе-Антонио Гварнери, Карло Бергонци. Сегодня за сделанные ими инструменты на ведущих аукционах мира отдают сотни тысяч долларов, а порой – миллионы.

Считается, что на самые популярные коллекционные скрипки работы Антонио Страдивари за десять лет цены выросли втрое. Основной скачок произошел в последние пять лет – стоимость их удвоилась. И сегодня произведения великого мастера являются самыми дорогими инструментами в мире. Последняя сенсационная продажа состоялась в Нью-Йорке в апреле 2005 года. Аукционный дом Christie’s представил ценителям старинных музыкальных инструментов уникальный лот: хорошо известную знатокам скрипку, именуемую The Lady Tennant в честь одной из ее хозяек (мадам Теннет была супругой шотландского промышленника, который и преподнес ей этот великолепный подарок в 1900 году). Антонио Страдивари сделал инструмент в 1699 году, за год до начала «золотого периода» в своем творчестве. Скрипка знаменита также тем, что на ней играл один из современников великого Николо Паганини – музыкант Шарль Лафон. Неизвестный покупатель заплатил за нее более $2 млн, по оценкам аналитиков, уже сейчас он мог бы продать ее за $3–3,5 млн. Не менее известны и две другие работы Антонио Страдивари – скрипки The Mendelssohn и The Kreutzer, проданные на Christie’s за $1,8 млн в 1990 году и $1,6 млн в 1998 году соответственно.

Не только скрипки, сделанные великим мастером, по-настоящему ценны – интерес представляют также виолончели: самая дорогая в мире сделана как раз им. Это Bonjour, созданная в 1969 году – в 1999-м ее продали более чем за $1 млн на том же Christie’s. Еще одна громкая покупка последнего времени – скрипка мастера Карло Бергонци, за которую в ноябре 2005 года на Sotheby’s неизвестный ценитель заплатил $1 млн (при нижней планке эстимейта в $600 тыс.)

Однако столь дорогие лоты часто остаются невостребованными в ходе торгов. Обычные их посетители – состоятельные любители музыки, но они все же не настолько богаты, чтобы платить миллионы за инструменты. Им больше по душе работы менее известных мастеров по скромным ценам. Например, даже с превышением эстимейта, причем почти в два раза, была продана скрипка Cremonese, сделанная итальянцем Лоренцо Сториони около 1790 года, – ее окончательная цена свыше $160 тыс. А вот более скромный лот, скрипка итальянского мастера Джоанесса Тонони, созданная около 1720 года, не нашел своего покупателя на Christie’s в мае 2005 года. Несмотря на неоспоримые достоинства (хорошую сохранность, великолепное звучание, высокий уровень исполнения) и сравнительно скромную цену – $120 тыс.

Скрипки конца XIX – начала XX века также заслуживают внимания, хоть и стоят в разы дешевле. Наиболее популярны те из них, цена которых не превышает $1,5 тыс. Прекрасная французская скрипка 1898 года, принадлежавшая некогда графу Паулю Бланчарду (есть соответствующая подпись), оценивалась в $4,5–6,3 тыс., но так и не была продана на Bonhams в сентябре прошлого года. А инструмент 1900 года выпуска при продаже превысил эстимейт (в $1,5 тыс.), уйдя с молотка за $3 тыс. Возможно, помог необычный дизайн – стильное сочетание красного и коричневого, изящная форма корпуса.

Старинных гитар сохранилось мало. Основные лоты на аукционах – инструменты знаменитых музыкантов современности. Порой они не являются антикварными, но платят за них вполне солидные суммы. Как, например, за гитару Ленни Кравитца – известного композитора, певца и оранжировщика, подаренную когда-то президенту Бразилии Луису да Силве, заплатили $130 тыс. А гитара, на струнах которой Пол Маккартни разучил свои первые аккорды, была продана на аукционе Music Legends за $650 тыс. (при стартовой цене $180 тыс.)

Недоступная классика. Старинные фортепиано и кабинетные рояли – также привлекательный предмет коллекционирования. Однако еще менее ликвидный, чем скрипки. По той простой причине, что занимают клавишные много места. Коллекций таких крайне мало – в основном красивые и благородные вещицы покупают в подарок состоятельным людям или приобретают профессиональные музыканты.

Антикварные фортепиано и кабинетные рояли можно обнаружить как на специализированных торгах больших аукционных домов, так и в стрингах (разделы торгов) мебели и предметов интерьера. На таких был продан рояль из красного дерева 1878 года выпуска – он сделан в стиле Людовика XVI, украшен расписными панелями работы живописца Хуана Антонио Гонсалеса. Оценен инструмент был в $100–200 тыс., а продан более чем за $300 тыс. Это довольно высокая цена и объясняется она тем, что у предмета солидный провенанс – принадлежал рояль королеве Португалии Марии Савойской.

Рояль Steinway King Edward VII, сделанный на заказ для принца Уэльского в 1898 году, был выставлен на швейцарском аукционе Dream Factory. Его оценили в $300 тыс. А в январе 2006 года эксперты австрийского аукционного дома Dorotheum оценили передвижное пианино Вольфганга Амадея Моцарта в $100 тыс. Однако купили его всего за $50 тыс.

Существенно повысить стоимость музыкального инструмента способна история. Например, самым дорогим в мире пианино является инструмент Джона Леннона – его продали в октябре 2000 года поп-звезде Джоржду Майклу за $2 млн. По преданию, именно за этим пианино знаменитый битл сочинил популярную песню Imagine. В правой верхней части крышки виден след от сигареты Джона Леннона.

Великие предшественники фортепиано – клавесины сегодня незаслуженно забыты. Они считаются многими недостаточно совершенными, а лучшие их образцы находятся в музеях. Самым дорогим клавесином, проданным на открытых торгах, является сегодня инструмент фирмы Couchet. Он изготовлен в Антверпене в 1679 году. На аукционе Sothby’s его продали в 2001 году за $390 тыс.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль