Алексей Тимофеев: "Сто долларов не испугают нарушителя"

55
Интервью. Председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев поведал "Ф." о том, что может испугать нечистых на руку игроков.a
- Алексей Викторович, в чем российская специфика манипулирования на фондовом рынке?

- Это специфика рынка пусть и крупного, но развивающегося. Он по-прежнему не такой объемный, как развитые. Поэтому рынки многих инструментов можно "раскачать", используя даже относительно небольшие средства. При этом применяются известные всему миру торговые приемы, например выставление встречных заявок в интересах одного и того же клиента. По мере роста объема рынка манипулировать становится все дороже, а по мере развития способов выявления таких случаев - сложнее.

- Как вам законопроект о недобросовестных практиках, подготовленный ФСФР?

- Законопроект о недобросовестных практиках на финансовых рынках - новый этап по созданию правил, направленных на предотвращение манипулирования, учитывающий опыт применения действующего законодательства. Мы его поддерживаем, поскольку он предусматривает правовые решения, адекватные требованиям к уровню развития российского фондового рынка. В его разработке активное участие принимало профсообщество, которое в не меньшей степени, чем государство, заинтересовано в формировании справедливого рынка ценных бумаг.

- Почему этот документ - в разговорах его чаще называют законом об инсайде - не могут принять уже много лет?

- Законодательство о манипулировании само по себе очень сложное. А наиболее сложным является определение манипулирования, и именно то, должно ли оно быть абстрактным или конкретным. В случае если определение носит абстрактный характер, установление факта манипулирования всецело зависит от оценки правоприменителя, от его квалификации и квалификации судьи. При абстрактном подходе манипулирование очень непросто отграничить от ошибок трейдера или неадекватной оценки рынка аналитиками. В результате абстрактность оборачивается риском привлечения к ответственности невиновного или вероятностью отмены решения правоприменителя судом.

В сегодняшнем виде законопроект дает конкретное определение манипулированию, четко перечисляя приемы, являющиеся манипулятивными.

- Но закон получится неглубоким, раз строго привязан только к нескольким конкретным способам обмана?

- Действительно, задача правоприменителя упрощается. Это и делает закон работоспособным. Он предусматривает значительное число приемов манипулирования - больше, чем упоминается в действующем законодательстве. Его применение позволит исключить наиболее очевидные, грубые приемы, сформировать правоприменительную практику, приведет к увеличению издержек, связанных с манипулированием. На следующем этапе можно будет задуматься о переходе к большей абстрактности закона.

- Какие наказания для нарушителей предусмотрены?

- Сам по себе законопроект содержит основания только для приостановления действия и аннулирования лицензии - как и сейчас. Для того, чтобы установить уголовную или административную ответственность, необходимо внести поправки соответственно в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Законопроект не предусматривает таких изменений. Возможно, этот шаг станет предметом дискуссий впоследствии. Кстати, в отличие от манипулирования за незаконное использование служебной информации КоАП предусматривает штраф для граждан - он ограничивается суммой в 3 тыс. рублей.

- А сколько раз за последние годы применялись статьи закона о рынке ценных бумаг, касающиеся манипулирования и злоупотребления служебной информацией?

- Мне трудно вспомнить такие случаи. Но надо учитывать, что эти правонарушения обычно очень сложно доказать. Во всех странах регулирующие органы, начиная расследование, принимают во внимание правоприменительные перспективы. Зачастую уже в начале расследования видно, насколько вероятен успешный исход. Важно и то, достаточно ли у правоприменителя полномочий, чтобы собрать убедительные доказательства. Добавьте к этому, что суд может не согласиться с ним. Если сейчас за использование служебной информации предусмотрен смехотворный штраф, стоимость расследования многократно превысит компенсацию обществу за потери, связанные с правонарушением. Более того, такое наказание не служит реальным механизмом пресечения - сто долларов не испугают нарушителя.

- Но отзыв лицензии - серьезное наказание?

- Да, весьма серьезное. Но "манипуляторами" и инсайдерами являются не только профучастники, поэтому его явно недостаточно.

- Что мешает эффективно проводить расследования манипуляций?

- Об одной сложности я уже упомянул - это опасность субъективной оценки. Сложность разграничения правонарушений и различных ошибок, которые могут вызвать аналогичные последствия, однако не несут в себе мотивов манипулирования. Пожалуй, самый серьезный вопрос - создание доказательной базы, поиск убедительных доводов для суда. Это скорее вопрос полномочий правоприменителей. За рубежом используются самые разные средства, в том числе внедрение, прослушивание телефонных разговоров и другие методы, относящиеся к оперативно-розыскной или следственной деятельности.

- Может, стоит наделить подобными полномочиями ФСФР?

- На мой взгляд, этот вопрос сейчас не стоит. Он возникнет, когда будет обсуждаться ответственность за манипулирование и использование инсайдерской информации. Хотя законопроект и уточняет ряд полномочий ФСФР, он не выходит за рамки обычных приемов осуществляемого ею надзора.

- Какая роль в борьбе с манипулированием отводится саморегулируемым организациям (СРО), в частности НАУФОР?

- Сейчас в законодательстве она сформулирована общим образом. СРО могут устанавливать правила для своих членов по любым вопросам профессиональной деятельности. В том числе направленные на снижение риска манипулирования и использования инсайда. Организации могут выявлять такие факты и наказывать за них. В дальнейшем НАУФОР будет совершенствовать регулирование, предусматривая различные, в том числе организационные и технологические, требования, снижающие риск манипулирования.

- Какие функции по противодействию махинациям СРО могут взять на себя?

- Как я уже сказал, СРО могут выявлять и наказывать своих членов за нарушения как требований законодательства, так и собственных правил. К санкциям, которые могут применяться, относятся и штрафы, и исключение из состава СРО. В НАУФОР существуют механизмы для этого - дисциплинарный комитет, третейский суд.

Впоследствии, если случаи манипулирования будут предметом разбирательства в судах, такие организации могли бы выступать в качестве экспертов.

- Предусмотрены ли компенсации убытков потерпевшей стороне из-за манипулирования?

- Возможность компенсации убытков присутствует всегда в силу самых общих положений гражданского законодательства. Однако ее механизм в России пока плохо работает, особенно на фондовом рынке. Помимо факта правонарушения нужно ведь установить причинно-следственную связь между действиями одного лица и финансовыми потерями другого, а зачастую многих других лиц. Расчет убытков требует квалификации и многолетней судебной практики - это сложная юридическая задача. Альтернативой являются административные штрафы как компенсация обществу в целом, а не отдельным пострадавшим. Они должны быть сопоставимыми или, что более желательно, превышающими доходы от манипулирования. Такой подход зачастую более эффективен, если не с точки зрения компенсации убытков пострадавшим, то с точки зрения предотвращения правонарушений.

Механизм компенсации убытков может работать более эффективно благодаря третейским судам СРО, заставляя подчиняться их решениям под страхом исключения из состава организации. Однако здесь другая проблема - сложно охватить юрисдикцией третейского суда всех возможных пострадавших от манипулирования.

i

АЛЕКСЕЙ ТИМОФЕЕВ родился 3 мая 1972 года в Нижневартовске. Окончил с отличием хозяйственно-правовой факультет Уральской государственной юридической академии по специальности "правоведение". Работал в юридической фирме "Лазарев и партнеры" в должности заместителя директора, в 1994-1995 годах участвовал в подготовке проекта федерального закона "О рынке ценных бумаг". В 1995-1998 годах в составе группы консультантов - экспертов Международного института развития правовой экономики принимал участие в разработке законопроектов "Об акционерных обществах", "Об инвестиционных фондах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также нормативных актов, регулирующих стандарты эмиссии, институты коллективных инвестиций, раскрытие информации на рынке ценных бумаг. В 1998-2005 годах - советник по правовым вопросам фонда "Центр развития фондового рынка". В 2000-2004 годах входил в состав экспертного совета ФКЦБ России. В октябре 2005 года избран председателем правления НАУФОР. Является членом совета по корпоративному управлению при ФСФР. Женат, имеет двоих детей.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль