Прозрачный намек для непрозрачных компаний

79
Практика. Эффективна ли система раскрытия информации на фондовом рынке? «Ф.» удивился схожести оценок, опросив эмитентов ценных бумаг, юристов, аналитиков инвесткомпаний и представителей инфраструктурных организаций.
До сих пор тысячи российских компаний, созданных в форме открытого акционерного общества, не имеют никакого отношения к публичности. Во времена приватизации аббревиатуру АООТ (трансформировавшуюся позднее в ОАО) в свое название получили даже булочные и кинотеатры, хотя «открытый» статус не сулил ничего, кроме головной боли их владельцам. Неудивительно, что постепенно подобные структуры меняют организационно-правовую форму, выбирая варианты, не связанные с повышенной публичностью, например ООО. Тем временем прозрачность из-под палки уступает место откровенности добровольной. Корпорации отправляются на открытые рынки капиталов и вынуждены выводить из тени свои финансовые потоки, публиковать данные по структуре затрат, рассекречивать фактических собственников. Это плата за входной билет: инвесторы не покупают котов в мешках.

Двойная слабость. Публичные компании проводят массу трудоемких и недешевых операций по раскрытию информации. Сложнее всего приходится тем, кто разместил ценные бумаги за рубежом. «Расходы на соответствие требованиям SEC (Комиссии по ценным бумагам и биржам США. - «Ф.») достаточно высоки, и основная статья - оплата услуг внешних юристов и консультантов», - рассказывает руководитель пресс-службы «Вымпелкома» Юлия Остроухова. Депозитарные расписки на акции компании обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) с 1996 года. Отечественные стандарты раскрытия информации понемногу сближаются с американскими, хотя разница пока еще существенна. Если российские требования более формализованы, то западные допускают «фривольности», зато позволяют объективнее оценить бизнес эмитента и инвестиционные риски. «Кроме того, требования ФСФР основаны на российской бухгалтерской отчетности, которая не столь информативна, как US GAAP или IAS, и непонятна зарубежным инвесторам», - добавляет Юлия Остроухова.

Гендиректор Института фондового рынка и управления (ИФРУ) Андрей Демченко рассматривает отчетность по РСБУ как одно из двух концептуально слабых мест системы раскрытия. «Второй важный недостаток - требование предоставлять данные по отдельным юридическим лицам, а не консолидированные по всем структурам, входящим в холдинг», - выражает Андрей Демченко точку зрения многих инвесторов и аналитиков.

У компаний, чьи акции или облигации торгуются только на внутреннем рынке, заметная доля «расходов на прозрачность» приходится на публикации сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-экономическую деятельность. По закону о рынке ценных бумаг к таковым относятся сведения о реорганизации самого эмитента, его дочерних и зависимых обществ, о крупных сделках, выпуске ценных бумаг, начисленных и выплаченных по ним доходах и т. д. «Публикации осуществляются на правах рекламы, что является достаточно затратным способом раскрытия информации. Кроме того, материалы дублируются в приложении к «Вестнику ФСФР» и также на небезвозмездной основе», - комментирует директор департамента взаимодействия с инвесторами «Северо-западного телекома» (СЗТ) Владислав Смыслов.

В его организации раскрытием информации занимаются два подразделения - отдел ценных бумаг и рынков капитала и отдел по связям с инвесторами. Первый готовит отчеты эмитента, проспекты ценных бумаг и другие документы, второй отвечает за их своевременный выход в свет. «Наиболее трудоемкой является подготовка ежеквартальных отчетов, однако отлаженное взаимодействие между подразделениями позволяет придерживаться сжатых сроков. Сейчас мы разрабатываем внутренний регламент подготовки информации, обязательной к раскрытию, который дополнительно сократит время на составление отчетности», - делится опытом Владислав Смыслов.

Как черт от ладана. Одно дело - трепетное отношение к букве закона, другое - добровольная честность, проистекающая от повышенной сознательности, хотя и небескорыстной. Ведь инвесткомпании при расчете так называемой справедливой стоимости бумаг делают скидку на риски, связанные с корпоративным управлением. Чем прозрачнее бизнес, тем меньше этот «дисконт» и тем выше должны быть котировки.

Пока на «внеплановое рассекречивание» соглашаются немногие эмитенты. «Отчетность по международным стандартам, личные встречи с инвесторами и аналитиками, распространение пресс-релизов - все это требует дополнительных затрат. Но инвесторы ожидают от публичной компании большей открытости, чем предусматривает российское законодательство», - подчеркивает менеджер по отношениям с инвесторами и корпоративным коммуникациям Аптечной сети «36,6» Михаил Колосов. В этой компании за обнародование данных отвечает отдел по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами, который, как правило, выступает инициатором общения с инвестиционным сообществом.

А вот «Татнефть» повышенной транспарентностью никогда не отличалась. В 1998 году она вывела свои депозитарные расписки на NYSE, а недавно объявила, что собирается провести делистинг. По официальной версии, дело в экономии денег, но наблюдатели утверждают, что менеджменту надоели проблемы с отчетностью по стандартам США. «Этот шаг может лишь ухудшить раскрытие информации компанией. Мы всегда отмечали существование подобной вероятности, что нашло отражение в высокой премии за риск корпоративного управления, заложенной в расчет стоимости собственного капитала "Татнефти"» - предупреждают в обзоре для инвесторов аналитики Deutsche UFG. США вообще славятся предельно жесткими требованиями к информационной открытости. Поэтому у некоторых эмитентов отношение к американским торговым площадкам примерно такое же, как у черта к ладану.

Потребительское отношение. Устраивает ли действующий порядок тех, кому «адресована» эта самая информационная открытость? Если резюмировать мнения собеседников «Ф.», вывод таков: эмитенты бумаг - «голубых фишек» в основном открытости не боятся, но шагнешь в сторону от первого эшелона и окунаешься в атмосферу жуткой таинственности. «Система раскрытия эффективна для крупных компаний, от них поступает достаточно информации. С разной степенью оперативности, но все же они реагируют на запросы аналитиков», - делится наблюдением начальник аналитического отдела «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин. И тут же делает оговорку, что даже с образцово-показательными корпорациями не все гладко. Например, «Новатэк» не делает тайны из своей структуры затрат на добычу, а «Газпром» на сей счет многозначительно молчит. «Остается огромное число абсолютно закрытых компаний, чья деятельность непрозрачна для акционеров и потенциальных инвесторов. Это не лучшим образом сказывается на их привлекательности», - отметили «Ф.» в аналитическом подразделении УК «Капиталъ», рассуждая о представителях второго-третьего эшелонов.

Дмитрий Мангилев из ИК «Проспект» следит за предприятиями нефтегазового сектора и в целом доволен «подопечными». Тем не менее к эмитентам низколиквидных бумаг у него тоже накопилось немало претензий. «Их корпоративная структура зачастую выстроена таким образом, чтобы спрятать реальные финансовые результаты. Не хватает сведений о бенефициарах и размерах их долей в уставном капитале», - досадует аналитик.

Максим Шеин предлагает оценивать информационную открытость по двум типам индикаторов. Первая группа - это данные о финансах и производственной деятельности корпораций. С ней проще всего. «Проверьте, насколько прежние расчеты независимых аналитиков совпадают с реальными результатами. Если степень соответствия высока, значит, информации поступает достаточно», - рассуждает эксперт. А вот вторая группа данных - о менеджменте и составе фактических владельцев - не столь «прямолинейно» сказывается на прогнозах. Но она тоже важна, поскольку помогает адекватнее оценить соотношение риска и потенциальной доходности вложений.

Андрей Демченко рассказал «Ф.», что в ФСФР обсуждается новый вариант положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг. И чиновники думают, как заставить все публичные компании называть своих бенефициариев. «Дело в том, что в нашем законодательстве нет самого понятия «бенефициарий», хотя существует требование о раскрытии крупных акционеров. Фактические собственники обходят его, скрываясь за цепочками номинальных держателей», - описывает проблему Андрей Демченко. В то же время он уверен, что лучший рецепт от информационной закрытости - интерес самих эмитентов в привлечении инвестиций. «Если его нет, практикуется формальный подход. Хотя даже в этом случае приходится предоставлять существенный объем информации в ежеквартальном отчете», - добавляет Андрей Демченко.

Инсайд навсегда. Возможно, будет расширен и список существенных фактов, подлежащих обязательному обнародованию. Например, приобретателю 5-процентного пакета придется рапортовать о сделке. Сейчас по закону о рынке ценных бумаг это требование действует при покупке 20%, а также каждых 5% свыше этого уровня.

«Есть компании, которые информационную открытость понимают буквально - по поводу каждого «чиха» выпускают пресс-релиз», - утрирует Максим Шеин из «Брокеркредитсервиса». И предлагает список «специальных мер» для их менее открытых «коллег»: «Хорошо бы, чтобы квартальная отчетность выходила не с полугодовым запозданием, а в течение следующего месяца за отчетным периодом, чтобы предприятия более детально раскрывали статьи затрат и выручки, а также структуру задолженности. Логично информирование о сделках, проведенных инсайдерами». Обросший легендами закон о борьбе с инсайдом маячит на горизонте с конца 1990-х. Но подготовка идет с таким трудом, что пессимисты шутят: «Эта музыка будет вечной». Сейчас публичные компании при обнародовании сведений руководствуются законами о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах, а также нормативными актами ведомств. Но нередко нарушают их, срывая сроки публикаций или умалчивая о важном.

Юлия Остроухова ратует за то, чтобы регулятор больше внимания уделял не форме, а содержанию раскрываемой информации. Владислав Смыслов ждет, когда регулятор отменит обязательное дублирование сообщений в печатных СМИ, сохранив раскрытие через информагентства и на корпоративных сайтах. А Андрей Демченко увязывает многие проблемы с низкими штрафами за нарушения: «Они настолько малы, что зачастую выгоднее заплатить, нежели следовать предписаниям закона». Но в целом ситуацию с прозрачностью российских публичных компаний он оценивает как относительно благополучную.

История вопроса

ОЛЕСЯ СИТКОВЕЦ, эксперт юридической фирмы «Клифф»:

- В июле 2003 года утверждено положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг. До этого действовало множество нормативно-правовых актов, каждый из которых регламентировал отдельные аспекты. В положении предпринята попытка в одном документе регламентировать различные стороны системы раскрытия информации, однако некоторые вопросы остались не затронутыми. В марте 2005 года ФСФР утвердила новое положение, которое с изменениями и дополнениями действует сегодня. В нем оптимизирован порядок обнародования сведений. Например, теперь, публикуя информацию в ленте новостей одного из информагентств, не обязательно направлять в регистрирующий орган копии сообщений, появились требования к порядку раскрытия информации об аффилированных лицах и утверждена стандартная форма списка таких лиц.

Как это делают УК?

СВЕТЛАНА НИКУЛИНА, контролер УК «Элтра-инвест»:

- Несмотря на ужесточение требований по раскрытию информации управляющими компаниями, остается ряд вопросов, которые недостаточно освещены в законодательстве. В целях защиты интересов пайщиков больше внимания стоит уделять особенностям стратегий управления, показателям риска и анализу исторической доходности. Применение единых методик в оценке этих сведений позволит исключить манипулирование данными о рисках со стороны управляющих компаний, поможет инвестору сориентироваться в многообразии фондов и выбрать наиболее подходящий. Мониторинг рынка коллективных инвестиций показывает, что среди УК встречаются случаи нарушения правил раскрытия информации. Наиболее частое из них - когда на сайтах компаний публикуются не все документы, необходимые по положению ФСФР, а также когда нарушаются требования по раскрытию доходности.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль