Как «Я» оказался на бирже

159
Опыт. По итогам IPO инвесторы оценили производителя соков «Лебедянский» дороже конкурента с выручкой втрое больше - «Вимм-Билль-Данна». Компании помогла благоприятная конъюнктура рынка и идеально проведенная подготовка к размещению.
Депутат Госдумы Николай Борцов шутливо жалуется на статус рублевого миллиардера: дескать, в родной Липецкой области чуть ли не пальцем тычут и за глаза называют олигархом. Место под номером 88 в рейтинге миллиардеров «Ф.» с состоянием $450 млн ему обеспечивают 30% акций лидера российского сокового рынка «Лебедянский» (брэнды «Я», «Тонус», «Фрутоняня»). Сложно было предугадать такое будущее еще шесть лет назад. Как раз тогда основные акционеры экспериментального консервного завода «Лебедянский» отец с сыном Николай и Юрий Борцовы задумались о перспективах развития. К 2000 году предприятие с выручкой $37 млн занимало 11% рынка, но хотелось большего.

Семья сделала усилие и переборола себя, решив отдать управление в руки команды наемных менеджеров. Следующим шагом стал перенос штаб-квартиры в Москву: было понятно, что в Лебедянь, крошечный городок в Липецкой области, опытные специалисты не поедут. В то время Юрий Борцов много общался с менеджерами среднего звена российского офиса Tetra Pak, поставлявшими «Лебедянскому» оборудование и упаковку. Им он сделал предложение, от которого было сложно отказаться: «Вы знаете, как развивать бизнес, даю вам полный карт-бланш. Вы можете стать по-настоящему богатыми и построить компанию так, как видите». На должность исполнительного директора пришел Дмитрий Фадеев, маркетинговым блоком стал заправлять Магомет Тавказаков, а директором Московского филиала стал Андрей Федин.

Новый менеджмент получил в распоряжение типичное производственно-ориентированное предприятие с системой управления, унаследованной с советских времен. Например, не было коммерческого директора. Частично его обязанности исполнял начальник отдела сбыта. Рекламой занимался отдел сбыта, размещая объявления «предприятие предлагает продукцию со склада по самым низким ценам». Функции финансового директора частично исполнял главный бухгалтер. Разгонять никого не стали, лишь осовременили систему управления. Так, отдел сбыта занялся логистикой, а бухгалтерия перешла в подчинение CFO. Был создан финансовый отдел, который занялся подготовкой управленческой отчетности, МСФО, анализом и оптимизацией бизнес-процессов.

Исполнение обещаний. Первым делом приглашенные менеджеры задумались о привлечении финансирования для расширения мощностей. Стало понятно, что на одних банковских кредитах компания далеко не уедет. Тогда же «забили» в стратегический план приблизительную дату первичного размещения акций - в 2006-2007 годах. Все графики были нарушены чрезвычайно быстрым ростом российского сокового рынка. Потребление увеличилось с 0,7 млрд литров в 2000 году до 2,1 млрд литров в 2004 году. В денежном выражении объем рынка вырос в 3,1 раза: с $639 млн до $2 млрд. Продажи «Лебедянского» за тот же период возросли более чем в семь раз до 570 млн литров, а выручка по итогам 2004 года составила $376 млн.

В итоге уже к середине 2004 года семья Борцовых решила, что пора капитализировать достижения и вывести компанию на фондовый рынок. После консультаций с инвестиционными банками компания определилась с андеррайтером: Deutsche UFG. Свою роль сыграли личные контакты: по информации «Ф.», UFG управляет частными накоплениями одного из Борцовых. «Дальше все очень быстро завертелось, - рассказывает Александр Костиков, директор по связям с инвесторами «Лебедянского». - Наверное, наше размещение было одним из самых скоростных, потому что проект стартовал в ноябре 2004 года, а уже к 10 марта 2005 года мы его закрыли». Размещение решили проводить в России. Одна из причин - у компании была полная аудированная отчетность лишь за 2003 год. Кроме того, IPO на западных площадках дороже и требует больших административных усилий.

Основная нагрузка легла на Дмитрия Фадеева, ставшего в начале 2004 года заместителем председателя совета директоров. Он заставлял уточнять каждую цифру. Например, в черновом варианте инвестиционного меморандума была фраза «в конце 80-х появилась первая линия Tetra Pak». Дмитрий Фадеев потребовал написать точный год: «Мы отвечаем за каждую запятую». Пришлось потрудиться и новому исполнительному директору Магомету Тавказакову. С одной стороны, приходилось заниматься подготовкой и проверкой документов, с другой - за ним оставалось оперативное управление компанией. Бивуаки в офисе разбил юридический отдел, корпевший над документами до поздней ночи.

У менеджеров был стимул стараться. Изначально «Лебедянским» владели исключительно Борцовы: 57% акций принадлежало Николаю, 43% - Юрию. К моменту IPO состав акционеров сильно изменился: в 2004 году компания консолидировалась с дистрибьютором «Ассоль», работавшим на юге России. За свою фирму ее совладельцы Ольга Белявцева и Константин Волошин получили 19,9 и 10,1% акций соответственно. 4,97% от уставного капитала досталось Дмитрию Фадееву. Из них 2,97% акций он продал во время IPO, выручив $22,6 млн. В конце 2005 года совладельцами стали Магомет Тавказаков, финансовый директор Дмитрий Главнов и коммерческий директор Сергей Конев. Каждому из них Юрий Борцов передал по 0,015% акций «Лебедянского» стоимостью $168,5 тыс. на 7 июня 2006 года.

Предпродажная подготовка. Наиболее напряженным этапом IPO стало road-show. Презентовавшие компанию топ-менеджеры «Лебедянского» с консультантами из Deutsche UFG два дня провели в России, а затем за неделю объездили почти всю Европу. «Каждый день у нас была новая страна, - вспоминает Дмитрий Главнов. - Порой за день мы делали два перелета. Проснулись в Цюрихе, после нескольких встреч доехали до Женевы, сели в самолет и полетели во Франкфурт. Инвесторы сливались в череду лиц». Всего за время road-show побывали в пяти странах: Швеции, Швейцарии, Германии, Австрии и Великобритании. Повышенное внимание к европейским инвесторам оправдывалось расчетом на то, что две трети продаваемых акций выкупят иностранцы. Так оно и получилось: на российских игроков пришлось всего 23% размещенных бумаг. На первом месте оказались инвесторы с английской пропиской, которые приобрели 30% продаваемых акций. Всего в IPO участвовало более 100 инвестиционных, страховых и пенсионных фондов.

Размещение «Лебедянского» не обошлось без форс-мажоров. Например, IPO-команда провела несколько часов в женевском аэропорту из-за неожиданно выпавшего снега. «В «Шереметьево» на него даже внимания бы не обратили», - вспоминает Александр Костиков. В Великобритании не удалось сходить на матч «Челси». «У нас были очень хорошие места, - рассказывает Дмитрий Главнов, - любой фанат за них просто удавится. Но перед игрой мы встречались с управляющим активами Merrill Lynch по Восточной Европе Аленом Бурье. Он задал огромное количество «глубоких» вопросов с подковыркой. Вышли от него совершенно обессиленные. На футбол никого не хватило. Только потом вечером из окна отеля было слышно, как фанаты поют "Калинку"».

Компаниям, которые собираются проводить IPO, Дмитрий Фадеев советует готовиться к серьезным вопросам. Например, инвесторы просят подробно расписать, какой будет компания через пять лет, рассказать о будущей выручке, доле рынка, прибыли. Их также волнует, какие угрозы есть для бизнеса, что может повлиять на него в положительную и отрицательную сторону. В случае с «Лебедянским» было много вопросов про private labels (товары, которые торговые сети продвигают под своей маркой). Ведь в некоторых странах Европы супермаркеты почти задавили уникальных производителей. «Мы все правильно сделали, - говорит Александр Костиков. - Случись все во второй раз - повторили бы в том же виде. Только меньше бы волновались».

Момент истины. Размещение на РТС и ММВБ «Лебедянского» завершилось 10 марта 2005 года. Владельцы компании продали 19,9% акций по $37,23 за штуку. Это ближе к верхней границе установленного ценового диапазона в $34,78-38,46. Капитализация новоявленного эмитента составила $760 млн. В тот день стоимость «Вимм-Билль-Данна» составляла $717 млн. Что в этом особенного? Выручка ВБД по итогам 2004 года составила $1,19 млрд (из нее соковое подразделение - $308 млн), а у «Лебедянского» - всего $376 млн. Однако чистая прибыль «Вимм-Билль-Данна» за 2004 год - всего $23 млн (чистая рентабельность - 1,9%), а у «борцовской» компании - $53,4 млн (14,2%). «Лебедянский» отличается быстрым ростом. В 2004 году его выручка увеличилась на 38%, а соковое подразделение ВБД выросло всего на 12%. Другими факторами стали слухи об интересе к «Лебедянскому» одного из мировых игроков, а также первенство компании на соковом рынке: инвесторы любят лидеров.

На какие цели акционеры потратили вырученные деньги, в «Лебедянском» не рассказывают. А у компании в планах на 2007 год строительство сокового завода в Сибири. Таким образом предполагается оптимизировать затраты на логистику. Проект предварительно оценивается в $30-40 млн. Скорее всего компания будет использовать заемные средства. По подсчетам «Лебедянского», благодаря присутствию на бирже он легко может привлечь до $300 млн.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль