Интеллигентная игра на деньги

120
ВОЗМОЖНОСТИ. Конкурсы по интернет-трейдингу стали неотъемлемой частью жизни фондового рынка. Для частного инвестора это хорошая возможность попрактиковаться, а для брокерской компании - увеличить клиентскую базу.
Все началось в 2002 году с турнира, организованного брокерской компанией «ВЭО-открытие». Победитель получил автомобиль BMW третьей серии стоимостью около $30000. Турнир проводился на «реальных» торгах ММВБ и наделал много шума во многом потому, что был первым. Победителем стал известный в биржевых кругах трейдер Аркадий Рачков (биржевое прозвище Гир), через некоторое время получивший предложение о работе в компании - организаторе турнира и работающий сейчас в «Открытии», от которого «ушла» приставка ВЭО.

Однако интересно и то, что через 3-4 месяца после проведения конкурса «ВЭО-Открытие» стало безусловным лидером по оборотам на ММВБ. Участники рынка говорят, что многие участники конкурса уже имели счета в других брокерских компаниях. Во время конкурса они фактически работали как на старом счете, так и на игровом. Но прошло некоторое время после окончания турнира, и часть участников предпочла полностью перейти в «ВЭО-Открытие», решив, что там уровень обслуживания устраивает их больше.

Также, по некоторым оценкам, затраты на главный приз были компенсированы брокерской комиссией, полученной от участников турнира.

Последующие конкурсы также привлекали к себе внимание, но сильного ажиотажа уже не вызывали. Впрочем, некоторые компании сделали турниры частью своей рекламной политики и поставили их проведение на поток.

Продолжение идеи. Так, например, финансовая компания «Интраст» начиная с 2003 года проводит игру «Биржевой тренажер» ежегодно. Конкурс проводится на виртуальных торгах, то есть внесения «живых» денег от участников не требуется. Призы, правда, по стоимости существенно проигрывают автомобилю.

Так, в 2003 году главной наградой стала туристическая путевка в Таиланд на две недели, а в 2004 и 2005 годах - ноутбук. Длятся эти конкурсы около девяти месяцев. Возможность проводить игровые торги созданы ММВБ и РТС - биржи генерируют поток ценовых данных, очень близких к реальному рынку. Брокерские компании, которые хотят создать игровой сервер, могут подключиться к этому потоку и использовать созданные серверы в любых целях: при проведении турнира, обучении клиентов, тестировании программного обеспечения или торговых стратегий.

Впрочем, многие регистрируются на этом конкурсе еще и с целью получить доступ к игровым торгам на длительное время. Это дает возможность тестировать торговые стратегии в условиях, близких к реальным.

Инвестиционная компания «Финам» также регулярно проводит конкурсы на виртуальных торгах, однако они короткие и длятся около одного месяца. Игрокам предоставляется система интернет-трейдинга TRANSAQ или Web-Trade. По словам руководителя этого проекта Юрия Шапошникова, на каждый конкурс регистрируются около 750 человек, но реально в нем участвуют около 500. Причем, с точки зрения интереса игроков, эта цифра является предельной. При большем количестве многие начинают оценивать свои шансы на победу как низкие и отказываются от участия. Призовой фонд составляет $2500, однако в турнире есть пять номинаций, а общее число награждаемых составляет 15 человек. Дополнительно внутри турнира проводится еще и конкурс команд, состав которых формируется по регионам проживания игроков. Это подогревает интерес участников, которые могут в общем зачете показывать не лучший результат, зато стать первыми в своем городе.

Конкурс - повод для рекламы. По словам Евгения Сердюкова, руководителя отдела развития управления срочного рынка РТС, успех проведения конкурса во многом определяется качеством рекламной кампании. Ведь чем больше потенциальных участников о нем узнает, тем выше шанс на успех. Кроме этого длинные турниры утомляют и требуют дополнительной подпитки интереса игроков в виде конкурсов внутри конкурса и регулярного подведения итогов с награждением победителей. Здесь следует отметить, что большие призовые фонды все-таки формируются из нескольких источников.

Однако брокерскими компаниями применяются также интересные и недорогие маркетинговые ходы. Так, в декабре 2005 года инвестиционная компания «Церих Кэпитал Менеджмент» организовала двухнедельный турнир по интернет-трейдингу среди журналистов. В нем приняли участие около 70 человек, причем большая их часть представляла неэкономические СМИ. Авторы «Ф.» заняли в нем 1-е и 2-е места, а изюминка заключалась в том, что организаторам удалось-таки привлечь к себе внимание журналистов, что бывает далеко не всегда. Конкурс получил освещение как в центральных СМИ, так и в региональных.

Инвестиционно-финансовая компания «Солид» также проявила выдумку, включив в проводимый ею сейчас конкурс робота «Василия», который использует для совершения сделок простую механическую торговую систему (МТС), основанную на пересечении двух скользящих средних. Интерес к МТС у игроков стабильно растет, а пока «Василий» демонстрирует хороший результат.

Кстати, некоторые компании не проводят торговый конкурс, а просто разыгрывают среди клиентов призы. Естественно, этому предшествует рекламная кампания. Так поступила когда-то компания «Финам», а призом был гидроцикл. В конкурсе «Фондовый университет», который проводил в 2003-2004 годах «Алор-инвест», призом было обучение по программе MBA в одном из российских бизнес-школ стоимостью 7600 евро.

Споры и подсчеты. Как показывает практика, всегда есть люди, которые сомневаются в справедливости результатов турнира. Такова природа людей, однако организаторы привлекают в конкурсную комиссию независимых наблюдателей. Ими обычно являются представители биржи, СМИ, разработчиков системы интернет-трейдинга. По словам начальника отдела новых продуктов управления срочного рынка РТС Сергея Замолоцких, который был одним из организаторов конкурса «Лучший частный инвестор - 2003», больших усилий потребовала разработка алгоритма расчета и проверки результатов. На срочном рынке фьючерсов и опционов сам по себе расчет результатов непрост, а биржа следила еще и за возможным манипулированием игроков. Контролировались все сделки лидеров конкурса, а также сделки, которые приводили к резкому росту доходности. Биржа отслеживала контрагентов игрока по сделкам, и если у него этот список был узким, то результаты подвергались сомнению. Впрочем, не все проводимые конкурсы имеют такие сложные средства контроля, но, по заверениям организаторов, сделки лидеров все-таки проверяются.

В некоторых случаях организаторы жестко фиксируют список финансовых инструментов, с которыми можно совершать операции. И если в этом списке только ликвидные бумаги, то можно быть уверенными хотя бы в том, что игрок, имеющий более одного счета, не будет совершать сделки сам с собой.

Game over. Победителям иногда предлагают работу в качестве управляющих активами. Но тут есть нюансы. Сергей Дорогавцев, управляющий активами инвестиционной компании «Финам», считает, что необходимо оценивать и «просадку» (убытки) по счету во время конкурса. Дело в том, что, если игрок оперирует небольшой суммой или вообще виртуальной, он может себе позволить терпеть большие убытки в процентном отношении в ожидании подходящей для него цены. А вот если речь идет о значительных суммах, то такая тактика неприемлема - прибыль можно ждать очень долго. При управлении же «чужими» деньгами уровень максимальной «просадки» зафиксирован в инвестиционной декларации.

Кстати, в конкурсе, который проводила компания «Брокеркредитсервис», победителю предоставлялся 1 млн рублей в управление с условием, что просадка счета должна быть не ниже 10%. Прибыль от управления этой суммой получал игрок.

Что касается привлечения брокерами новых клиентов, то стоит упомянуть конкурс, проведенный в 2003 году Лефко-банком. Главным призом тогда был автомобиль Ford Focus. Для участия в конкурсе клиенту банка было необходимо иметь активов на 100 тыс. рублей. По словам вице-президента банка Сергея Осипова, проведение конкурсов в то время приносило хороший результат. Привлеченные клиенты до сих пор торгуют через Лефко-банк, а победитель ездит на выигранном автомобиле. Оборот компании в 2003 году вырос с 6,8 млрд рублей в апреле до 12,4 млрд рублей в июне - первый месяц конкурса.

Анализ оборотов других брокеров, проводивших конкурсы с менее ценными призами, резко положительных результатов не выявил.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль