Конец универсальности

50
Выбор. Российские бизнес-школы все чаще предлагают потенциальным слушателям узкоспециализированные программы. «Ф.» выяснил, в каких случаях их стоит предпочесть классическим МВА.
Общий и частности. В последние год-два на рынке отечественного бизнес-образования стало появляться все больше специализированных программ. Особенно это заметно в Москве и Петербурге. General MBA, или в российском варианте «Общий и стратегический менеджмент», перестала быть единственной и повсеместно превалирующей программой. Появился еще и Specialized MBA.

General MBA дает общие теоретические и практические знания в области бизнес-администрирования, охватывает широкий круг вопросов, не фокусируясь пристально на чем-то одном. Выпускники такой программы обладают достаточным запасом знаний для управления компанией любых размеров в любой индустрии. General обычно выбирают слушатели, которые хотят стать большими начальниками. Часто это люди с базовым узкоспециализированным экономическим образованием, желающие получить общие бизнес-знания, или те, кто достиг настолько высокого уровня управления, что конкретными специализациями не интересуется. Specialized предполагает углубленное изучение какой-либо области управления - маркетинга, финансов, HR или погружение в специфику той или иной отрасли - страховой, энергетической, нефтегазовой, IT, медицинской, туристической и т. д.

В вопросе о том, можно ли отнести спецпрограмму к категории МВА, единого мнения пока не выработано. Некоторые эксперты убеждены, что Specialized дискредитируют само понятие MBA, которое по определению универсально. Директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса АНХ Юрий Тазов объясняет: «Программы МВА являются «дженералистскими» (общими). В России же наблюдается смешение понятий, вызванное скорее всего стремлением учебных учреждений подтянуть другие образовательные продукты под традиционно высоко ценимый в бизнес-сообществе брэнд».

Принципиально иной точки зрения придерживается руководитель отдела академических программ Стокгольмской школы экономики в России Светлана Ракутина: «Специализированные программы востребованы - это очевидно по стремительному росту рынка. Я абсолютно убеждена: они не только не являются дискредитацией MBA, но, наоборот, расширяют рыночные возможности как отдельного выпускника, так и бизнес-сообщества в целом». С данной точкой зрения согласен и директор центра программ MBA школы бизнеса «Мирбис» Николай Попков: «При своем зарождении век тому назад MBA-программа действительно была универсальной, но со временем она развивалась, менялась. Конечно, до сих пор в основе любой бизнес-программы лежит общая часть, но функциональная или отраслевая направленность является вполне логичной добавкой к общеменеджментской базе. Сейчас на рынке чрезвычайно востребованы спецпрограммы, потому что у большинства российских бизнесменов в образовании был существенный пробел - систематизированные знания о финансах, маркетинге, управлении человеческими ресурсами у них отсутствовали, - и его надо заполнять».

Построим программу. Так как у российского MBA существует четкий стандарт, в любую специализированную программу входят общие дисциплины. Даже если вы интересуетесь исключительно маркетингом, вам в любом случае придется прослушать курсы по стратегическому, финансовому и кадровому менеджменту, бухучету, микро- и макроэкономике, основам международного бизнеса, информационным системам, бизнес-законодательству, управлению человеческими ресурсами и прочим фундаментальным дисциплинам - этот внушительный перечень предметов формирует базу любого курса. Только оглядев общее, вы сможете перейти к частностям и приступить к углубленному изучению специализированной области. Например, если выбранная программа посвящена финансам, то в спецкурс обязательно войдут корпоративное управление, международные финансы, управленческий учет, оценка бизнеса. Выбирая программу, стоит ознакомиться с учебными планами и при прочих равных предпочесть ту, в которой объем специализации больше. Средний уровень - 120 часов.

Программы, «заточенные» под определенное направление, выбираются в основном специалистами или руководителями профильных звеньев компании. «Сюда приходят люди, связывающие свое будущее с одной определенной сферой деятельности, и, конечно, делая такой «зауженный» выбор, они в чем-то себя ограничивают, в том числе ограничивают свой карьерный рост. Чаще это происходит сознательно - человек ориентируется на собственные склонности и способности», - считает замдиректора Центра международных образовательных программ Международного банковского института Юлия Мишина. Карьерный потолок для менеджеров со спецдипломом почти всегда явственен и очевиден - в перспективе они претендуют на посты финдиректора, директора по маркетингу или по персоналу.

Отраслевая спецпрограмма строится несколько иначе. «Здесь общие предметы рассматриваются через призму проблем и практических наработок, существующих в конкретной отрасли, - рассказывает Светлана Ракутина. - То есть слушатель, изучая предметы курса General Management, получит не просто отвлеченные знания в области финансов или стратегии, но применительно к той индустрии, которой посвящена специализация». Такие спецпрограммы обычно выбирают менеджеры, уверенные в том, что их дальнейшая карьера будет развиваться в конкретной отрасли.

Спецпрограммы в России популярны и востребованы - это отражает потребности рынка в специалистах различного профиля, с одной стороны, и стремление школ к расширению аудитории - с другой. «Трудно сказать, какой тип программ будет развиваться быстрее. Сейчас рынок, похоже, склоняется к отраслевой специфике, - говорит Светлана Ракутина. - Из шестнадцати специализированных программ MBA, появившихся в 2006 году, девять посвящены конкретной индустрии. Хотя мне кажется, что будущее в большей степени принадлежит специализациям в различных областях бизнес-знания».

Принципиальные отличия. Как и в России, на Западе официального разделения программ на General и Specialized нет. Однако за рубежом специализация еще более узкая и встречается гораздо реже, чем у нас. За границей общий курс тоже преподается во всех без исключения бизнес-школах, но некоторые из них наиболее сильны в подготовке специалистов в той или иной функциональной области, причем это касается не только общих, базовых предметов, таких как бухгалтерия, финансы, маркетинг и т. д. Отдельными, «привлекательными» направлениями могут служить, например, лидерство или инновации. «И тут уже включается механизм предпочтения: человек выбирает тот уклон, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребностям, - рассуждает исполнительный директор MBA Consult Виктория Пралич. - Термин «специализированные программы» уместно применять исключительно в отношении очень узких, эксклюзивных направлений. Например, спорта, дизайна, моды, нефтедобычи».

Выбор программы - это долгий, кропотливый, ответственный и очень индивидуальный процесс. Нужно свести к общему знаменателю такие показатели, как собственный профессиональный бэкграунд, приоритетные цели, шансы поступить в ту или иную бизнес-школу, и выбирать уже исходя из результатов проведенного трезвого анализа. Исполнительный директор MBA Strategy Дмитрий Бондарь дает совет: «Если ваш бизнес специфичен и узок (металлургия, логистика, фармацевтика и т. д.), то я бы рекомендовал обратить внимание на школы, предлагающие подобные специализированные программы. Например, у американской Duke есть отличная программа для руководителей фармацевтическо-медицинского бизнеса - Duke Health Care Management Program. Это тот же МВА, но лекции читают не просто экономисты, а менеджеры с опытом работы в медицине. Это существенный плюс для слушателей».

Западный эксклюзив

Бизнес-школ на Западе, предлагающих в их понимании специализированные, а значит, эксклюзивные варианты обучения, немного. К примеру, диплом MBA in sport можно получить в американских Florida Atlantic University и Columbia Southern University, швейцарском European University в Женеве и Монтре. Программу MBA in design, в частности, предлагают в британском University of Westminster, а MBA in fashion - в итальянской SDA Bacсoni. На родине бизнес-образования программы преимущественно дженералистские - стандартизованные и не слишком отличающиеся друг от друга. В Европе же намного больше программных разновидностей, среди них встречаются и довольно комичные, например «МВА по коневодству» или «МВА в области безопасности».

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ MBA-ПРОГРАММЫ РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ

Бизнес-школаСпециализацияПродолжительность обучения Форма обучения Средняя стоимость
Высшая школа финансового менеджмента АНХ*Финансы2 годаВечерняя, модульная12,2 тыс. евро
Школа бизнеса ВАВТ*Международный бизнес/маркетинг, финансы, корпоративное управление2 годаВечерняя$9,6 тыс.
Государственный университет управленияИнформационный менеджмент, логистика, маркетинг, стратегия международного бизнеса, корпоративное управление и корпоративные финансы, гостиничный и туристический бизнес, управление энергетической компанией, управление человеческими ресурсами, менеджмент в PR и рекламе2 годаВечерняя, модульная$11 тыс.
МирбисСтратегический менеджмент и предпринимательство, маркетинг, финансовый менеджмент, IT, управление медицинским бизнесом, управление международным бизнесом, управление человеческими ресурсами, управление производством, управление нефтегазовым бизнесом, менеджмент строительства, менеджмент гостеприимства, инновационный менеджмент и финансово-инвестиционная стратегия2 годаВечерняя, модульная$11 тыс.
Институт магистерской подготовки МЭСИ*Стратегическое управление, финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами, маркетинг, информационный менеджмент (электронный бизнес) 2 годаОчная (вечерняя)$8,6 тыс.
Высшая экономическая школаУправление предприятием, маркетинг2 годаВечерняя Не указано
Стокгольмская школа экономики в РоссииСтратегический маркетинг, управление нефтегазовой отраслью2 годаМодульная18,9 тыс. евро
Центр международных образовательных программ МБИ*Финансовый менеджмент, банковский менеджмент, корпоративные финансы2,5 года 2 годаОчно-заочная6 тыс. евро

*- По данным бизнес-школ Список сокращений: АНХ - Академия народного хозяйства; ВАВТ - Всероссийская академия внешней торговли; МЭСИ - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики;

МБИ - Международный банковский институт.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль