Инвесторы против пиратов

54
Лицензирование. Разработчики программного обеспечения изменили свою тактику борьбы с пиратством в корпоративном секторе. Они больше не используют силовые методы, а убеждают компании в выгодности лицензированных продуктов.
Закупка программного обеспечения (ПО) в отечественных организациях постепенно становится весомой статьей расходов. И приближается к европейским стандартам, когда 50% затрат приходится на технику, а другая половина - на программы. Однако лицензирование ПО в России приобрело свои самобытные черты. И зачастую в этот термин вкладывают иной смысл, нежели в других странах. В России вопрос лицензирования практически всегда приравнивают к понятию «легализация». То есть дальнейшему «белому» использованию уже имеющегося ПО. После начинается торг с правообладателем относительно того, что подлежит лицензированию и на каких условиях.

Силой слова. Большинство иностранных разработчиков в России, которые пытались доказать свою правоту, больше не обращаются к правоохранительным органам за помощью. «Вендоры стали действовать методами убеждения, а не принуждения, - размышляет Виктор Попов, директор отделения платформенного ПО департамента системных решений IBS. - И это оказалось гораздо более эффективным». Об успехах борьбы с пиратством рапортует и Microsoft. Так, по данным российского представительства компании, на российском рынке с июля 2004 года по июнь 2005-го доля персональных компьютеров, проданных с пиратскими копиями Windows, составила 60% - на 12 процентных пунктов меньше, чем за аналогичный период в 2003-2004 годах. Схлынул вал громких претензий, например, по поводу использования нелицензионных программ в дочерних компаниях «Газпрома» или РЖД. Уровень «лицензионных» дел снизился до розничной торговли компьютерами, когда пиратское ПО устанавливается непосредственно в магазинах.

Вендоры понимают, что крупных компаний не так уж и много. И стали работать с ними как с VIP-клиентами. Например, Microsoft выделяет специальных сотрудников, которые «ведут» большие компании и ведомства. Этот менеджер пытается узнать реальную картину у заказчика. Он наблюдает за ним, принимает участие в различных конференциях, где выступают и делятся успехами его представители, черпает сведения из открытых источников. На основании косвенных данных или прямых сведений о поставках техники менеджер делает вывод об уровне использования ПО в организации. Если проблемы с лицензированием на предприятии до сих пор не решены, то практически ежедневно к клиенту станут приходить сотрудники Microsoft. Они будут утверждать, что в компании используются пиратские программы, и называть примерный объем. Как правило, клиент не выдерживает длительного общения и заключает сделку по лицензированию. Разумеется, такая «точечная» работа окупается только по отношению к крупным компаниям. Поэтому на малом рынке регулятором продолжает выступать Управление «К» Министерства внутренних дел. Особенно активно оно действует среди небольших сборщиков ПК и магазинов по торговле компьютерами.

Однако давление правообладателей лишь один из факторов, заставляющих компании лицензировать программное обеспечение. Свою роль играет их желание «красиво выглядеть» в глазах зарубежных инвесторов. По словам Виктора Попова, практически все компании, проводившие первичное размещение акций на бирже (IPO), озадачивались проблемой использования пиратского ПО. «Конечно, нет прямых указаний к тому, что компания обязана лицензироваться перед IPO, - рассказывает эксперт. - Однако эмитент обязан быть прозрачным и провести аудит. После проверки всегда видно, какова доля пиратского программного обеспечения». Вообще, любой случай, когда компания сталкивается с международными финансовыми кругами, например размещение еврооблигаций или кредит Всемирного банка, значительно влияет на отношение руководства к нелицензионному ПО. Иностранное кредитное учреждение ни за что не поверит, что при использовании большого количества техники компания ни копейки не потратила на программное обеспечение. Конечно, вряд ли из-за этого банк не даст денег, зато у него появится повод повысить процентную ставку по кредиту.

Программный аудит. При классическом лицензировании компании первым делом проводят проверку. По ее итогам принимается решение о том, какое количество лицензий необходимо приобрести. После этого проводится периодический аудит, который показывает, сколько реально используется копий ПО и какое количество лицензий нужно дозакупить. При этом формируется план закупок, в котором делается прогноз применения программного обеспечения в организации.

Сложность, а соответственно стоимость подобного аудита зависит от размеров компании и ее территориальной распределенности. Так, проверка крупного холдинга, включающего в себя большое количество предприятий, оценивается в $15 тыс. Особенно тяжело подсчитать точное количество рабочих мест и лицензий в крупных учреждениях или на заводах. Такой аудит включает в себя применение специального программного обеспечения для определения числа копий ПО, а также физический поиск лицензий - проверяющий смотрит, как они проведены через бухгалтерию. Аудитом ПО обычно занимаются партнеры правообладателя.

Однако в российской действительности подобная проверка проводится крайне редко. Так, в МДМ-банке «Ф.» заявили, что не видят смысла в аудите по отношению к лицензированию, а Юлия Остроухова, пресс-секретарь сотового оператора «Вымпелком», рассказала, что отдельную ситуацию для каждого из видов программного обеспечения помогали оценивать его поставщики. Обычно аудит заказывают относительно небольшие компании, для них его стоимость начинается от $2 тыс. Крупные холдинги скупятся и работают с погрешностью в несколько процентов. Для определения числа копий установленного ПО они используют информацию из смежных областей. Например, смотрят данные по количеству компьютеров, сотрудников в подразделении. Но в любом случае точное число лицензий угадать невозможно: ведь каждый день увольняются и приходят новые сотрудники.

Плата за лицензию. Затем наступает этап закупки лицензий. На этой стадии возникают проблемы с тем, что у каждого производителя свои, довольно сложные и запутанные лицензионные программы. Даже если компания желает легализовать минимальный джентльменский набор (антивирус, база данных, операционная система и офисные продукты), ей придется обратиться как минимум к трем поставщикам. В пору запутаться в предлагаемых ими программах, особенно если учесть, что по каждой из них могут существовать предложения, действующие ограниченный период времени. Например, у Microsoft (чаще всего лицензируются продукты именно редмондской корпорации) существует программа, по которой не предусматривается никаких преимуществ. Есть OEM-лицензии - по ним ПО устанавливается еще на заводе по сборке компьютерной техники. Наталья Цыпленкова, руководитель отдела программ лицензирования компании Microsoft, рассказала «Ф.», что для корпоративных пользователей предусмотрены программы, по которым лицензии приобретаются в постоянное пользование и оплачиваются единовременно. Минимальный заказ начинается от пяти штук, а крупным клиентам предоставляются дополнительные скидки. По другой программе лицензии можно приобрести в рассрочку. При этом оплата производится тремя частями в течение трех лет. Существует возможность взять ПО в аренду и ежегодно оплачивать его пользование. Есть разновидности этих программ для госструктур, образовательных и медицинских учреждений, интернет-кафе.

Пока отечественные компании могут лицензироваться на более выгодных условиях, нежели их европейские коллеги. Цены на ПО в России постепенно выравниваются с западными, но пока его можно приобрести на 20-25% дешевле. Для корпоративных заказчиков стоимость лицензий еще на 15% ниже. Наконец, существует зависимость цены одной лицензии от объема закупки. Так, у Microsoft существуют ценовые уровни. Предприятие с числом пользователей от 15 тыс. человек получит существенную скидку (20-30%). Другие уровни - до 2,5 тыс., до 6 тыс. и до 15 тыс. копий ПО. Стоимость лицензий для каждого из них отличается на 7-10% в зависимости от вида продукта. Но опять таки могут быть нюансы. «Например, лицензирование на основании прогноза, - рассказывает Виктор Попов. - Компания может представить план объемов закупки на два года, подписаться под ним. Приобретать она будет и не фактически количество лицензий, а заявленное». Подобную программу предлагает, например, разработчик антивирусов Symantec.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль