Русский бум

97
Тенденция. Суммы с шестью нулями стали постоянными спутниками русских торгов на ведущих аукционах мира. Около двух лет назад наступило крайне благоприятное время для инвестиций в антиквариат из России. Пока оно не закончилось.
Ведущие аукционные дома Christie's и Sotheby's уже давно говорят о колоссальном успехе русского искусства. Очередным подтверждением популярности антиквариата из России стало открытие русских направлений на Bonhams и MacDougall's. Сумма, вырученная на русских торгах этими четырьмя аукционами в 2005 году, составила $87 млн.

Специалисты в один голос заявляют, что время инвестиций в отечественное искусство сейчас очень благоприятное. Несмотря на то что пик, по мнению некоторых из них, остался позади, инерции хватит на стабильно высокие дивиденды - в среднем около 40% годовых.

Однако не стоит забывать, что рынок живет неожиданностями - порой только за один аукцион цена за полотно или предмет декоративно-прикладного искусства русского мастера существенно превышает эстимейт, а значит, дорожают все остальные его работы и произведения соратников. Например, полотна Константина Коровина «Балерина в зеленом платье», «Сумерки. Музыкант и балерина» и «Дама с яблоками» на торгах MacDougall's были проданы за $630 тыс., $489 тыс. и $314 тыс. соответственно, суммарно превысив эстимейт в три раза. Незадолго до этого картину Константина Коровина «Гурзуф летом» в результате длительного торга приобрели на Sotheby's за $1,6 млн - это обусловило и высокие эстимейты картин мастера на последующих аукционах, и их превышение, создав настоящий ажиотаж вокруг имени Константина Коровина.

Имена знать надо. Цены растут буквально на все, что имеет отношение к России. В том числе на произведения художников-эмигрантов. Специалисты по результатам торгов выделяют среди них наиболее перспективных. Так, имя «русского француза» Николя де Сталь сегодня способно принести инвесторам 15% годовых. Тенденция повышения интереса к наследию Николя де Сталь обозначилась в России в 2003 году после выставки его работ в Эрмитаже. Пик же мирового интереса был зафиксирован 2004 году - на аукционе Sotheby's верхняя граница эстимейта его работы «Средиземноморье» достигла $2 млн, купили ее в итоге немного дороже - за $2,3 млн. Еще один русский эмигрант Андрей Ланской, работы которого не так дороги, взлетел на аукционный олимп в 2001 году - тогда его полотна приносили инвесторам до 25% в год. В 2004 году на Sotheby's одна из его поздних картин (1955 года) при продаже превысила эстимейт почти в два раза, уйдя с торгов по цене около $90 тыс. «Вкладывать деньги в полотна русских эмигрантов выгодно. В том числе, на мой взгляд, и потому, что пока они недооценены. Сейчас картины Андрея Ланского дорожают на 12-15% в год. Уверен, что в ближайшие два-три года рост усилится - ведь наследие русских художников не бездонно. Кроме того, современным эмигрантам из России, одной из самых платежеспособных категорий населения Европы, близко творчество художников, покинувших когда-то родину, творивших вдали от нее, но в ее традициях», - говорит один из коллекционеров русского искусства, живущий в Западной Европе.

Топ-лотом на одном из торгов MacDougall's стала картина Михаила Ларионова «В духане», написанная в 1910 году, еще до отъезда художника из России, - верхнюю границу эстимейта продажа лота превысила в полтора раза - окончательная цена $730 тыс.

По-прежнему невероятно актуальна живопись классическая. Злые языки неустанно твердят о том, что о произведениях Ивана Айвазовского и Бориса Кустодиева прогрессивные коллекционеры забыли. Однако статистика аукционных продаж свидетельствует об обратном. Одним из крупнейших лотов дома Van Ham в 2005 году стала картина «В Крыму» кисти Ивана Айвазовского, написанная в 1865 году. При эстимейте в $1,2 млн она была куплена за $2,8 млн. А небольшое полотно Бориса Кустодиева «Одалиска», оцененное поначалу весьма скромно, всего в $380 тыс., ушло по рекордной для произведений этого художника цене - почти за $3 млн, это также произошло в 2005 году. На вторых русских торгах старейшего в мире аукционного дома Stockholms Auktionsverk (он также открыл это направление только в 2004 году, выведя российское искусство за пределы антикварных рынков Лондона и Нью-Йорка) малоизвестный набросок королевского дворца в Стокгольме работы Ивана Айвазовского оценили в $600 тыс., его картина «Переправа через Днепр ночью» ушла за $410 тыс., «Стокгольм в лунном свете» - за $350 тыс. Однако, по мнению специалистов Русской антикварной галереи, сейчас не самое лучшее время для вложений в картины Ивана Айвазовского: полотен много, цены на них «перегреты», и расти они продолжают только на фоне общего всплеска интереса к искусству из России.

На этом же аукционе два произведения Василия Поленова из императорской коллекции были проданы за $390 тыс. («Церковь на Балканах») и $380 тыс. («Дом под охраной казака»). Самым же дорогим лотом русских торгов Stockholms Auktionsverk стал портрет императора Николая II кисти Эрнста Липгарта, проданный за $540 тыс., что в два раза выше предполагавшейся ранее суммы.

Специалисты аукциона Ursula Nusser оценили полотно Константина Трутовского «Пурга» всего в $4 тыс., однако этой картине суждено было превысить эстимейт в 6 раз (стоимость - $26,2 тыс.).

Не совсем стабилизировался еще рынок советского искусства: в первую очередь, по словам специалистов, это связано с тем, что не весь пласт наследия изучен, не все авторы замечены и оценены по достоинству - 2006 год должен внести ясность. Вот только модерн пока не в моде - слишком нестабильным считается это направление, риски высоки.

Большой популярностью пользуются агитфарфор и тарелки, выпущенные императорским фарфоровым заводом в конце XIX - начале XX века и расписанные в советские времена ведущими художниками. Интерес к искусству этого периода поддерживается в том числе и тем, что по сравнению со многими другими направлениями его пока меньше подделывают: не тот масштаб цен, недостаточна популярность.

Рекорд установили на декабрьских торгах Christie's картина Константина Сомова «Пьеро и леди» ($2,2 млн), портрет женщины с розовым веером Роберта Фалька (1,7 млн), пейзаж «Вечер над болотом» Исаака Левитана ($2,1 млн) - это высокие показатели для картин данных мастеров.

По итогам 2005 года самым дорогим русским художником стал Илья Машков. Его полотно «Цветочный натюрморт» было продано на торгах аукционного дома Sotheby's за $3,6 млн.

Прикладные инвестиции. Живопись как искусство наиболее понятное пользуется традиционно высоким спросом, вследствие чего интенсивнее прибавляет в цене. Однако про огромный пласт декоративно-прикладного искусства России забывать ни в коем случае нельзя. Неразумно было бы оставить в стороне и не рассматривать как привлекательные с инвестиционной точки зрения предметы русской старины. 2005 год лишний раз доказал, что императорская Россия - настоящий кладезь ценностей.

В большом фаворе Фаберже - российским бизнесменам, а именно они, если верить специалистам мировых аукционных домов, являются основными покупателями на русских торгах, не дает покоя слава совладельца «Суала» и ТНК-BP Виктора Вексельберга. Небольшая фигурка боярина работы Фаберже из золота, серебра и драгоценных камней была продана на аукционе Christie's за $1,8 млн. Часы, изготовленные в тех же мастерских, на русской неделе в Лондоне в 2005 году приобрели за $1,6 млн. За почти такую же сумму ушли еще одни часы с клеймом поставщика императорского двора на одном из аукционов в Швеции.

Особое место в рейтинге самого дорогого русского антиквариата с недавних пор занимают вазы Императорского фарфорового завода. На аукционе Sotheby's пара ваз, сделанных в Санкт-Петербурге в XIX веке были проданы за $2 млн, хотя эксперты рассчитывали получить за них не более $800 тыс. С вазами связана и одна из самых сенсационных продаж 2005 года - $4 млн выручил Christie's за пару дворцовых ваз 1825 года выпуска.

Русская посуда пользуется большой популярностью у покупателей на мировых аукционах. Так, за $1,8 млн был продан на торгах Christie's серебряный золоченый сервиз из собрания великого князя Константина Николаевича. Похожий лот был продан на аукционе Doyle в Нью-Йорке в начале 2006 года - при эстимейте в $30 тыс. итоговая цена столового сервиза из позолоченного серебра составила $90 тыс. Еще один чайный набор, серебряный с эмалевыми вставками, превысил первоначальную оценку в 12 раз, уйдя к покупателю за $84 тыс.

Поиск дал результаты. Повышенный интерес к русскому антиквариату, по мнению специалистов, обусловлен прежде всего желанием все богатеющих россиян найти наиболее надежные и доходные инвестиционные инструменты. Благодаря стабилизации экономического положения после дефолта 1998 года и высокому уровню цен на нефть свободных денег на внутреннем рынке России много, они ищут объект для вклада.

Не обходится и без политической подоплеки: цены на предметы искусства и антиквариата наилучшим образом по сравнению со всеми другими инвестиционными средствами переносят смену политического режима и различные социальные кризисы, считают в «Гелосе».

Отчасти поэтому эксперты и профессиональные коллекционеры советуют инвестировать в искусство развивающихся стран - появление в них состоятельных людей, желающих вкладывать деньги в антиквариат, может обеспечить инвестору доход до 100% годовых. Так произошло с индийскими драгоценными камнями, вывезенными английскими колонизаторами из страны. Популярность русского искусства у западных коллекционеров объясняется в том числе и этим фактором. Кроме того, рынок европейского антиквариата уже достаточно изучен, найдены все наиболее интересные для инвестирования предметы, в то время как российское искусство пока скрывает в себе много потенциально интересных направлений.

Количество по-настоящему ценных и качественных антикварных предметов на рынке постоянно уменьшается (уже приобретенные вещи вряд ли покинут коллекции в ближайшие годы), в то же время на них растет спрос. Это провоцирует ожесточенные торги на аукционах, а значит, постоянное повышение цен. Вместе с тем коллекционирование предметов старины и искусства становится все более модным и распространенным среди состоятельных людей способом заработка, что также обеспечивает стабильный рост цен, обеспечивает интерес прежде всего к самым дорогостоящим предметам. Процесс перераспределения художественной собственности, начатый в начале 1990-х годов после развала СССР, входит в завершающую стадию.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль