Три с плюсом

81
Ревизия. Весной 2004 года в материале «10 советов ФСФР» «Ф.», выслушав мнение профучастников, предложил свой список первоочередных мер, которые требовалось реализовать Федеральной службе по финансовым рынкам. Пришло время проверить, как сработали чиновники. Средний балл - 3,5.
1. Создать единое биржевое пространство. В ситуации, когда торговля ценными бумагами поделена между несколькими площадками, происходит размывание ликвидности. Это затрудняет доступ на рынок новых инвесторов и эмитентов, и получается замкнутый круг. «Ф.» подсказывал несколько шагов по решению проблемы.

Во-первых, стимулировать специализацию бирж по различным секторам. Так и происходит: операции с облигациями проводятся в основном на ММВБ, а развивающийся рынок деривативов сосредоточен на РТС. Однако конкуренция продолжается, и ни одна из площадок не намерена признавать поражение, особенно в торговле акциями.

Во-вторых, для стабильной и бесперебойной работы фондового рынка требовалось исправить постановление ФКЦБ о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. ФСФР выполнила это пожелание в 2004 году.

В-третьих, создать единый депозитарно-расчетный центр. Даже при наличии нескольких конкурирующих бирж регистрация всех сделок в одном месте снизит транзакционные издержки. Структура могла возникнуть за счет слияния Национального депозитарного центра (НДЦ) и Депозитарно-клиринговой компании (ДКК). Переговоры между их акционерами, в том числе с участием ФСФР, шли не один год. По данным «Ф.», сейчас они окончательно прекратились. Руководители службы заявляют, что профильную лицензию получит организация, соответствующая требованиям закона о центральном депозитарии. Правда, сам документ еще не дописан.

ОЦЕНКА: 3

2. Перевести основные правовые нормы, регулирующие фондовый рынок, из постановлений ФКЦБ в законы. Профучастники жаловались «Ф.», что их «правила поведения» описаны в разрозненных и противоречащих друг другу подзаконных актах. Мало того, доступ к нормативной базе ФКЦБ был затруднен. Создавалось ощущение, что комиссия не случайно засекречивает документы и без конца их корректирует. В этой ситуации без помощи так называемых консалтинговых организаций, тесно сотрудничающих с чиновниками, нереально, например, зарегистрировать эмиссию.

«Ф.» ждал от регулятора формирования четких и понятных стандартов, которые в основном были бы зафиксированы в законах. Несмотря на то что прозрачности в деятельности ФСФР заметно больше, проблема не решена. Правовые нормы по-прежнему содержатся в приказах, постановлениях и инструкциях, которые подчас не соотносятся друг с другом. В отношении некоторых вопросов вовсе нет ясности. Например, не регламентирована структура документов, которые требуется представлять службе при получении лицензии профучастника.

ОЦЕНКА: 3

3. Либерализовать торговлю акциями «Газпрома». Решение этого вопроса - безусловно, большая заслуга ФСФР. Но, пожалуй, намного в большей степени - Владимира Путина. Неизвестно, сколько еще тянулась бы эпопея, если бы президент публично не призвал ускорить процесс. Точка поставлена в конце минувшего года. Разрешена торговля акциями на любых российских площадках, сняты ограничения на их покупку нерезидентами. Такая возможность появилась после консолидации государством контрольного пакета газового монополиста. Более того, недавно ФСФР удовлетворила ходатайство концерна о расширении программы депозитарных расписок. Теперь за рубежом в виде ADR может обращаться до 35% уставного капитала «Газпрома».

ОЦЕНКА: 4

4. Создать инструменты борьбы с использованием инсайдерской информации. Российский рынок всегда считался инсайдерским. На нем хорошо зарабатывают те, кто заранее получает конфиденциальные сведения о бизнесе эмитентов или операциях крупных инвесторов. Подобные проблемы существуют и на Западе. Но там жестоко наказывают за пользование сомнительными способами преумножения капитала. В российском законодательстве нет даже определения понятия «инсайд», не говоря уже об описании конкретных механизмов борьбы с ним. ФКЦБ начинала разрабатывать законопроект «Об инсайдерской информации», ФСФР продолжает. Документ затрагивает интересы многих влиятельных организаций, которые сделают все, чтобы максимально затянуть его принятие. Сумеет ли команда Олега Вьюгина одолеть «инсайдерское» лобби - большой вопрос.

ОЦЕНКА: 2

5. Упростить процедуру и укоротить сроки регистрации эмиссий акций и облигаций. Первая порция изменений в законодательство вступила в силу около года назад. Андеррайтеру разрешено совершать сделки с ценными бумагами эмитента непосредственно после раскрытия проспекта эмиссии, а раньше ему приходилось дожидаться регистрации отчета об итогах выпуска. Также исчезло ограничение на долю бумаг, которые он может приобретать при размещении. Кроме того, для утверждения отчета об итогах теперь достаточно подписи гендиректора, собирать по этому поводу совет директоров не требуется.

Вторая порция поправок принята в декабре минувшего года. Они приблизили процедуру размещения ценных бумаг к международным стандартам. Минимальный период действия преимущественного права выкупа при проведении IPO сократился до 20 дней. При этом продажа акций проводится не по заранее установленной, а по рыночной цене. Кроме того, регистрация отчета об итогах выпуска стала уведомительной, поэтому срок между закрытием книги заявок и началом вторичного обращения сократился до нескольких дней. Судя по всему, отчет об итогах можно будет регистрировать в уведомительном порядке и при размещении облигаций. Но практика применения обновленной нормы на долговом рынке пока отсутствует. Торги по-прежнему начинаются только после того, как ФСФР уведомит о госрегистрации этого документа.

ОЦЕНКА: 4

6. Отменить институт финансовых консультантов. Два года назад не нужно было объяснять участникам рынка, какая роль отводится организациям с лицензией финансового консультанта в оформлении эмиссионных документов и раскрытии информации. И во сколько обходятся их обязательные услуги. Считалось, что этот институт был введен как инструмент по сбору «дани» с эмитентов, хотя теоретически - для защиты интересов инвесторов. Неслучайно основную долю заказов выполняли структуры, связанные с чиновниками федерального уровня. ФСФР полностью оправдала надежды «Ф.», подготовив законодательные поправки, отменяющие обязательность услуг финансового консультанта.

ОЦЕНКА: 5

7. Создать систему автоматического раскрытия информации. По данным «Ф.», регулятор намерен с 1 июля отменить обязательное опубликование информации в иных печатных СМИ, кроме специализированного малотиражного издания «Приложение к "Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам"». Как и раньше, сообщения нужно будет раскрывать на лентах уполномоченных информагентств (ожидается расширение их списка с 1 июля). Что касается полного перехода на «безбумажный» документооборот между эмитентами и службой, то принципиальное решение по этому вопросу давно принято, но реализация проекта затягивается. С одной стороны, не готова нормативная база для использования электронно-цифровой подписи, которая позволяет идентифицировать источник сообщения. С другой - техническая: необходимо отладить механизм обработки и хранения данных в ФСФР. Поэтому сроки внедрения современной технологии постоянно переносятся. Известно лишь, что переход пройдет поэтапно: сначала изменения коснутся наиболее крупных эмитентов, затем остальных.

ОЦЕНКА: 3

8. Отменить или изменить постановление ФКЦБ по специалистам рынка ценных бумаг. ФКЦБ приняла документ вопреки мнению профсообщества. Экспертный совет, действовавший при комиссии, в свое время отказался даже рассматривать проект постановления. Оно предписывало аттестованным специалистам регулярно проходить профессиональную переподготовку. Таким образом вводился своего рода «налог на профессию», а близкие чиновникам организации получали дополнительный гарантированный источник дохода. ФСФР внесла много правок в одиозное постановление и первым делом убрала из него требование обязательной переаттестации.

ОЦЕНКА: 5

9. Пересмотреть нормативы по инвестиционным портфелям управляющих компаний. Речь прежде всего шла о требованиях к управлению накопительной частью пенсионных сбережений. С прошлого года к работе с этими деньгами подключились негосударственные пенсионные фонды (контрольно-надзорные функции над ними также возложены на ФСФР). Структура портфеля ценных бумаг, в которые могут быть инвестированы накопления граждан, довольно жестко регламентирована. Это объясняется необходимостью свести к минимуму риски, связанные с управлением средствами. И сейчас на первый план выходит проблема нехватки долгосрочных инструментов для вложения пенсионных денег под приемлемую доходность. Например, в России не выпускаются ипотечные ценные бумаги. Соответствующий закон был принят еще в 2003 году, однако реально так и не заработал. Если учитывать, что регулятор рассматривает вопрос о дальнейшем запрете НПФ инвестировать пенсионные резервы в недвижимость, выпуск ипотечных облигаций выглядит одной из приоритетных задач. Еще один закон - «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» - допускает их вложение в паи индексных инвестфондов, размещающих капитал в зарубежные ценные бумаги. Однако отсутствие нормативной базы пока сводит на нет практику иностранных капиталовложений российских НПФ.

ОЦЕНКА: 3

10. Передать часть контрольных функций саморегулируемым организациям (СРО). Два года назад казалось, что вот-вот будет принят закон о СРО, и ожидалось значительное усиление их роли во многих секторах, в том числе на финансовых рынках. Однако документ остается в проекте, и полномочия организаций с тех пор практически не менялись. Тем не менее в последнее время дискутируется вопрос о передаче им некоторых функций, выполняемых регулятором. Например, принципиальное решение уже принято по аттестации специалистов рынка ценных бумаг. Предполагается, что с 1 июля выбор учебных программ и проведение экзаменов должны полностью перейти структурам, которые будут аккредитованы при ФСФР. Впрочем, их перечень еще не сформирован. Более того, не установлены требования, которым они должны соответствовать для получения аккредитации. Сейчас ФСФР работает над концепцией оценки и управления рисками, возникающими в результате деятельности финансовых организаций. Логично было бы возложить на СРО установление некоторых нормативов пруденциального характера и контроль над их выполнением профучастниками.

ОЦЕНКА: 3

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль