Как вы оцениваете работу ФСФР?

63
Мнение. «Ф.» попросил участников рынка рассказать о главных заслугах и неудачах регулятора финансовых рынков, а также поделиться соображениями о том, на чем ему следовало бы сосредоточиться в первую очередь.
ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВ, вице-президент ММВБ:

- Важным вопросом, на котором следует сосредоточиться ФСФР, остается развитие инфраструктуры рынка, в частности создание центрального депозитария. Эта задача весьма сложная, она неизбежно ведет к трансформации сложившейся системы, требует разработки соответствующего законодательства. Однако ее решение заложит основы стабильности рынка на десятилетия вперед. Следует обеспечить нормативную поддержку новым инструментам и услугам. Кроме того, важно преодолеть избыточную спекулятивность рынка, а капитализация должна быть распределена по значительно большему числу компаний.

Главное достижение ФСФР в том, что ей удалось организовать достаточно эффективное регулирование, обеспечить развитие законодательной и нормативной базы. Работа с профучастниками ведется в спокойном деловом русле, без надуманных конфликтов. Сформирована прагматичная среднесрочная программа развития рынка ценных бумаг, которая позволит осмысленно двигаться вперед.

СЕРГЕЙ СУДАРИКОВ, генеральный директор ИК «Регион»:

- Необходимо отдать должное ФСФР за установление тесного и постоянного взаимодействия с профучастниками. Служба добилась более прозрачной процедуры принятия решений, в особенности при разработке нормативных документов. Проекты обсуждаются на рабочих группах, в которые входят представители профучастников, и оперативно раскрываются на сайте службы. При этом мнение рынка не только «заслушивается в верхах», но и учитывается.

За два года приведены в порядок многие нормативные акты, устранены неточности, чего так долго ждал рынок. Это касается положения об организаторах торговли, отмены обязательного подписания проспекта эмиссии финконсультантом, изменений в постановлении о специалистах рынка ценных бумаг, проекта изменений в регулирование маржинальной торговли.

На мой взгляд, сейчас особого внимания требует совершенствование инфраструктуры - создание центрального депозитария и объединение расчетно-клиринговой системы. Следует активизировать шаги по интеграции российского рынка ценных бумаг в мировую систему. Кроме того, необходимы новые финансовые инструменты и выход на фондовый рынок новых эмитентов.

АНДРЕЙ ДЕМЧЕНКО, генеральный директор Института фондового рынка и управления:

- Сейчас отсутствует ясность в вопросах, связанных с обучением и аттестацией специалистов рынка ценных бумаг. Предполагается, что новая система аттестации вступит в действие уже с 1 июля. Но до сих пор нет решения о том, какие организации будут проводить обучение, принимать экзамены и выдавать аттестаты. Более того, не определены требования, которым они должны соответствовать для аккредитации при ФСФР. Это очень большой объем работы - как для регулятора, так и для самих организаций. В то же время не подготовлены новые учебные пособия, не сформирована система технологического обеспечения учебного процесса и приема экзаменов, нет новой базы экзаменационных вопросов. Сложившаяся ситуация грозит проблемами в сфере лицензирования организаций-профучастников.

Среди очевидных достижений службы - подготовка стратегии развития финансового рынка на 2006-2008 годы. В этом программном документе не только намечены основные направления деятельности ФСФР, но и описаны конкретные меры по совершенствованию регулирования и оптимизации рыночной инфраструктуры. К положительным результатам работы относятся и нововведения в сфере первичного размещения акций. Для эмитентов создаются условия, позволяющие осуществлять IPO по правилам, близким к тем, что приняты на развитых финансовых рынках.

АЛЕКСЕЙ ТИМОФЕЕВ, председатель правления НАУФОР:

- Мне трудно критиковать ФСФР, потому что я прекрасно понимаю, какие задачи перед ней стоят и какими ресурсами она обладает. Для того чтобы она могла выполнять свои функции успешнее, необходимы качественные изменения - вне зависимости от того, станет она мегарегулятором или нет.

Одно из главных достижений ФСФР - создание условий для проведения IPO в России. Это пример успешной и своевременной реализации миссии по развитию национального рынка. В течение последних двух лет ведется работа по расширению круга доступных финансовых инструментов. Будучи причастным к некоторым инициативам, могу утверждать, что задержка с воплощением этих проектов не связана с недостаточностью усилий со стороны ФСФР.

Службе необходимо сосредоточиться на повышении конкурентоспособности российского рынка. Прежде всего о6еспечить возможность конкуренции российских торговых площадок с зарубежными, упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, решить вопрос о трансформации учетной инфраструктуры.

ОЛЕГ САФОНОВ, президент РТС:

- Среди многих актуальных задач хотелось бы выделить проблемы развития срочного рынка. ФСФР уже внесла необходимые изменения в свои нормативные акты и готовит поправки в законодательство. Мы надеемся, что благодаря этому срочный рынок в России получит дополнительный импульс. Причем не только в развитии производных инструментов на ценные бумаги или процентные ставки, но прежде всего на товары.

Служба построила эффективную систему взаимодействия с участниками рынка. Мнение профессионального сообщества учитывается еще на ранних стадиях подготовки решений. Регулятору удалось сделать вопросы развития рынка ценных бумаг предметом внимания не только его участников, но и властных структур. Они обсуждались на заседаниях правительства, о них говорил президент.

Кроме того, во многом благодаря позиции регулятора прекратился отток российских фондовых активов на западные площадки. Этому способствовало упрощение процедуры листинга и первичных размещений. Считаю, что разрабатываемая ФСФР концепция рынка альтернативных инвестиций поможет отечественным биржам сохранить лидерство в торговле российскими активами.

МАКС ГУТБРОД, партнер юридической фирмы «Бейкер и Макензи»:

- Сегодня много говорят о центральном депозитарии. Но прекрасный расчетный центр не даст большого выигрыша до тех пор, пока сохраняются проблемы в системе регистрации прав собственности на акции. А это прежде всего вопрос совершенствования гражданского права.

На мой взгляд, и ФСФР, и Центробанку недостаточно полномочий в части надзора за финансовыми рынками. В отличие от регуляторов в развитых странах они не являются силовыми ведомствами. Между тем наивно было бы думать, что с улучшением макроэкономической ситуации уменьшится число нарушений на рынке. Мошенничество - это неотъемлемая часть экономики. И России следует ориентироваться на зарубежный опыт. Поэтому кардинальная задача ФСФР - постепенно ужесточать систему надзора на рынке ценных бумаг как в части раскрытия информации, так и вынесения наказаний за нарушения. Постепенно - потому что это не столько вопрос законодательства, сколько профессионализма. Не скажу, что люди, работающие в ФСФР, непрофессиональны. Но для тех задач, которые выполняют их коллеги на Западе, все-таки необходимы знания и опыт другого уровня.

Также необходимо развивать систему саморегулируемых организаций. При этом сама по себе такая организация не должна рассматриваться как чей-то бизнес-проект. Необходимо, чтобы она обладала тремя качествами: статусом правой монополии, внутренней системой надзора и возможностью применять санкции к нарушителям.

СЕРГЕЙ ДОРОГАВЦЕВ, начальник отдела биржевого рынка ИК «Финам»:

- Фондовый рынок в последние годы показывал очень хорошие темпы роста, в том числе за счет активности западных инвесторов. Начинается бум первичных размещений, который скорее всего получит продолжение в ближайшее время. Два этих факта наглядно говорят об эффективности ФСФР. Служба наконец-то заработала как полноценный регулятор, действия которого нацелены на ускорение развития рынка. Важную роль играют ее региональные отделения - многие эмитенты смогли наладить с ними конструктивное взаимодействие.

Пожалуй, критики заслуживает излишняя «зарегулированность» в некоторых не самых значительных вопросах. Например, существуют ограничения в рекламе ПИФов, услуг брокерских компаний. Исполнение всех требований увеличивает стоимость рекламы, поскольку приходится оплачивать дополнительные площади. Прежде всего эти расходы обременительны для небольших компаний. Безусловно, с учетом нынешнего уровня развития российского фондового рынка сильное регулирование является объективной необходимостью. Однако в этих условиях некоторые участники рынка вынуждены идти на прямое нарушение требований ФСФР.

МАКСИМ ЧЕРНЯЕВ, и. о. заместителя директора «Ригрупп-финанс»:

- Приоритет должен быть отдан развитию инфраструктуры и решению вопроса о мегарегуляторе финансовых рынков. Его формирование позволит привлечь в систему принятия решений наиболее квалифицированных специалистов, а не только профессиональных бюрократов.

Необходимо упростить выход компаний на фондовый рынок, а также принять закон, регулирующий биржевые сделки с производными финансовыми инструментами - он дополнялся бы по мере появления новых инструментов. Важно как можно скорее принять закон об инсайде. Его действие должно распространяться в том числе на операции с паями инвестиционных фондов, форвардными и фьючерсными контрактами, опционами. В области корпоратив ного законодательства существует серьезный пробел в регулировании процессов поглощения и вытеснения. Действуют устаревшие инструкции по отчетности, а также требования к профучастникам. Отсутствует электронная система для внутреннего пользования, позволяющая получать объективную информацию об участниках финансового рынка.

Одно из важных достижений службы - либерализация рынка акций «Газпрома». Радует, что торги ими теперь ведутся на ММВБ. Эти бумаги являются хорошим инструментом для проведения сделок репо.

ВАДИМ САЧКОВ, генеральный директор УК «Солид Менеджмент»:

- Деятельность службы должна быть направлена как на защиту инвесторов, так и на повышение конкурентоспособности российских участников финансовых рынков в глобальном масштабе. В этой связи надзор и контроль со стороны регулятора должен менее сводиться к выполнению формальностей. Большую роль должны играть саморегулируемые организации. Эффективность работы также может быть повышена путем более широкого внедрения информационных технологий. Среди достижений могу отметить, например, улучшение структуры сайта, на котором теперь размещаются некоторые проекты документов.

АСХАТ САГДИЕВ, президент инвестиционной компании «Ист Кэпитал»:

- На фоне других государственных органов управления ФСФР действует достаточно тактично, чтобы не вызвать нездоровый ажиотаж, который мог бы повредить рыночной конъюнктуре и в конечном счете развитию фондового рынка. С другой стороны - вполне жестко и принципиально, сводя к минимуму уровни риска, связанные как с эмитентами, так и профучастниками. Улучшилась ситуация с излишней «зарегулированностью» рынка, усовершенствована законодательно-нормативная база, поддерживается тесный диалог с профучастниками, который позволяет учитывать их мнение по многим вопросам.

В пассив ФСФР в первую очередь я записал бы некоторую медлительность в части совершенствования законодательства. Все-таки служба достигла двухлетнего возраста, а правительство лишь сейчас рассмотрело ее основной программный документ. Многое, думается, можно было бы сделать параллельно с разработкой и утверждением стратегии развития финансового рынка. Возможности фондового рынка значительно отстают от потребностей корпораций в финансировании. Прежде всего из-за несовершенства инфраструктуры и пробелов в законодательном регулировании инвестиционных процессов. Так, отсутствует централизованный депозитарный учет, клиринг и расчеты по сделкам с ценными бумагами. Сегодняшняя распределенная схема не способствует повышению доверия инвесторов (особенно иностранных) к надежности защиты их прав собственности. Нет слаженности во взаимодействии между тремя секторами - ценных бумаг, банковском и страховом - из-за отсутствия единого мегарегулятора.

ФСФР уделяет недостаточное внимание и привлечению на рынок институциональных инвесторов, в первую очередь российских. Трансформация огромного объема пенсионных и страховых накоплений в фондовые активы, с одной стороны, позволила бы этим институтам получать относительно высокую доходность инвестиций, с другой - значительно повысила ликвидность рынка. Служба могла бы больше сделать и для упрощения процедуры IPO, и выпуска облигаций для определенных категорий эмитентов. В заключение отмечу сохранение проблемы инсайдерской информации. Давно следовало бы разработать соответствующий закон. Возможно, это избавило бы рынок от многих потрясений, на которых, без сомнения, нагрели руки некоторые чиновники.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль