Портал или сайт?

93
Коммуникации. В России поднимается новая волна внедрений корпоративных порталов. Компании заменяют ими самодельные сайты. И приучают сотрудников пользоваться порталом как единой точкой входа в корпоративные системы.
Представительский сайт есть почти у всех компаний. Интернет давно стал одним из основных каналов коммуникаций. Было бы глупо не использовать его для связи с клиентами. Благо многочисленные разработчики постоянно снижают цены на свои услуги. И стоимость самых дешевых версий корпоративных сайтов начинается от $500. Качество такого продукта оставляет желать лучшего. Другое дело корпоративные порталы. Их роль как представительства компании в сети далеко не основная. В идеале такой мегасайт повышает производительность труда, улучшает отношения с клиентами, партнерами и заказчиками, сокращает затраты компании.

Обычно корпоративным порталом заменяют самодельный веб-сайт. Так было и в группе компаний «Рольф». «Поначалу у нас был внутренний сайт, - вспоминает CIO холдинга Александр Когут. - Затем на него захотели выкладывать информацию другие отделы. Появилась задача сделать удобный портал. Теперь он объединяет в себе информацию всех ключевых отделов и подразделений. На нем можно найти все: от телефонного номера коллеги до корпоративной политики». Внедрение портала «Рольфа» прошло довольно быстро: всего два месяца от создания техзадания до «пилотного» проекта. Затем еще три недели было потрачено на различные доработки. По словам Александра Когута, портал ежедневно используют примерно 3,5 тыс. человек.

Типы и виды. Эксперты выделяют два основных типа порталов: Intranet/ Extranet и Internet. Они отличаются по типу аудитории - внутренней или внешней. Основными пользователями Intranet/Extranet (или business-to-employee - B2E) являются сотрудники организации. У порталов этого типа четыре основные функции. Во-первых, они являются единой точкой доступа к информации - новостям, нормативно-справочным данным. В крупных компаниях даже своевременное доведение приказов до сотрудников - серьезная проблема. Во-вторых, построение системы управления знаниями. Именно эту задачу считают основной для своего портала в группе ЧТПЗ. Трубный холдинг в феврале 2006 года закончил первую очередь внедрения. Он использует технологическую платформу SAP NetWeaver Portal. В рамках внедрения были объединены файловые ресурсы предприятий ЧТПЗ. Также с порталом были интегрированы «Хранилище бизнес-информации» (SAP BW) и «Стратегическое управление предприятием» (SAP SEM). Первое позволило пользователям портала получать отчеты, а второе предназначено для консолидации финансовой отчетности по МСФО.

Третья функция B2E-порталов - управление и коллективная работа над документами. Сюда относятся автоматическая маршрутизация, форумы, управление правами доступа. Наконец, четвертая функция - интеграция приложений. Портал становится единой точкой доступа к корпоративным системам. Компания получает единое информационное пространство при сохранении сделанных ранее инвестиций в IT. Так поступили в нефтяной компании «Лукойл». Однако из-за сложностей интеграции с корпоративными системами проект внедрения затянулся на 1,5 года.

В отличие от B2E Internet-порталы ориентированы на внешнюю аудиторию и могут быть трех видов. Во-первых, business-to-consumer (B2C), объединяющие информацию о продуктах и сервисы для заказчиков. Такие порталы предоставляют статистику заказов, платежей и другой персонифицированной информации. Во-вторых, business-to-business (В2В), решающие задачи обмена деловой информацией с партнерами, поставщиками и заказчиками. В-третьих, порталы общественного сектора (government-to-citizens, или G2C). Они предназначены для освещения общественных событий и публикации нормативных актов.

Однако разница между типами порталов постепенно размывается. «Судя по всему, вскоре у компании будет только один портал, рассматривающий все информационные ресурсы как сервисы, - размышляет Александр Байдин, специалист по программным решениям департамента программной интеграции «Айтеко». - Он будет предоставлять услуги одновременно для клиентов, партнеров, поставщиков и сотрудников компании. Видимо, портал будет и элементом интеграции корпоративных систем с ERP- и SCM-системами клиентов и партнеров по технологическим цепочкам».

Инструмент руководителя. Отличительный признак портала - персонифицированный вход для пользователей. То есть наряду с общедоступными новостями и данными о компании существуют ресурсы, предназначенные для людей, обладающих определенным уровнем доступа. Например, представитель фирмы-партнера вводит свои логин и пароль и получает подготовленную для него информацию. Кроме того, корпоративный портал может быть единой точкой входа сотрудников в IT-системы, например ERP (управление и планирование ресурсами) или CRM (управление отношениями с клиентами). Список функций рабочего места и уровень доступа к данным и документам может варьироваться в зависимости от должностного положения менеджера. Корпоративные порталы используются как единая точка инициации бизнес-процессов. Например, сотрудник отправляется в командировку. Для этого он заполняет типовую форму «Заявка на командировку» в рабочем месте портала. Последний соединен с системой документооборота. Заявка автоматически согласуется между ответственными лицами, передается в бухгалтерию. Сотруднику остается только получить на руки командировочное удостоверение, билеты и деньги.

Ключевая группа внутренних заказчиков корпоративных порталов - топ-менеджеры и руководители среднего звена. Они обретают прозрачный доступ к управленческой информации, содержащейся в различных информационных системах. Например, с помощью портала руководитель одинаково просто получает сведения о платежах из бухгалтерской системы и об обороте за прошлый год из учетной. «Помимо данных из корпоративных систем, - делится опытом Дмитрий Калаев, заместитель генерального директора компании Naumen, - портал может обеспечивать руководителя актуальной информацией из внешних источников. В таком случае он выступает в качестве единой точки сбора и отображения финансовых и деловых новостей». Портал обеспечивает руководителям и сотрудникам компании доступ к корпоративной информации из любой точки мира. Кстати, одна из последних тенденций - мобильные решения. Они получают все большую популярность с развитием технологий беспроводного доступа. Информация становится доступной руководителю вне офиса с помощью мобильных устройств, например телефона или КПК.

Все это повышает эффективность работы. Например, сокращаются затраты на поиск рассеянной внутри корпоративной сети информации, будь она в базах данных или файловых хранилищах документов. «Даже такая мелочь, как служба единого входа, когда пользователю не надо запоминать множество паролей к разнообразным корпоративным системам, экономит время и нервы и работает на повышение уровня безопасности», - говорит Александр Байдин.

Создание портала. Стоимость портала зависит от того, какие задачи он решает. Так, проект по созданию портала класса Intranet/Extranet затрагивает интегрируемые бизнес-приложения, вводит новые и автоматизирует старые бизнес-процессы. «Затраты на создание портала складываются из стоимости программно-аппаратного комплекса и работ, - рассказывает Александр Хлуденев, руководитель направления портальных решений компании «Крок». - Эти составляющие зависят от состава решаемых задач, интегрируемых систем и требований к надежности. Поэтому рассчитать стоимость можно только на основании сформулированных потребностей заказчика. Задачам присваиваются приоритеты, и весь проект разбивается на этапы реализации». По его опыту создание типичного корпоративного портала на промышленной программной платформе может стоить $0,5-2 млн. «Портальные решения - это постоянно развивающиеся системы, - говорит Алексей Севастьянов, директор отделения тиражируемых решений IBS. - Я рекомендую начинать с небольших «пилотных» порталов. Здесь очень важно правильно выбрать подразделение или направление бизнеса, в котором он будет эксплуатироваться. И, исходя из полученных результатов, развивать портал дальше». Наиболее популярные платформы для создания корпоративных порталов - IBM WebSphere Portal, Oracle Portal, Microsoft SharePoint Portal, SAP NetWeaver Portal.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль