В предвкушении прорыва

64
Заявление. За последний год в российском бизнес-образовании произошло одно знаковое событие - было объявлено о создании двух школ мирового уровня в Москве и Петербурге. Амбициозный проект призван решить многие застарелые проблемы.
Новый стандарт. Мерное, поступательное развитие отечественного бизнес-образования, которое в этом году вправе торжественно отметить собственное совершеннолетие (первые школы и институты бизнеса, основанные на базе ведущих экономических вузов страны, появились в СССР в неспокойном 1988-м), было приостановлено громким заявлением. О том, что в недалеком будущем в России планируется создать две школы мирового уровня, призванные ворваться в авторитетные международные рейтинги и составить достойную конкуренцию таким безусловным грандам, как Гарвард и Стэнфорд, впервые заговорили летом 2005 года. Идея не показалась нереальной мечтой, потому что исходила от тридцати крупных российских бизнесменов во главе с президентом группы компаний "Тройка Диалог" Рубеном Варданяном и от министра экономического развития и торговли Германа Грефа и очень быстро приобрела статус одного из президентских проектов в образовательной сфере. Для реализации задуманного "идеологи" предложили объединить усилия бизнеса и государства, как это было сделано в Великобритании в 1960-е при создании Лондонской и Манчестерской бизнес-школ.

Вскоре были озвучены основные цифры и обрисованы некоторые детали. Одна школа будет создана в Москве "с нуля", вторая откроется в Петербурге на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета. Столичный проект из-за своей фундаментальности обойдется дороже, - по предварительным расчетам, в $200-250 млн, петербургский "потянет" на $150 млн. Финансовое бремя между собой разделят государство (49%) и частные инвесторы (51%).

Если все пойдет по плану, обе школы распахнут свои двери уже в 2007 году - сначала для 50-60 человек каждая. Со временем на курс будут набираться 150-200 абитуриентов - как россиян, так и иностранцев, причем учить их будут на двух языках - русском и английском. Интернациональным будет и преподавательский состав. Точная стоимость здешних программ МВА пока не определена, но порядок цифр - $35-60 тыс. - сложно назвать демократичным. Сейчас в ведущих российских школах звание "Магистра делового администрирования" можно получить, отдав в среднем чуть больше $10 тыс., программа за $15 тыс. уже считается элитной. Заявленные цифры скорее родственны стоимости обучения в престижных западных бизнес-школах. Так что в этом вопросе громогласное заявление о "мировом уровне" полностью себя оправдывает.

Инициаторы проекта опубликовали развернутый "пламенный" манифест, в котором заявили, что конкурентоспособность страны и решение всех существующих социально-экономических проблем напрямую зависит от уровня ее управленческой элиты, что государству требуются менеджеры, способные грамотно реализовывать задуманные масштабные реформы и инфраструктурные проекты. Имеющаяся в России система бизнес-образования не способна в полной мере ответить на этот вызов времени - отечественные школы слабо ориентируются в том, что нужно отечественному бизнесу. И готовят не полноценных "топов", мыслящих глобально и нестандартно, имеющих собственные замыслы и проекты, а "штампуют" менеджеров среднего звена, обучая их решению однотипных задач и "вставляя" в их головы готовые модели, которые рассматриваются как панацея в любых ситуациях и от всех бед. В результате получаются этакие бизнес-функционеры, неспособные справиться с проблемами, на решение которых они не были запрограммированы в процессе обучения.

Что же предлагают "проектировщики"? Прежде всего отказаться от идеи клонирования западных школ. И самим задать новый стандарт. Бизнес-школа XXI века, по мысли авторов национального проекта, обязана эффективно взаимодействовать с крупными компаниями - ведущие бизнесмены-практики должны выступать в роли преподавателей, организовывать мастер-классы, участвовать в проблемных семинарах и дискуссиях. Она обязана стать коммуникационной площадкой, своеобразным клубом, где в неформальной обстановке могли бы обмениваться идеями бизнесмены, государственные и общественные деятели. Слушатели программ должны участвовать в серьезных национальных и международных проектах, и образование должно быть тесно связано с практической деятельностью. Инициаторы проекта уверены, что подобная утопическая модель может быть создана в России в самой ближайшей перспективе.

Понятно, что для реализации амбициозного начинания даже многомиллионных финансовых вложений мало, нужны как минимум сильный преподавательский состав и серьезная научная база. И если с петербургским проектом все более или менее понятно (и опытные педагоги, и научный фундамент в наличии имеются), то московский проект вызывает еще более жаркие споры. Критики из числа конкурентов утверждают, что государство, решив вкладывать в создание бизнес-школ бюджетные деньги, могло бы выбрать партнеров из числа существующих учебных заведений на конкурсной основе. "Мне кажется, это не самый эффективный путь - инвестировать такие огромные, поражающие воображение деньги в подобный проект: мы, как и многие другие, создавали школу, обладая относительно небольшими средствами, и благодаря многолетнему труду чего-то достигли, - считает декан Высшей школы корпоративного управления Сергей Календжян. - Следовало бы отобрать бизнес-школы, которые, пройдя тяжелые испытания и познав "азбуку жизни", выстояли в реальной конкурентной борьбе, и помочь им". "Если удастся довести эти проекты до практической реализации, мы будем свидетелями серьезного передела рынка бизнес-образования", - уверен директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Юрий Тазов.

Тем временем. Смогут ли авторы проектов, взбудораживших российское образовательное сообщество, воплотить их в реальность - вопрос будущего. Что собой представляет российский рынок бизнес-образования сейчас? Исследование, проведенное компанией Begin group, выявило любопытные тенденции.

Во-первых, постепенно расширяется спектр предлагаемых школами специализаций, особенно это характерно для Москвы и Петербурга. Классическая программа "Общий и стратегический менеджмент" дополнилась "Финансовым менеджментом", "Маркетингом", "Управлением персоналом", "Корпоративным управлением". Юрий Тазов поделился с "Ф." сомнениями насчет позитивности этой тенденции: "Основные специализации (стратегический менеджмент, маркетинг, финансы, HR, внешнеэкономическая деятельность) традиционны для любых бизнес-школ - в этом плане изменений нет. Появление дополнительных, часто весьма экзотических специализаций - работа маркетологов школ по освоению рынка. Если есть спрос, почему не готовить специалистов с дипломом, скажем, "МВА в пчеловодстве"? Хотя подобные вещи, конечно, нонсенс".

Во-вторых, отмечено, что на большинстве модульных (очно-заочных) программ в бизнес-школах двух столиц в основном учатся слушатели из регионов России и ближнего зарубежья - преобладают представители Украины, Казахстана и Белоруссии. В-третьих, в российских школах примерно равное количество индивидуальных и корпоративных клиентов. Компании, направляющие сотрудников на обучение, как правило, оплачивают 100% его стоимости и таким образом "привязывают" к себе специалиста на несколько лет. В-четвертых, возросло число карьерных центров. В условиях усложнившейся ситуации на рынке труда их наличие является важным фактором при выборе бизнес-школы, а значит, и конкурентным преимуществом. "Рынок еще формируется, появляются свои ниши и сегменты. Программы отличаются друг от друга по типу, целевой аудитории (менеджеры высшего звена, среднего звена и т. д.), по формам обучения. В каждом секторе появляются свои лидеры, - подводит итог руководитель проекта Begin Group Алла Жаворонкова. - Тенденция к дифференциации рынка скорее всего сохранится, а позиции лидеров будут укрепляться".

Выделяя тенденции на рынке российского бизнес-образования, руководитель Школы бизнеса ВАВТ Ольга Андреева сконцентрировалась на трех основные моментах: "Обозначились резкое усиление конкуренции, развитие все более узкой специализации программ, заметное повышение требований потенциальных потребителей к уровню образования". Юрий Тазов набросал более полную картину: "Можно сказать, что в целом российские бизнес-школы сегодня находятся на уровне западных "середняков", однако результаты работы ведущих школ по улучшению качества обучения и организации учебного процесса обнадеживают. Одновременно идет лавинообразный процесс создания бизнес-школ вузами, часто без четкого понимания того, что должны представлять собой эти структуры. Основные и хронические проблемы - недостаточная связь MBA-программ с практикой, нехватка отечественных кейсов, большой объем лекционных занятий, невысокая доля интерактивных форм обучения".

Что ждет российское бизнес-образование в недалеком будущем? Сергей Календжян предсказывает, что вскоре на отечественный рынок западные школы начнут выходить самостоятельно, не тратя время на поиск местных партнеров и запуск совместных программ: "И при их мощи и налаженных внутренних процессах нам, конечно, будет тяжело". Другие специалисты, ссылаясь на традиционную неторопливость Запада в такого рода вопросах, утверждают, что быстрого прихода крупнейших мировых школ ждать не стоит. "Мой прогноз такой: в течение трех-пяти лет на рынке появятся объединения наиболее заметных отечественных структур", - говорит Юрий Тазов.

Критерии выбора. Кто основные потребители российского бизнес-образования? Три четверти от общего числа, по данным ВШМБ, составляют менеджеры среднего и высшего звеньев, остальные - собственники бизнеса и специалисты. Алла Жаворонкова, соглашаясь с этим лаконичным определением, добавляет: "Большинству слушателей отечественных MBA-программ около 30 лет. Их общий стаж работы довольно велик - 10 и более лет, руководящие посты они ко времени прихода в школу занимают уже в течение 2-3 лет. За последний год уменьшилось число молодых и неопытных людей".

В последнее время слушатели становятся более подготовленными и требовательными и, выбирая учебное заведение, внимательно изучают существующие на рынке предложения, - и это хороший стимул для повышения качества программ. При выборе внимание уделяется многим факторам. Наиболее значимыми являются содержание программы (богатство курсов по выбору, объем интерактивных форм обучения), "звездность" преподавательского состава и профессиональный статус слушателей. Очень важны репутация школы и престижность диплома. Многие ориентируются на рейтинги. Помимо этого, немаловажными являются такие критерии, как наличие у программы зарубежной аккредитации, стоимость и форма обучения. Ольга Андреева выделила еще несколько существенных факторов: "Практическая направленность занятий, большой удельный вес деловых игр, тренингов и кейсов, возможность получить учебные материалы для самостоятельного освоения программ, индивидуальный подход, готовность преподавателей уделять слушателям много времени и возможность конвертировать российский государственный диплом за рубежом".

Основными источниками информации для потенциальных студентов являются интернет, рекомендации коллег и знакомых и специализированные выставки. Практически все считают нужным посетить ряд учебных заведений перед принятием окончательного решения. Поступить в ведущие российские школы в отличие от топовых западных отнюдь не является подвигом. На данном этапе развития именно менеджеры выбирают учебные заведения. С повышением качества предлагаемых программ уже школы начнут отбирать слушателей.

Местные особенности

В регионах бизнес-образование активно развивается в городах трех типов - с оживленной бизнес-средой, в сырьевых центрах, а также там, где серьезная научно-образовательная база сформирована исторически. Несколько учебных заведений действуют в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Магнитогорске и Саратове. По данным Gegin Group, дороже всего обучаться в Екатеринбурге, Сургуте, Перми и Самаре - здесь придется расстаться с $9 тыс. Наиболее дешевые программы в Новосибирске, Саратове, Нижнем Новгороде и Ульяновске - можно уложиться в $6 тыс. Принципиальным отличием региональных школ является острейшая нехватка собственных квалифицированных преподавательских кадров. Кроме того, региональный рынок пока не предлагает потребителям широкого спектра специализаций - здесь в основном преподается общий и стратегический менеджмент. Именно это и побуждает местных предпринимателей к поступлению в московские и петербургские учебные заведения.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль