«Что покупаем, что продаем?»

102
Явление. Существуют компании, которые активно работают на финансовом рынке, но никак не регулируются государством. Почему? Они информационные посредники между профессиональными участниками финансового рынка.
История с продолжением. Несмотря на то что российский финансовый рынок за последние 15 лет совершил бурный скачок в развитии инфраструктуры, частенько в трейдерские отделы финансовых компаний и банков звонят молодые люди и бодрым голосом спрашивают: «Что покупаем, что продаем?»

Это междилерские брокеры (inter dealer), которые готовы оказать помощь в покупке или продаже финансового актива. Ими охвачены, что неудивительно, в первую очередь внебиржевые рынки, такие как кредитный, валютный, еврооблигаций, редких акций. Но при этом они готовы организовать сделку еще и на ведущих торговых площадках.

Биржевой телефон. Адресные биржевые сделки подразумевают, что заинтересованная сторона ищет контрагента самостоятельно. Участники этого рынка, как правило, уже установили связь друг с другом по телефону или ICQ. Но все-таки место междилерским брокерам нашлось, и их услуги оказываются востребованными профессиональными операторами.

Впрочем, их деятельность в большей степени напоминает не брокерскую, а риэлторскую или информационную, а главным инструментом в работе является телефон. Они аккумулируют заявки на финансовые сделки «настоящих» брокеров и подбирают им контрагентов. После того как схема биржевой операции проработана и ее условия со всеми сторонами согласованы, им раскрываются имена контрагентов. Участники сделки могут провести ее как в биржевом «стакане», так и внесистемными (адресными) заявками. Таким образом, посредник участия собственными деньгами или ценными бумагами в ней не принимает, но вскоре выставит счета контрагентам на оплату информационных услуг. Причем, как и риэлторы, телефонные брокеры могут проработать сделки с несколькими участниками - подобрать «альтернативу». По словам генерального директора ИФГ «Партнер» Сергея Мурафера, его компания иногда пользуется услугами информационных посредников для построения «связок» по опционам FORTS.

Это предполагает одновременную куплю-продажу нескольких контрактов для реализации определенной торговой стратегии, что по котировкам в биржевых «стаканах» не всегда возможно. Существенный плюс такой схемы - возможность реализовать стратегию, оперируя порой более крупными суммами, чем позволяет ликвидность биржевого рынка. И информационный брокер может это обеспечить. Впрочем, аналогичным образом можно совершить и рядовую сделку по цене более выгодной, чем в «стакане», или в объемах, выходящих за рамки среднестатистических.

Другой точкой приложения усилий телефонных брокеров является рынок репо. Как рассказывает риск-менеджер ИК «Элтра» Дмитрий Соснин, если необходимо, например, занять денег под обеспечение некоторых акций, то можно, конечно, самому обратиться в другие компании. Но при этом придется платить контрагенту за кредит. А можно те же самые акции предложить «в репо» телефонному брокеру, и если он подберет клиента, то платить за кредит будет уже последний. Кроме этого через информационного посредника намного проще и быстрее найти деньги под залог низколиквидных акций.

Среди московских телефонных брокеров наиболее известны следующие: Независимая финансовая брокерская компания (НФБК), «Адикс», Проект развития брокерских технологий (ПРБТ), London Tradition, Garban-Intercapital, GFI, Tullett Liberty. Некоторые из них являются иностранными и специализируются в России только на отдельных сегментах финансового рынка. Крупных брокеров, например «Адикс», участники рынка даже называют по аналогии с биржами торговыми площадками.

Внебиржевая стихия. Самый объемный из внебиржевых - это рынок межбанковских кредитов (МБК). По оценкам участников, в день на нем совершается сделок на сумму порядка 200 млрд рублей (без учета валютных кредитов), а представитель компании НФБК подтвердил особый интерес к нему телефонных брокеров. Несмотря на то что многие банки имеют терминалы Reuters, для ведения переговоров и совершения сделок МБК, по словам начальника отдела депозитно-конверсионных и срочных операций Промсвязьбанка Александра Смирнова, большинство участников пользуется услугами информационных брокеров. Банки «первого круга» совершают сделки и напрямую друг с другом, но тем не менее через телефонных посредников много сделок заключают даже они. Среди причин главной называется высокая скорость подбора контрагента и соответственно заключения сделки.

Лидерами по оборотам среди таких брокеров участники выделяют НФБК, «Адикс» и ПРБТ. Последняя компания, кстати, является соорганизатором проекта RTS Money, запущенного в РТС с целью организации межбанковского денежного рынка.

Отдельно стоит отметить востребованность информационных услуг при работе с неликвидными и редкими акциями. По словам заместителя директора ИФ «Олма» Алексея Быстрова, обращение к телефонному брокеру может помочь в случае покупки бумаг, которые не торгуются на биржах и не представлены даже в системе RTS Board. Интересно, что иногда в аналитических исследованиях эмитентов таких акций в качестве рыночной цены рассматриваются котировки, озвучиваемые телефонными брокерами.

Еврооблигации в Москве. Крупным внебиржевым сегментом является также рынок еврооблигаций РФ и других стран. Причем, по информации от игроков этого сегмента, спрос на бонды Бразилии, Мексики, Аргентины со стороны российских клиентов стабилен. Во многом это связано с их высокой волатильностью, что вызывает интерес у спекулянтов. Для организации сделок телефонные брокеры поддерживают связь с такими крупными западными компаниями, как J.P. Morgan, Morgan Stanley по телефону и через терминалы Reuters. Если речь идет о еврооблигациях РФ, то наибольшей ликвидностью и соответственно привлекательностью обладает выпуск с погашением в 2030 году, а стандартный объем сделки составляет $2 млн.

Лица и орудия труда. Телефонные брокеры работают во всех странах с развитыми финансовыми рынками, обслуживая оптовых клиентов или оказывая эксклюзивные услуги в розницу.

Однако в Москве они не стремятся к афишированию своих услуг и избегают контактов с прессой. По немногочисленным словам их представителей, в рекламе они не нуждаются, а те, кому надо, о них и так знают. В этом действительно есть своя логика. Круг их клиентов не слишком большой, и телефонные брокеры сами стремятся установить тесный контакт с ними, регулярно обзванивая и собирая информацию о спросе и предложении. Причем интенсивное общение влетает им «в копеечку». К примеру, НФБК недавно расширила свою систему связи до 400 линий, модернизация обошлась в $60 тыс. С крупным клиентом телефонный брокер поддерживает контакт непрерывно. Рабочий день в компании начинается с их обзвона и «завешивания» на линии - голосовая связь держится постоянно. Причем компании, оказывающие услуги на рынке еврооблигаций, «завешивают» и иностранных брокеров, находящихся, например, в Лондоне.

Другим важнейшим инструментом в этом бизнесе являются личные отношения с клиентами. Особенно показательны в деле «выгуливания» клиентов НФБК - на празднование Нового года они собрали более 2000 человек, что свидетельствует и о финансовых возможностях компании.

И наконец, в информационном бизнесе важен кадровый вопрос. Так, участники рынка говорят, что ранее очень известный телефонный брокер IDBH свернул дела и ушел с рынка из-за того, что НФБК переманила у него ключевых сотрудников.

СТОИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ ТЕЛЕФОННЫХ БРОКЕРОВ

Вид операцииТариф
Организация сделки с низколиквидными акциями $20-50
Организация сделки с опционами в Forts$20-50 при объеме сделки 2-3 тыс. контрактов
Поиск контрагента для сделок с векселемДо $10 вне зависимости от стоимости векселя
Поиск контрагента для сделок репо на биржевом рынке акций0,1% годовых от суммы кредита
Организация сделки на рублевом рынке МБК0,1% годовых от суммы кредита
Организация сделки с еврооблигациями$200 при сумме сделки в $2 млн

По данным компаний

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль