Тору Сайто: «Завод в Челябинске - это миф»

123
Интервью. На вопросы «Ф.» о перспективах открытия предприятия по сборке автомобилей Nissan в России, о финансовых итогах прошедшего года и планах на будущее ответил гендиректор «Нисcан Мотор Рус» Тору Сайто.
- Господин Сайто, чем порадовал российский рынок в прошлом году?

- По итогам 2005 года мы реализовали в России 46,5 тыс. машин вместо запланированных 40 тыс. С учетом того, что 2004 год мы закрыли на цифре 28,5 тыс., рост наших продаж составил 60%, в то время как прогнозы по рынку новых иностранных автомобилей предусматривали 30-процентный рост. Но я рад тому, что мы «ошиблись» в цифрах. Безусловно, позитивным моментом стал общий рост российского авторынка: я думаю, он составит процентов 50. То есть наш рост продаж обгоняет рост рынка.

- Довольно осторожный план вы составили.

- Согласен, прогноз достаточно консервативен. Но определенная доля риска здесь присутствовала: ведь цены на нефть, допустим, оказались гораздо выше, чем предполагалось.

- За счет чего удалось, как вы сказали, обогнать рынок?

- Это непросто сформулировать, потому что бизнес сложный, в него вовлечено много людей. Один из важнейших моментов - выход на рынок новых продуктов: внедорожника Pathfinder, кроссовера Murano, пикапа Navara, спортивного купе 350Z. Но и другие составляющие любого бизнеса сыграли роль: расширение дилерской сети, ценовая политика, реклама, логистика и т. д.

- А справятся ли сервисные центры с возросшей нагрузкой?

- Вы коснулись важной проблемы. Мы сейчас озабочены этим вопросом. Это не означает, что критическая ситуация уже наступила. Но именно сегодня нужно предпринять необходимые меры, чтобы не допустить ее возникновения в будущем. Возможно, это будет увеличение количества рабочих часов, введение дополнительных смен, привлечение новых механиков - то есть максимальное использование возможностей. Однако нельзя забывать и об оптимизации процессов. Чтобы исключить ситуацию, при которой нужные для прохождения техосмотра запчасти потребуется заказывать на заводе за границей, мы открыли в Подмосковье свой склад запчастей. А механики, работающие в сервисных центрах, постоянно проходят тренинги по новейшим программам.

- Механики и административные работники - это, как правило, россияне? Или Nissan предпочитает привозить своих специалистов?

- Зачем? Российские инженеры и механики достаточно высококвалифицированны. А если речь идет о менеджерах дилерских центров, то они тоже русские: европейцу или японцу общаться с покупателем помешает языковой барьер.

- Какой рост продаж вы прогнозируете на 2006 год?

- Прежде чем составлять такие планы, нужно оценить, как будет развиваться рынок. Мы снова запланировали увеличение продаж на 30%.

- Те самые 30, которые превратятся в 50?

- Я думаю, это все-таки реальные 30 процентов. Сложно что-то точно предсказать, но на всех растущих рынках мы наблюдали подобную ситуацию: быстрый рост сменялся последующей стабилизацией спроса. Так будет и в России. Поэтому для крупных компаний важным является не только объем продаж, но и прибыль. Мы ориентированы на развитие товарооборота.

- За счет продажи более дорогих машин?

- В том числе. Тем более что здесь на них есть спрос. Россия открыта для рынка внедорожников, здесь на них приходится 22% спроса, тогда как в Европе - всего 5%. Я сам передвигаюсь по Москве на Murano. У нас сейчас действительно сильная линейка полноприводных автомобилей. Увеличение объема продаж - не самое сложное из того, что можно сделать для продвижения марки. Мы можем достичь этого, снижая, например, цены на Almera или Micra. Но наша цель - сбалансированный модельный ряд. Сегодня нам удалось достичь этого равновесия.

- Планируется ли что-то делать с дизайном Almera? Ее ближайшая «соратница» Primera выглядит гораздо более современно…

- Мы не собираемся что-то менять во внешности одной из ведущих моделей, по крайней мере в ближайшее время. Она создавалась как авто для широкого круга покупателей. Ее дизайн я бы охарактеризовал как практичный. Более смелые линии могут отсечь значительное количество потенциальных покупателей. За последний год мы продали более 20 тыс. машин этой модели и довольны результатом.

- А как продается представитель В-класса - Micra? Людей не отпугивает его довольно высокая стоимость ($12990-18530. - «Ф.») и чисто женское «начало»?

- Это абсолютно дамская и действительно недешевая машина. Уникальный дизайн - это ее сильная сторона. Вы знаете, исследователи рынка пришли к выводу, что мнение женщины играет ключевую роль при выборе любого автомобиля - для себя, для семьи, для мужчины. Целевая аудитория Micra не вызывает вопросов. Она неплохо продается (2973 штуки по итогам 2005 года. - «Ф.»), и я думаю, что если бы дизайнеры решили выполнить ее в стиле унисекс, возможно, она затерялась бы среди подобных изделий.

- В этом году Nissan официально начнет продажи своего второго брэнда Infiniti. Между тем «серые» машины этой марки уже года три ездят по московским улицам. Вы не опоздали?

- Я был удивлен, когда увидел, сколько здесь Infiniti. По официальным данным (а они весьма приблизительны), в Москве около 700 машин ввозится в год. На мой взгляд, их владельцы - очень смелые люди. Во-первых, они переплачивают за авто при его покупке, во-вторых, большая проблема - запчасти при отсутствии официальных дилеров, в-третьих, все эти машины предназначены для американского рынка, то есть технически не рассчитаны на российские условия эксплуатации. Автомобили, которые поступят в официальную продажу в конце текущего года, будут адаптированы для России, и это требовало времени, вот почему мы не вышли на рынок раньше. Кроме того, нужно было подготовить отдельную дилерскую сеть - через салоны Nissan Infiniti продаваться не будет.

- В конце прошлого года ряд СМИ сообщил о том, что Nissan собирается начать строительство своего завода в Челябинске. Можно об этих планах поподробнее?

- Таких планов нет! Это не более чем слух. Дело было так: в июле мы приехали в Челябинск - у нас был проект по Уральскому региону. И на пресс-конференции был задан вопрос о планах компании насчет сборки машин в России. Мы ответили, что пока думаем об этом. Но я не знаю, откуда взялась информация, что «да» и что «в Челябинске». Что касается вопроса в принципе, безусловно, Nissan изучает и такой вариант расширения своих инвестиционных возможностей. Но мне все равно непонятен этот ажиотаж: почему от нас все ждут открытия завода?

- Наверное потому, что многие ваши конкуренты уже сделали это.

- А так ли это необходимо в стране, где ввозные пошлины отнюдь не столь внушительны, как, допустим, в Китае? Вот там создание сборочных предприятий действительно оправданно. В России же нет ограничений на ввоз автомобилей. Заплатил пошлины - вези сколько хочешь. Иметь завод для того, чтобы его иметь? Это же абсурд.

i

ТОРУ САЙТО начал карьеру в компании Nissan в 1982 году. В 1997-м стал менеджером, а в 2003-м - старшим менеджером по продажам и маркетингу отдела Ближнего Востока. С 2004 года занимает пост генерального директора «Ниссан Мотор Рус».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль