MBA: ищите место

93
Проблема. Российский менеджер, нацелившийся на степень MBA, должен задуматься о месте обучения. Выбирать придется из трех вариантов - США, Европа, Россия. И хотя эти образовательные системы растут из одного корня, различия их принципиальны.
Похожи, но не идентичны. Бизнес-образование придумали американцы и сделали MBA-программы популярными во всем мире. У старейших штатовских школ столетняя история, тогда как их европейские коллеги могут похвастаться лишь полувековым опытом преподавания: швейцарская IMD открылась в 1946 году, французская INSEAD - в 1958-м, британская LBS - в 1965-м. Все они поначалу были более или менее успешными копиями американских школ. Российское же бизнес-образование лишь недавно выпрыгнуло из детских штанишек, только готовится отметить совершеннолетие и пока очень зависимо от своих западных прародителей.

Но эти исторические критерии не должны довлеть над вами при выборе образовательного региона. Специалисты уверяют: глобализация делает свое дело и национальные различия в системах подготовки управленческих кадров постепенно нивелируются. И все-таки и американские, и европейские, и российские программы имеют очевидные отличительные особенности, их-то и стоит досконально изучить, прежде чем остановить выбор на конкретном учебном заведении.

В США наиболее распространены классические двухгодичные Full-time MBA-программы (от англ. «полная занятость»), где вы не сможете работать учась, и вообще вся ваша жизнь скорее всего будет сосредоточена в стенах школы: здесь вы будете общаться, развлекаться, заниматься спортом, искать работу и только летом выберетесь на стажировку. Слушатели американских бизнес-школ чаще всего набираются опыта в местных компаниях или крупных международных организациях, базирующихся в США. Первый год учебы посвящается освоению базовых бизнес-дисциплин, второй - специализации за счет самостоятельного выбора интересных вам курсов.

Крупнейшие американские школы - это серьезная научная база, преподаватели-звезды, гостевые спикеры, которых приглашают с целью поделиться опытом или прочитать курс лекций, - сплошь знаменитые бизнесмены, политики, общественные деятели. Это повышенное внимание к социальной и благотворительной сфере, жесткий отбор кандидатов, ветвистая сеть выпускников, готовых помочь советом и делом, и, конечно, брэнд, известный во всем мире. «Главными факторами, определяющими востребованность выпускника той или иной бизнес-школы, сейчас являются конвертируемость диплома, то есть насколько он ассоциируется у работодателя с высокими стандартами качества, и котировка школы - какое впечатление окажет статус сотрудника на клиентов и партнеров компании. C этой точки зрения выигрывают ведущие бизнес-школы США, так как их дипломы котируются во всех регионах, тогда как дипломы европейских школ конвертируемы только в пределах евроазиатских континентов», - отмечает консультант Newton Advice Bureau Ярослава Мальцева-Гринфельд. Но у заокеанских бизнес-школ есть и не столь привлекательные особенности: восприятие национального бизнеса как мирового и единственно интересного; нескрываемая любовь к лидерам и индивидуалистам; конкуренция как базовый принцип взаимоотношений между слушателями. Командообразованием и кооперацией, как правило, не занимаются. За этим отправляйтесь в Европу.

Начав с подражания, бизнес-школы Старого Света очень скоро предложили слушателям отличный от «первоисточника» продукт, гораздо более удобный и грамотный, в особенности в сегодняшнем стремительно меняющемся мире, - короткую, одногодичную программу MBA. Два года отсутствия в реальном бизнесе не проходят бесследно, подчас требуется немало времени на повторную адаптацию. Европейские программы отличаются не только сжатым временем обучения, но и насыщенностью, а также иным наполнением курсов. На базовые дисциплины время не тратят, начинают сразу со специализированных. Стажировки, как правило, проводятся в разных странах, европейских, азиатских, африканских, что позволяет слушателям познакомиться с разнообразными бизнес-культурами. Еще одна сильная черта - многонациональный состав слушателей. «Задача бизнес-образования в США - постоянное воспроизводство сложившихся моделей и образцов ведения бизнеса. Отсюда достаточно жесткая регламентация и небольшая гибкость как на уровне конкретных профессионалов, так и системы в целом. Задача европейского бизнес-образования - принимать нестандартные управленческие решения, многие из которых должны быть ориентированы не на сегодняшний день, а на бизнес-модели будущего», - говорит президент «Квазар-Микро» и выпускник INSEAD Евгений Уткин.

В российских школах в основном представлены двухгодичные программы, но обучение на них проводится в модульном, очно-заочном или вечернем формате, и слушатели могут совмещать учебу с работой. С одной стороны, это трудно, с другой - не нужно покидать дом, семью, тратиться на переезд и проживание обычно не в самых дешевых городах и странах, а главное - бросать работу. Это первый очевидный плюс, второй - нацеленность на местную бизнес-специфику. Вице-ректор школы бизнеса «Мирбис» Елена Зубкова развивает эту мысль: «Главное отличие лучших российских программ МВА заключается в их определяющей ориентации на национальный контекст бизнеса. Отечественная деловая среда слишком молода и имеет множество индивидуальных особенностей. В России сложилась своеобразная корпоративность, которая не совсем подходит для выпускников западных бизнес-школ. Именно поэтому они с таким трудом приживаются в российских компаниях, если не имеют опыта работы в российской корпоративной культуре, которая и сама еще находится в процессе бурного формирования».

Вам - туда. Когда же нужно ехать за бизнес-степенью в США, когда стоит присмотреться к европейским школам, а когда следует выбирать программу в России? «Все зависит от того, как человек видит свою дальнейшую карьеру, - считает руководитель отдела по работе с образовательными организациями Begin Group Анна Рубальская. - Степень, полученная в США или Европе, повышает шансы трудоустройства за рубежом, кроме того, будет хорошим преимуществом при трудоустройстве в западную компанию, работающую в России, и окажется полезной для тех, кто планирует активно сотрудничать с партнерами-иностранцами». «В США стоит ехать, если вы планируете кардинально менять свою специализацию, а также думаете о работе в данном регионе. В Европу же лучше поехать для углубления своей специализации. Кроме того, нужно задать себе вопрос, где вы хотите работать. Все должно быть по принципу «где зарабатываем, там и тратим»», - дополняет исполнительный директор MBA Strategy Дмитрий Бондарь. Если в планах развития карьеры нет переезда или длительного проживания за рубежом, то, возможно, оптимальным решением будет получать MBA в России. Помимо более низких расходов это даст полезные связи в той бизнес-среде, где вы намерены продолжать работать.

Интересную точку зрения высказал Евгений Уткин: «Если российский менеджер планирует свое будущее на 10 лет вперед, я бы рекомендовал ему ехать в США, если на 20 лет - в Европу. Но ни для кого не секрет, что большинство из россиян хочет, чтобы наши дети учились именно «у нас» - ведь здесь и выстроенная система, и высочайшая квалификация преподавателей, и практический опыт специалистов, прошедших в бизнесе за короткое время путь нескольких поколений. У нас образование всегда было стороной сильной. Если на Западе не всегда признавали российские дипломы, то всегда ценили российских специалистов. Не зря профессор Северо-Восточного университета штата Миссури Денис Ливенс еще три года назад сказал американским слушателям на лекции: «Если думать - то в Европу, если делать - то в США, если и то, и другое - то в Россию».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль