Wharton: Мекка финансистов

190
MBA. Бизнес-школа Wharton из Филадельфии входит в тройку лучших школ мира. Здесь куют кадры преимущественно для инвестиционной сферы вот уже 124 года.
#Что такое Wharton.## Не слишком благозвучное для русского слово «Уортон» - один из самых сильных и раскрученных брэндов в бизнес-образовании. В России же странноватое название звучит не столь гордо, как славные имена Гарварда и Стэнфорда. Но только среди тех, кто никогда не задумывался о получении бизнес-степени на Западе и не сталкивался вообще с этой сферой. Потому что, открыв первый попавшийся рейтинг лучших бизнес-школ мира, не заметить и не запомнить это наименование просто невозможно. «Сравнивать топ-школы и утверждать, что одна лучше другой, неправильно, - считает директор по маркетингу MBA Strategy Елена Науменко. - На нашей практике еще ни один поступающий не расстроился из-за того, что поступил в Уортон, а не в Гарвард. У каждой школы есть своя внутренняя культура: у Гарварда - это культ лидерства, в Уортоне - работа в команде. Они не хуже и не лучше друг друга, эти школы просто разные».

Wharton School при университете Пенсильвании была основана известным предпринимателем из Филадельфии Джозефом Уортоном в неспокойный и незапамятный 1881 год, когда в России убили царя Александра II, а в США - президента Джеймса Гарфилда. По замыслу бизнесмена, это заведение призвано было учить молодых людей понимать и контролировать экономические процессы. Через сорок лет там открылась MBA-программа, основанная в отличие от гарвардской не на разборе кейсов, а на лекциях, узкой специализации и работе над проектами. Чем еще Уортон может гордиться с полным правом? Профессорами - лауреатами Нобелевской премии по экономике, 19 исследовательскими центрами, международным составом преподавателей, 80-летним опытом проведения Executive-программы и тем, что нередко оказывался первопроходцем. Уортон первым открыл программу, объединившую MBA с академической MA (Master of Arts - магистр гуманитарных наук) со специализацией «международный менеджмент». Это было редкое сочетание бизнес-образования с проникновением в культуру других стран. Уортон же был первой американской бизнес-школой, открывшей кампусы в Европе и Азии. «Классические школы представлены четырьмя наименованиями - Harvard, Stanford, Wharton, Chicago, в первых трех очень силен general management (общее, генеральное управление - англ.), остальные школы имеют серьезные перекосы в специализации», - уверяет исполнительный директор MBA Consult Виктория Пралич.

Традиционно сильная сторона Уортона - финансы. Школу нередко называют фабрикой финансистов. И ее выпускники чаще и легче всего находят работу в банках и консалтинговых компаниях. Среди других развитых направлений специалисты называют предпринимательство и маркетинг.

«Wharton прочно удерживает первые места в рейтингах благодаря инновационным подходам в преподавании. Важным принципом работы здесь является применение строгих научных методов, моделирования и анализа в изучении бизнеса. Студенты получают навыки построения карьеры, самооценки, командной работы, деловой этики, коммуникаций, умения эффективно вести переговоры, а также учатся искусству управлять людьми. Кроме того, здесь сильная школа аналитики», - комментирует руководитель сектора «Финансы и аудит» компании Penny Lane Consulting Виктория Филиппова.

Несомненных плюсов школы немало. Во-первых, огромное количество факультативных курсов, дополняющих базовую программу. Студенты получат представление о маркетинге, статистике, предпринимательстве, государственной политике, стратегическом управлении, лидерстве и этике. Первый год слушателей пичкают «обязаловкой», во второй они сами вольны выстраивать учебную программу. Это делает MBA-программу при строгой структурированности очень гибкой. В школе также неплохие центр карьеры, что для многих поступающих является определяющим при выборе школы, а также программа по обмену, осуществляющаяся Wharton и французской Insead. Она позволяет студентам одной школы проходить курсы в течение семестра в другой и открывает доступ к базам данных выпускников и работодателей, что значительно расширяет, в частности, возможности по трудоустройству - как в США, так и в Европе. Правда, попасть на эту программу не так-то просто: желающих множество, а группа набирается небольшая. Так что если вы поступили в одну из школ и хотите воспользоваться предлагаемой возможностью поучиться на разных континентах и в разных кампусах, медлить не стоит - подавайте заявку сразу же.

Среди минусов школы некоторые называют огромный размер Wharton: только на программу MBA ежегодно набирают около 750 человек. Специалист инвестиционно-банковского подразделения Deutsche Bank Сергей Скворцов, окончивший Уортон в 2004 году, не согласен с этой точкой зрения: «Я считаю его величину достоинством. Да, у нас не такая тесная и семейная обстановка, как в маленьких школах, но здесь тебе дается несравнимо большая свобода выбора и в первую очередь людей, с которыми ты можешь объединяться по интересам, чему-то у них учиться».

#Мы выбираем, нас выбирают. Почему из всего многообразия бизнес-школ многие выбирают Уортон? Ведь в среднем конкурс здесь на программу MBA 10 человек на место (схожий показатель у Гарварда, лидерство по этому пункту в течение последних лет стабильно удерживает Стэнфорд, самая труднодоступная бизнес-школа мира: там за место сражаются 30-35 человек). Высокая позиция в рейтингах - аргумент весомый, но не единственный. Школу считают очень дружественной, открытой. Представители приемной комиссии охотно идут на контакт, с ними можно пообщаться и в чате. И от них вы получаете ответы на письма в течение часа.

«Wharton действительно оказался «моей» бизнес-школой, там создали минимум проблем на пути поступления. Процесс подачи документов, интервью - все это прошло гладко. После принятия - полная информация о школе. Представление о жизни в кампусе дает отличный школьный сайт, на котором разъяснено все: от поиска жилья до получения стипендий. Как выпускники, так и официальные представители Уортона помогали с энтузиазмом разрешать все мои самые нестандартные проблемы. Приятно то, что они действительно хотели помочь, а не исполняли нудные обязанности», - делится впечатлениями Сергей Соснов, поступивший на программу MBA в этом году.

Школа считается международной - это для американских гигантов бизнес-образования редкость и является наиболее принципиальным для абитуриентов из России.

«Там очень большой состав неамериканских студентов. Россияне рвутся туда именно потому, что в Уортоне существует реальная возможность для поступления иностранцев - как и в Chicago и Columbia», - утверждает Виктория Пралич.

С этим мнением категорически не согласен Сергей Скворцов: «В школе доминируют американцы, хотя официально их только около 40%, но при этом еще примерно 30% студентов - либо очень долго живших в США, либо людей из других англоязычных стран (Великобритания, Австралия), культура и образ мышления которых очень близки к штатовским. Также много представителей Азии - из Китая, Индии. Русских там очень мало, на моем курсе только трое приехали из России, выходцев из нее, несколько лет проживших на Западе, гораздо больше. Для сравнения: в Гарвард в тот год поступило четверо россиян, живших до этого на родине». К тому же в американских школах существует негласный и не афишируемый лимит на представителей каждой из стран. У России пока «рейтинг» явно невысокий. Поэтому перед подачей документов нелишне поинтересоваться у приемной комиссии, сколько россиян было принято в этом году. Если больше трех, возможно, стоит подстраховаться и подать документы еще и в другую школу.

Одна из основных причин популярности Уортона: репутация школы не вызывает сомнений ни у кого, и главное - у рекрутеров и работодателей. У выходцев ведущих бизнес-школ сложился устоявшийся имидж, и о выпускниках Wharton говорят как о людях опытных и способных к созиданию, не перетягивающих одеяло на себя. Здесь культивируется командный дух и взаимодействие друг с другом. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что в США рынок в большей степени ориентирован на бизнес-школы: консалтинговые компании и банки охотно набирают людей оттуда - в отличие от Европы, где фирмы склонны продвигать своих, а не брать на руководящие позиции людей извне, пусть и с новеньким бизнес-дипломом.

Процедура поступления в Wharton стандартная: сдача экзаменов - GMAT и TOEFL, предоставление транскрипта (перевода диплома), две рекомендации, пять эссе по 500-1000 слов. Темы сочинений редко выходят из круга классических: вас могут попросить описать свой опыт, как личный, так и профессиональный, который привел к решению о поступлении на МВА в этом году, или рассказать о достижении, которое многое изменило в вашей жизни, и т. д. «В эссе нужно подчеркнуть, что для вас важна работа в команде, - иначе зачем поступать в Wharton?» - замечает Елена Науменко.

Трудность поступления в том, что конкурентов, которых надо обойти на повороте, - 8-9 человек. Из них половина неконкурентоспособны, но остальные - чрезвычайно сильные кандидаты, у которых интересный background (истоки, происхождение, биографические данные, связи, окружение - англ.) и которые много сил затратили на подготовку.

Для каждого аппликанта находится свой камень преткновения при подготовке пакета документов. Сергей Скворцов рассуждает: «Самым сложным для меня было интервью. Непросто было давать содержательные, грамотно сформулированные ответы на чужом языке, правильно себя презентовать. Само интервью зависит от того, кто интервьюирует. Я беседовал с представителем приемной комиссии. Мне задавали «глобальные» вопросы: спрашивали о моем отношении к тому, что происходит в России, о взгляде на жизнь в целом. Выпускники обычно задают гораздо более конкретные, жесткие, практичные и приземленные вопросы: почему вы хотите получать бизнес-образование, почему выбрали эту школу, какие карьерные цели перед собой ставите».

«Для Уортона во всем пакете документов очень важно отразить, что ты - человек «космоса», разносторонний, общительный, способный получать знания отовсюду - как от людей, так и из самых разных источников. За счет большого класса в школе достигается «глобальность» отношений. Надо отразить, что ты сможешь прижиться в таком огромном, сложном коллективе, принести ему пользу и сам получить выгоду от этого многообразия», - подводит итог Виктория Пралич.

#Детали. Wharton, как и другие ведущие американские бизнес-школы, гарантирует получение кредита сразу после поступления. Закон гласит: если сумели поступить, сможете и выплатить долг.

Жизнь в школе проходит в сумасшедшем ритме. «Люди в Уортоне живут по-разному, так как там очень много возможностей во всех направлениях: ты можешь учиться на диплом с отличием, можешь много времени уделять поиску работы, готовиться к интервью, знакомиться с работодателями, а можешь организовывать работу всевозможных клубов или просто тусоваться. Студенты быстро выбирают, что им ближе. Я знал очень многих людей, которые были полностью погружены в деятельность, не связанную ни с работой, ни с учебой, состоя одновременно во множестве клубов», - говорит Сергей Скворцов. Клубы в Уортоне самые разные: финансовый, консалтинговый, недвижимости, китайский, «перестраиваем вместе» (его члены с местными властями восстанавливают и обновляют дома стариков и людей с низкими доходами), есть даже для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Что дает Wharton выпускнику и слушателю? Прежде всего знания, теоретические и практические знания, которых достаточно для получения престижной работы. «Среди выпускников Уортона наибольший процент устраиваются именно в инвестиционно-банковскую сферу, например на должность директора по корпоративным финансам, - рассказывает Виктория Филиппова. - Некоторые получают должность CEO (Chief Executive Officer - генеральный директор. - «Ф.») и занимаются привлечением инвестиций. Так как большинство российских выпускников Wharton работают в инвестиционно-банковской сфере, основной статьей их дохода являются бонусы. Средняя фиксированная зарплата около $120 тыс., но при этом бонусы могут составлять 100-300% от годового дохода».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль