Несостоявшееся ускорение

55
Стагнация. Российская экономика, похоже, топчется на месте. И, по прогнозам на осень, ускорения не ожидается.
По предварительной оценке, за девять месяцев 2005 года выпуск продукции и услуг базовых видов экономической деятельности (сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, розничная и оптовая торговля) увеличится на 5,5% против 5,6% за январь-август и 5,4% за январь-июль. При этом в промышленности появились первые признаки стагнации. По оценке, за январь-сентябрь промышленное производство возрастет на 3,6%. За предыдущие семь месяцев его объем увеличился на 3,7%. По итогам января-ноября прирост в промышленности еще больше снизится - до 3,4%, а по базовым видам экономической деятельности - до 5,4%.

Инвестиционная активность. Наиболее обнадеживающей тенденцией на общем фоне стала динамика капитальных вложений. После значительного провала в первые месяцы 2005 года инвестиционная активность в нашей стране постепенно приходит в норму. За девять месяцев объем инвестиций в основной капитал увеличился, по оценке, на 9,9%. Для сравнения: по итогам 2004 года в целом инвестиции выросли на 10,9%.

Роль государства. Впрочем, дело не только и не столько в цифрах. Главный итог последних месяцев состоит в том, что государство постепенно изменяет вектор экономической политики. Вспомним начало нынешнего года. Дело «Юкоса», активизация налоговых органов в праведном деле выбивания недоимок по платежам в бюджет, а также наращивание административно регулируемых тарифов на фоне невнятных заявлений властей относительно будущей экономической политики.

А что сегодня? На первый взгляд все то же самое. Очередные ни к чему не обязывающие высказывания, силовые акции по борьбе с «внезапно» появившимся «серым» импортом, требования премьера по включению МВД в систему контроля бюджетных расходов. Но есть одно существенное отличие - за последние месяцы Россия из государства с относительно жесткой бюджетной политикой превратилась в страну, активно накачиваемую бюджетными деньгами.

Бюджетная накачка. По данным Федерального казначейства, за восемь месяцев 2005 года объем непроцентных расходов федерального бюджета составил 17,5% ВВП против 15,6% за аналогичный период прошлого года. И если раньше наблюдалась задержка с финансированием уже запланированных расходных статей, то теперь мы имеем опережающее выделение денег Минфином. За январь-август федеральным бюджетом было покрыто 73,1% бюджетных статей, запланированных на 2005 год. При этом основная часть расходов второго квартала была, например, профинансирована в апреле, а третьего квартала - в июле.

Внесенный правительством в Государственную думу проект бюджета на 2006 год еще больше развивает эту ситуацию, включая не только расширенное финансирование социальных статей, но и более активную инвестиционную политику, давая государственные гарантии под крупные инвестиционные и экспортные проекты.

Монетарная политика. От бюджетной политики не отстает и монетарная. Если в начале года Центральный банк проводил сжатие денежной массы, рассчитывая удержать таким образом инфляцию в рамках запланированных ранее параметров, то теперь его политика стала несколько иной. Только за июнь-июль 2005 года денежная масса выросла на 6,3%. До конца года, согласно оценкам министра финансов Алексея Кудрина, она увеличится еще более чем на 10% с достижением годового показателя в 26%. Для сравнения: по итогам первых пяти месяцев текущего года прирост денежной массы не превышал 7,5%.

При этом приток средств затрагивает в первую очередь относительно бедные слои населения, потребительская активность которых прямо (через выплату пенсий и бюджетных зарплат) либо косвенно (через бюджетные заказы) зависит от финансовой активности государства. В отличие от относительно обеспеченной части, занятой в полностью частном секторе, потребление «бюджетно-зависимых» россиян в первую очередь связано с параметром цены используемой продукции или услуги.

Выигрывают бизнес и население. Для бизнеса нынешняя бюджетно-финансовая экспансия означает достаточно предсказуемые условия экономического развития, по крайней мере на среднесрочную перспективу. И не случайно поэтому нынешний год стал рекордным по объему привлечения реального (а не офшорно-российского) иностранного капитала в Россию. Открывая производство на нашей территории, западные компании получают шанс снизить цены своей продукции относительно импорта, а значит, и возможность доступа к крайне чувствительной к ценовому параметру «бюджетно-зависимой» группе потребителей. Более того, у иностранцев возникает шанс включиться в обслуживание прямых государственных заказов, например по закупкам инсулина в рамках программы монетизации льгот или приобретения автомобилей для чиновников.

Налоговое бремя. Предложенная государством политика может продлиться до выборной кампании 2008 года, а если цены на нефть останутся на устойчивом уровне свыше $30-40 за баррель, то и на более длительный срок.

К сожалению, выбранная государством модель экономического развития имеет не только положительные стороны. Пожалуй, наиболее очевидной отрицательной частью проекта «щедрое государство» является стремительное наращивание налогового бремени на топливно-энергетический сектор экономики, который ответствен за формирование львиной доли бюджетных доходов.

Ускоренное изъятие доходов ТЭК оборачивается здесь падением производственной и инвестиционной динамики. По предварительной оценке, прирост промышленного производства в секторе добычи топливно-энергетических полезных ископаемых за январь-сентябрь 2005 года составит всего 1,6%, а по итогам одиннадцати месяцев не превысит 1,7%. Для сравнения: в 2004 году эта часть экономики выросла на 7,5%.

Снижение занятости. Другой негативный аспект, связанный с бюджетной накачкой экономики, - увеличение затрат частного сектора на рабочую силу. К середине этого года средняя заработная плата в нашей стране достигла $300. В результате, как свидетельствуют конъюнктурные опросы Института экономики переходного периода (ИЭПП), все большее число руководителей предприятий отмечают избыточность персонала относительно потребностей производства, а также прогнозируют снижение динамики найма новой рабочей силы. Из всех видов экономической деятельности, согласно опросам ИЭПП, рост занятости возможен осенью лишь в целлюлозно-бумажном производстве и строительной индустрии. И это на фоне ожидаемого общего оживления экономики!

Рост обрабатывающих производств. Впрочем, список производств, пока выигрывающих от изменения в экономической политике государства, превышает количество проигравших. В первую очередь, конечно, речь идет о производствах, ориентированных на конечный потребительский спрос. По нашему прогнозу, за январь-ноябрь 2005 года выпуск пищевых продуктов, напитков и табака увеличится на 4,8% против 3,0% в 2004 году. В легкой промышленности прошлогодний спад на 6,4% сгладился. По итогам одиннадцати месяцев снижение выпуска в текстильном и швейном производстве не превысит 0,9%. Останутся достаточно высокими показатели и в инвестиционном секторе. Увеличение производства машин и оборудования достигнет 8,2%. Для сравнения: общий показатель прироста обрабатывающей промышленности за этот же период будет 5,2%.

Таким образом, основной движущей силой нынешней экономической динамики является довольно агрессивная бюджетная и монетарная политика государства. Пока ее положительные эффекты, связанные с расширением потребительской и инвестиционной активности, в какой-то мере перевешивают негативные последствия, вызванные замедлением роста топливно-энергетического комплекса и увеличением затрат компаний на рабочую силу.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ, % К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ПЕРИОДУ ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА

2004 г. 2005 г.
Январь - августЯнварь - сентябрь (оценка) Январь-ноябрь (прогноз)

Выпуск продукции и услуг в базовых

отраслях экономики106,6105,6105,5105,4
Индекс промышленного производства107,3103,7103,6103,4
Продукция сельского хозяйства101,6102,2102,3102,5
Грузооборот транспорта106,3102,6102,5102,6
Инвестиции в основной капитал110,9109,7109,8109,9
Оборот розничной торговли112,1111,6111,7111,8
Индекс потребительских цен111,7108,3108,6111,0

-Реально располагаемые денежные

доходы населения108,2108,5108,6108,8
Экспорт товаров135,0139,1*138,1136,8
Импорт товаров126,6127,7*127,8127,0

* Фактические данные. Источники: Росстат, ИЭ РАН

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль