IP для маленьких

67
Технологии. Компании среднего и малого бизнеса только начинают пробовать прелести телефонного общения по интернет-протоколу (IP). Ситуацию могут изменить предназначенные специально для них IP-решения.
В отличие от рынка ERP-решений сетевые интеграторы, устанавливающие IP - сети, делят рынок на сегменты малого, среднего и крупного бизнеса не по выручке, а по количеству сотрудников. Дело в том, что решения IP - телефонии не так дороги, как корпоративные информационные системы. В то же время величина IP - сети напрямую зависит от будущего количества пользователей - офисных сотрудников. Большинство опрошенных «Ф.» участников рынка относят к компаниям среднего и малого бизнеса (SMB) предприятия, имеющие от 100 до 1000 работников. «Наши IP - решения предназначены для предприятий с количеством пользователей от 2 до 360, - рассказывает Мато Петрушиц, директор объединенного подразделения Avaya/Tenovis по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса в регионе EMEA. - Но купить его может и компания со штатом в несколько тысяч человек, ведь обычно IP - связь устанавливается для ограниченного числа пользователей». Второстепенный критерий - наличие географически распределенных подразделений - их должно быть не более четырех. Основное отличие компаний SMB от «большого» бизнеса - это ограниченность финансовых, людских и временных ресурсов, которая сталкивается с постоянным ростом потребностей, как количественных, так и качественных.

Законные проблемы. Предложения по IP - телефонии для SMB можно разделить на три вида. Первый из них - установка корпоративного PIN - кода с использованием традиционной АТС. Услуга предоставляется исключительно «карточными» операторами, такими как «Зебра Телеком», «Тарио», «Арктел». Для получения этой услуги не требуется даже линии в интернет, не говоря уже о построении специальной сети. Компания заключает контракт с «карточным» оператором. И для звонка в другой город сотрудники набирают телефонный номер оператора, идентификационный PIN - код, а затем нужный номер. Если же у компании есть собственная традиционная мини - АТС, то для упрощения соединения ее можно перенастроить таким образом, чтобы неместные звонки через специальную цифру выхода на межгород сразу направлялись IP - оператору. Главное достоинство технологии - мгновенное сокращение расходов на междугороднюю и международную связь в 2 - 3 раза без каких - либо дополнительных затрат.

Простота использования сделала эту услугу очень популярной среди компаний SMB, но, похоже, вскоре этот рынок свернется из - за законодательных ограничений. Новые Правила присоединения сетей электросвязи лишили IP - провайдеров законной возможности передавать трафик через интернет. Теперь они должны либо отдавать его лицензированным операторам междугородней и международной связи, либо самим получать разрешение у Мининформсвязи. Для этого IP - оператору необходимо образовать «точки присутствия» (представительства) во всех субъектах РФ, соединенных между собой каналами связи - собственными или арендованными. По оценкам аналитиков, для этого придется потратить $50 - 80 млн. Гигантская сумма для «карточных операторов», ведь выручка крупнейшего из них «Зебры Телеком» в 2004 году составила всего $22 млн.

Равноудаленные. Более технологичен второй вариант использования IP - телефонии. Для него необходима выделенная линия в интернет, на которую устанавливается многоканальный телефонный номер. Экономия достигается за счет того, что местные и междугородние звонки направляются напрямую IP - провайдеру, минуя сети фиксированных операторов. «Внутрифирменные» звонки даже для географически удаленных офисов вообще проходят бесплатно - оплачивается только интернет - трафик (примерно 4 килобайта в секунду в каждую сторону на один разговор). Правда, это возможно, если все подразделения принадлежат одному юридическому лицу. В ином случае может оказаться, что один офис предоставляет другому услуги дальней связи, а для этого требуется лицензия. Еще одно достоинство этого варианта: внутри офиса не нужно тянуть кабели для каждого телефона - компьютерную сеть можно «разветвлять» при помощи сетевого оборудования.

Главный недостаток - исчезновение телефонной связи в случае неполадок у интернет - провайдера. Довольно весомый минус, учитывая вирусные атаки, однако и его можно свести к минимуму, если приобретать интернет - канал и городскую линию у одного и того же провайдера. При использовании этого вида IP - телефонии организации не придется закупать даже офисную IP - АТС (стоит около $350 - 400). Вместо нее можно использовать обычный компьютер, установив на него дополнительное программное обеспечение. Наиболее распространенные варианты - «свободная» (бесплатная, с открытыми исходными кодами) Asterisk, а также дорогостоящая Cisco Call Manager. А если закупить адаптер ATA (Analog Telephone Adapter) стоимостью $100 - 150, то можно обойтись и без IP - телефонов (минимум $100 - 150), а использовать обычные абонентские терминалы. «На основе IP - технологий можно реализовать комплекс сервисов в одном решении», - говорит Андрей Семенов, ведущий консультант отдела телекоммуникаций компании «Айти». Например, офисная телефонная станция на 100 абонентов стоит около $40 тыс. Устройство, выполняющее функции АТС, а также обеспечивающее соединение с провайдером и защиту от внешнего вторжения, обойдется в 2 - 2,5 раза дешевле.

«Продвинутый» стандарт. Наконец, третий вариант использования IP - телефонии - это перевод на интернет - технологии внутриофисной связи. Он довольно редко используется компаниями SMB из - за своей дороговизны. «О дешевизне IP - телефонии обычно говорят, когда подразумевают наиболее простое и быстро окупаемое использование IP - технологий - это междугородная связь, - размышляет Дмитрий Бутмалай, начальник отдела сетей передачи данных компании IBS. - Например, когда IP - телефония только начинала использоваться в России, срок окупаемости оборудования составлял менее трех месяцев. В свою очередь о дороговизне этих технологий говорят, подразумевая офисную связь». Ее высокая цена связана со стоимостью IP - телефона, который как минимум в три раза дороже аналогового аппарата, кроме того, необходимо закупить дополнительное программное обеспечение. Однако если сравнить затраты на строительство «с нуля» традиционной сети (включая покупку АТС) с затратами на IP - телефонию, то разница между ними не будет столь существенной. Не случайно, по словам Романа Юдина, менеджера по направлению компании TopS BI, основными стимулами для внедрения IP - телефонии являются переезд в новый офис и построение инфраструктуры с нуля.

Учитывая ограниченные ресурсы компаний SMB, разработчики предлагают переводить офис на IP - связь постепенно. Например, Максим Репин, консультант по решениям для корпоративных сетей компании Nortel, рассказывает, что можно начать строительство офиса с нескольких аналоговых или цифровых телефонов на базе конвергентного устройства BCM 50. По мере роста бизнеса можно постепенно докупать лицензии и «открывать» новую функциональность: объединить несколько офисов, создать удаленные рабочие места на базе программных или аппаратных IP - телефонов. А Дмитрий Бутмалай утверждает, что полнофункциональная телекоммуникационная инфраструктура для офиса из 15 человек составляет $14,7 тыс.

Однако если учесть эксплуатационные затраты, то общая стоимость владения у IP - телефонии по сравнению с традиционной существенно ниже. Кроме того, у офисной телефонной сети появляются новые возможности: «Выгоды в работе от перевода внутриофисной связи на IP - телефонию заключаются в удобстве от дополнительных программных сервисов, - говорит Руслан Чиняков, технический директор дистрибутора OCS. - Экономический эффект от них зачастую вообще невозможно подсчитать». Среди таких сервисов он называет удобство от объединения нескольких офисов в единую сеть со своим номерным планом, голосовую почту, конференц - связь, переадресацию вызовов, распределение входящих вызовов между офисами, защиту от несанкционированного доступа.

Потребители IP. К IP - технологиям обычно обращаются быстрорастущие компании с амбициозными планами по захвату рынка. Большая их часть действует в «молодых» секторах экономики, например инвестиционном, страховом, ипотечного кредитования. Также большинство опрошенных «Ф.» специалистов ведущеми потребителями IP - технологий считают торговые сети и консалтинг.

В то же время деление по отраслям довольно условно: к использованию пакетных технологий компании стимулирует не специфика их бизнеса, а вполне объективные преимущества самих решений. Представители малого и среднего бизнеса действуют в жестких конкурентных условиях. Потому им необходимо постоянно предоставлять своим конечным потребителям более новые сервисы. «Чем больше бизнес распределен территориально и связан с информационными технологиями, а также чем выше квалификация сотрудников компании и ее IT - службы, тем больше шансов, что такая компания уже сегодня применяет или собирается использовать те или иные решения на базе IP - телефонии», - подытоживает Руслан Чиняков.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль