Вход или выход?

73
Пищепром. Иностранные компании усиливают свое влияние на отрасль, а владельцы российских производителей либо продают свои предприятия, либо принимают решение о выходе на фондовый рынок.
После 15 лет работы в рыночных условиях российские фирмы для сохранения или укрепления своих позиций стали проводить активную политику слияний и поглощений. Одни компании поглощают другие, более мелкие, третьи объединяются с четвертыми.

Но ни в одной отрасли консолидация рынка не достигла тех вершин, что в пищевой индустрии. После августовского кризиса 1998 года, на волне замещения импортных товаров российскими, пищевой сектор на несколько лет стал главным фаворитом отечественной экономики. Компании росли на десятки процентов в год и при этом модернизировали производство. Но уже с начала 2000-х годов в отрасли началась консолидация по отдельным сегментам.

Пожалуй, самым концентрированным следует назвать рынок соков. В сегменте доминируют четыре крупных производителя - «Вимм-Билль-Данн» (ВБД), «Лебедянский», «Мултон» и «Нидан», на которые приходится более 90% рынка. Отрасль сильно выросла в размерах, а кроме того, произошли заметные структурные изменения. Четыре года назад ВБД фактически был недосягаем для конкурентов и занимал более трети рынка. Но после выхода с акциями на Нью-Йоркскую фондовую биржу дела компании пошли намного хуже. Теперь она занимает третье место среди производителей сока. На первой строчке сейчас находится холдинг «Лебедянский». В марте этого года компания разместила свои акции на биржах ММВБ и РТС. К началу осени капитализация «Лебедянского» превысила $1 млрд. Владельцы второго по размеру производителя соковой продукции, питерского «Мултона», решили не проводить IPO и предпочли продать бизнес дочерней структуре корпорации Coca-Cola. Общая сумма сделки составила $501 млн, из которых $470 млн получили уже бывшие владельцы компании. На рынке регулярно «продают» четвертого в иерархии производителей сока - группу компаний «Нидан». В качестве возможного покупателя аналитики называют глобального конкурента Coca-Cola - PepsiCo. «Нидан» и американская компания уже сотрудничают в производстве сока под маркой Tropicana, а кроме того, российская фирма планирует в дальнейшем развиваться, используя дистрибьюторскую сеть PepsiCo в России. Но пока владельцы «Нидана» остаются в бизнесе.

Продолжается консолидация при активном участии иностранных компаний и на пивном рынке. В этом году покупки на российском рынке уже совершили Sun Interbrew и Heineken, которому удалось приобрести одну из крупных компаний «второго эшелона» - группу ПИТ. Теперь аналитики гадают над тем, кому отойдут «Очаково» и «Красный восток». Если владельцы первой компании едва ли не ежемесячно опровергают слухи о возможной продаже, то собственники второй не исключают подобного варианта, и на рынке ходит неофициальная информация, что цена вопроса составляет $1 млрд.

Пока конкуренты заняты поглощением оставшихся независимых производителей, негласный лидер рынка Baltic Beverages Holding пытается провести интеграцию собственных активов («Балтика», «Вена», «Пикра» и «Ярпиво») и преодолеть сопротивление миноритарных акционеров пивоваренных заводов. И судя по новым искам миноритариев, процесс консолидации будет непростым и займет достаточно много времени.

На контрасте с пивным и соковым сегментами смотрится мясоперерабатывающая индустрия. Почти все крупные предприятия отрасли контролируются производственниками, а их стратегия достаточно проста, но пока, стоит признать, эффективна - концентрация не на финансах, слияниях и поглощениях, а на улучшении материальной базы. Например, лидер рынка - АПК «Черкизовский» неоднократно переносил сроки по размещению акций на бирже, в то же время не забывая объявлять о вводе в действие новых свиноводческих комплексов, а остальные компании, не привлекая к себе внимания, продолжают заниматься производством колбасы и сосисок. Мерное и спокойное развитие отрасли нарушает разве что «Кампомос». Бывший лидер рынка с каждым годом ухудшает свои финансовые и производственные показатели, и не остается никаких сомнений в том, что спасти компанию может только ее продажа одному из российских конкурентов.

КРУПНЕЙШИЕ ПИЩЕВЫЕ КОМПАНИИ

Место Компания Выручка в 2004 г., млн руб. Рост выручки, % Выручка в 2003 г., млн руб. Чистая прибыль в 2004 г.,
1 Вимм-Билль-Данн продукты питания 34 263 19 28 801 662
2 Пивоваренная компания Балтика 28 638 27 22 626 3 801
3 Сан Интербрю 24 651 32 18 635 1 797
4 Объединенные кондитеры 19 300
5 АПК Черкизовский 17 286
6 Марс 16 451 25 13 152 1 624
7 Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия 12 512 31 9 530 431
8 Очаково 12 015 3 11 639 287
9 Евросервис 11 635 -14 13 522 1 377
10 Солнечные продукты 11 047 107 5 348

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль