Денежные перевозы

69
Транспорт. Рост экономики, а также выгодная ценовая конъюнктура в сырьевых отраслях положительно сказались на увеличении продаж и прибыли большинства предприятий сектора.
В транспортной отрасли исторически сложилась очень интересная иерархия. Три первые компании («Российские железные дороги», «Транснефть» и «Аэрофлот») будут оставаться недосягаемыми для конкурентов еще очень долго. Но еще больше разрыв в финансовых показателях между самими тремя участниками, когда выручка транспортного оператора, идущего на строчку ниже, меньше в 3-4 раза. И кстати, РЖД, «Транснефть» и «Аэрофлот» по-прежнему остаются под контролем государства, а их благополучие базируется на активах, оставшихся с советских времен.

2004 год стал первым годом работы РЖД в качестве отдельного акционерного общества, а не структуры, входящей в упраздненное Министерство путей сообщения. Пока железнодорожникам жаловаться не на что. Рост российской экономики благоприятно сказывается на увеличении грузовых перевозок. Единственная проблема РЖД - пассажирские перевозки. Несмотря на регулярное повышение цен на билеты (без улучшения сопутствующего сервиса), они по-прежнему остаются убыточными. Возможно, рост стоимости проезда - не лучший способ вывода пассажирских перевозок на уровень безубыточности. В поездах пригородных направлений количество безбилетников, предпочитающих дать мелкую взятку контролеру, составляет не менее половины от общего числа пассажиров. Поэтому РЖД необходимо прежде всего разобраться с этой проблемой. Кроме РЖД в рейтинге «Финанс-500» присутствуют три альтернативных железнодорожных оператора: «Евросиб СПб», Новая перевозочная компания и «Трансгарант», оборот которых в прошлом году удвоился.

Авиационный бизнес вырос не так сильно, как и железнодорожный. Рост продаж составил 20-50%. Причем наименьшее увеличение выручки показали авиакомпании, подконтрольные государству, - «Аэрофлот» и «Пулково». Впрочем, финансовые данные международного аэропорта «Шереметьево» выглядят еще хуже на фоне почти трехкратного роста продаж Ист Лайна. Компания, владеющая аэропортом «Домодедово», на протяжении последнего года регулярно сталкивалась с проблемами юридического характера, так как Росимущество пыталось последовательно оспорить заключенный на 75 лет договор на аренду аэродромного комплекса и приобретение пассажирского терминала. Суд отклонил иски государственного органа, но 2 сентября Росимущество подало апелляционную жалобу. Некоторые эксперты связывают это противостояние Росимущество - Ист Лайн с желанием московских властей развивать аэродром «Внуково», который пока очень сильно уступает как «Домодедово», так и «Шереметьево».

Трубопроводный транспорт в отличие от аэропортового не ощущает на себе судебного давления. По-другому и быть не могло, ведь все «трубы» контролируются государством. Рост доходов нефтяников позволил «Транснефти» и «Транснефтепродукту» неплохо заработать. По итогам 2004 года первая компания увеличила чистую прибыль на 35%, а вторая - в два раза. «Белой вороной» на этом радужном фоне смотрится Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который в прошлом году получил убыток в 2,4 млрд рублей. Но вряд ли такими результатами недовольны акционеры (нефтяные компании) КТК, которые как раз прилагают все усилия для минимизации транспортных расходов.

В отличие от других рынков, где лидеры поглощают менее удачливых конкурентов, в транспортной отрасли пока сохраняется статус-кво. Но, возможно, в ближайшее время пройдет первая сделка. В правительстве анализируется объединение контролируемых государством пароходств - «Новошипа» и «Совкомфлота». Аналитики полагают, что вероятность слияния как никогда высока, ведь генеральным директором «Совкомфлота» является бывший министр транспорта Сергей Франк, которого считают опытным лоббистом. Но пока менеджмент «Новошипа» отбивается от претензий со стороны чиновников. По-видимому, сделка состоится лишь в том случае, если согласие на нее будет получено в Кремле.

КРУПНЕЙШИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПАНИИ

Место Компания Выручка в 2004 г., млн руб. Рост выручки, % Выручка в 2003 г., млн руб. Чистая прибыль в 2004 г., млн руб.
1 Российские железные дороги 659 540 333 152 267 8 754
2 Транснефть 150 441 32 114 161 41 155
3 Аэрофлот 57 938 21 47 911 6 578
4 Авиакомпания Сибирь 15 068 35 11 178 -839
5 Евросиб СПб 14 200
6 Каспийский трубопроводный консорциум - Р 13 639 44 9 503 -2 421
7 Ист Лайн 13 000 158 5 045
8 Дальневосточное морское пароходство 12 965 22 10 625 1 198
9 Пулково 12 343 28 9 654 537
10 Госкорпорация по ОВД 12 310 28 9 647 -630

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль