Дело техники

59
Машиностроение. Спрос со стороны российских потребителей и экспортные заказы позволили предприятиям существенно увеличить продажи. На фоне динамичного роста в индустрии продолжаются процессы консолидации.
В десятку крупнейших машиностроительных компаний России входят шесть автомобильных производителей, причем один из них («Форд мотор компани») является дочерней структурой крупного западного автомобильного концерна. Конкуренция российских фирм с иностранными компаниями с каждым годом усиливается, и пока ситуация складывается не в пользу производителей «Жигулей», «Газелей» и др. Возможно, через пять лет все крупнейшие автомобильные заводы будут либо «дочками» иностранных концернов, либо площадками для сбора иномарок.

По результатам автомобильной промышленности в 2004 году можно прогнозировать ее дальнейшее развитие. Заводы, принадлежащие зарубежным фирмам или собирающие иномарки, растут быстрее, чем доморощенные производители. Выручка «Форд мотор компании» в прошлом году выросла на 63%, продажи «Тагаза», собирающего автомобили Hyundai, увеличились в четыре раза. Рост объемов реализации «Автоваза» составил 23%, ГАЗа - 27%, а «Северсталь-авто» - 19%. У «Камаза» дела обстоят чуть лучше (+41%).

Тем не менее у всех компаний - и российских, и иностранных - очень низкая чистая рентабельность, которая составляет, как правило, всего несколько процентов. Например, у Камского завода при выручке в 47,5 млрд рублей чистая прибыль равна 25 млн рублей. Относительно высокая рентабельность наблюдается только у «Северсталь-авто» (7%) и СП «Джи Эм - Автоваз» (10%).

Вообще низкая эффективность бизнеса - общая проблема всех машиностроителей. У производителей железнодорожной техники рентабельность ничуть не выше, чем у автомобильных заводов. Но благодаря заказам «Российских железных дорог» (РЖД) компании железнодорожного машиностроения добились высокой динамики роста - не менее 40%. По данным РЖД, к настоящему времени средний износ российского подвижного состава составляет около 70% К 2010 году выработают срок службы и должны быть списаны от 50 до 90% всего действующего подвижного состава. Таким образом, из-за высокого уровня износа и роста используемого парка спрос на подвижной состав уже сейчас на 10-20% превышает объем годового производства.

Несмотря на стабильно увеличивающийся поток денежных средств, когда, казалось бы, каждый производитель подвижного состава мог спокойно существовать и работать в своей нише, в индустрии продолжается консолидация активов. В этом году в состав «Трансмашхолдинга» (ТМХ) вошли Демиховский машиностроительный завод и Коломенский завод, ранее принадлежавший транспортной группе «Северстальтранс». ТМХ также владеет блокирующим пакетом Тверского вагоностроительного завода, который является монополистом на рынке пассажирских вагонов.

Кстати, процесс консолидации продолжается во всех секторах машиностроения, кроме автомобилестроения. Недавно на рынке появилась информация о возможном объединении двух крупнейших производителей сельскохозяйственной техники - концерна «Тракторные заводы» и «Агромашхолдинга». А в судостроении за последний месяц состоялись две сделки. Объединенная промышленная корпорация (ОПК), управляющая производственными активами акционеров Международного промышленного банка, выкупила у группы ИСТ Балтийский завод. Сделка поставила точку в конфликте между «Северной верфью» (принадлежит ОПК) и Балтийским заводом за экспортные заказы. Теперь на базе двух предприятий ОПК сможет создать крупный судостроительный холдинг.

В конце августа группа «Морские и нефтегазовые проекты» (МНП) продала судостроительную фирму «Алмаз» одному из своих совладельцев Леониду Грабовцу. В обмен на долю в МНП он получил 88% акций предприятия с годовой выручкой в 2,4 млрд рублей.

КРУПНЕЙШИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ

Место Компания Выручка в 2004 г., млн руб. Рост выручки, % Выручка в 2003 г., млн руб. Чистая прибыль в 2004 г., млн руб.
1 Автоваз 160 536 23 130 772 4 575
2 Камаз 47 459 41 33 766 25
3 ГАЗ 46 655 27 36 686 80
4 ТВЭЛ 42 482 24 34 167 8 030
5 Концерн Алмаз-Антей 36 824
6 АХК Сухой 36 351 -18 44 371
7 СОК - Автокомпонент 27 030 23 22 050
8 Форд мотор компани 24 300 63 14 886 332
9 Уралвагонзавод 24 154 10 22 000 2
10 Северсталь-авто 23 029 19 19 385 1 672

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль