Нестандартный прием

89
MBA. Для поступления в ведущую западную бизнес-школу вам понадобится как минимум год. При условии, что вся ваша жизнь до этого была содержательной, нескучной и переполненной карьерными и личностными достижениями.
В современном мире образование отнюдь не гарантирует безбедного будущего, однако самая востребованная в мире бизнес-степень - MBA, полученная в одной из топовых западных школ, повышает ваши шансы в разы. Поэтому неудивительно, что каждый год тысячи соискателей штурмуют главные образовательные бизнес-крепости. Все они хорошо подготовлены: в этом деле глупо и недальновидно рассчитывать на слепую удачу. Поэтому, сражаясь за место, вам придется потрудиться.

Черно-белые вороны. Известно, что каждая из топовых бизнес-школ ищет особый тип человека и приветствует наличие определенных качеств. В Гарварде любят лидеров-индивидуалистов, в Стэнфорде - неординарных личностей, умеющих работать в команде, во французской Insead - людей со значительным международным опытом, в британской LBS котируются коммуникабельность и широта взглядов. Существенно различаются при отборе кандидатов европейский и американский подходы. «В Европе ценят карьерные достижения и опыт работы, причем, чем они необычнее, тем интереснее вы для школы. Стоит заметить, что любой кандидат из России изначально обладает уникальными навыками. В США опыт работы важен в меньшей степени. Даже если вы входили в совет директоров «Русала», там это никому ничего не скажет. Для американских школ очень важны личностные качества.

Не только лидерский потенциал, но и открытость, общительность, готовность помогать другим», - рассказывает руководитель проекта Begin.ru Алла Жаворонкова.

И все же есть набор качеств, который необходим каждому соискателю, чтобы иметь реальный шанс на успех вне зависимости от выбора места обучения. «Что ищет любая школа? Есть такое английское выражение - stand out and fit in - с одной стороны, ты должен выделиться, с другой стороны - вписаться. Надо понимать, что в приемную комиссию приходят тысячи пакетов документов, поэтому важно быть заметным на общем фоне. В то же время там должны понимать, что, приехав, вы не станете белой вороной, которая не примет ни культуру школы, ни ее ценности», - объясняет выпускница Гарварда и вице-президент Delta Private Equity Partners Наталья Полищук. То есть бизнес-школам нужны необычные люди, нашедшие секрет гармонии, этакие черно-белые вороны.

Можно выделить важнейшие качества для претендента - это лидерство, а именно - умение вести за собой других и брать на себя ответственность, и амбициозность. Выпускник Стэнфорда и президент группы «Промсвязькапитал» Павел Хохряков останавливается на следующих чертах: «Если мы говорим о школах из первой двадцатки, то важны стремление к победе и уверенность в ней, умение меняться и постоянно учиться новому, ставить перед собой высокие планки и брать их, умение извлекать уроки из поражений, регулярно подвергать себя критике. А также отсутствие самолюбования, умение строить отношения с людьми, разрешать конфликты, оптимизм».

Все вышеперечисленное должно быть подтверждено реальными результатами - карьерными и личностными успехами. Если до прихода в школу вы успели самостоятельно переплыть на яхте океан, взобраться на Эверест, возглавить крупную компанию в 25 лет или организовать инвестиционный фонд, то вы обратились по адресу.

Если вы, вглядевшись в себя пристально и самокритично, решите, что подходите под высокий стандарт, дело за малым - убедить в этом бизнес-школу. В вашем распоряжении внушительный пакет документов, который необходимо представить приемной комиссии. Он должен состоять из переведенного на иностранный язык диплома, заверенного учебным заведением, его выдавшим, результатов экзаменов, как правило, это GMAT и TOEFL, нескольких эссе и рекомендательных писем. Самое важное - организовать себя на период подготовки, целенаправленно продвигаться по всем направлениям, не запуская ни одного из них. Этот процесс может занять и год, и два, и значительно больше времени, и здесь важны самоконтроль и упорство. Ведь «школьную» эпопею наверняка придется совмещать с работой.

Эти страшные тесты. Начинать нужно с экзаменов. Если вы не получили высокие баллы по тестам (главный здесь - GMAT), задумываться об эссе и рекомендациях просто нет смысла. Ведь для приемных комиссий именно эти цифры - первичная информация о вас.

TOEFL (Test of English as a Foreign Language) - тест по английскому языку как иностранному. Он гораздо проще, чем GMAT (Graduate Management Admission Test) - разработанный в США стандартный тест для оценки вербальных и математических навыков, а также логического мышления кандидатов в бизнес-школы. Для поступления в топ-10 нужно набрать не меньше 260 баллов по TOEFL и 700 по GMAT. Положительные моменты - экзамены можно пересдавать, и их результаты признаются действительными в течение пяти лет со дня сдачи.

Есть два основных способа подготовки - самостоятельные занятия по книгам и дискам и посещение специальных курсов. Первый вариант требует недюжинной самодисциплины. Но и насчет второго не стоит строить иллюзий: ни один преподаватель не сможет пройти путь за вас. «Можно готовиться самостоятельно, можно пойти на курсы. Это не суть важно. Главное - разработать для себя определенную схему занятий, готовиться систематически, а также настраиваться исключительно на высокий балл», - считает управляющий партнер MBA Strategy Дмитрий Бондарь.

Павел Хохряков делится собственным рецептом: «Нужно очень много заниматься самостоятельно. Упорно и каждый день. Сначала я пошел на курсы. Они дали хорошее представление о структуре теста, основных типах вопросов, методах решения задач. Но после их окончания я долго готовился сам. Если брать «чистое» время на подготовку к GMAT, то можно было уложиться в полгода. У меня это заняло год. Из-за интенсивной работы не всегда получалось сконцентрироваться и потратить вечер или выходные на решение задач».

Главным камнем преткновения в экзаменационном вопросе можно назвать английский язык. «Он должен быть высокого уровня. Вопрос не только в том, чтобы поступить, а в том, чтобы эффективно учиться. Например, в Гарварде нужно все время говорить, принимать активное участие в разборе кейсов. Естественно, уровень владения языком влияет на то, насколько точно человек может выразить свою мысль и насколько грамотно он может защитить свою позицию», - продолжает Наталья Полищук.

Кстати, английский в той же степени важен и для интервью. Постоянные переспрашивания и запинки, мучительное формулирование каждой фразы - прямой путь к провалу.

Автопортрет. Многие выпускники говорят, что написать внятные и яркие эссе было для них самым сложным делом при поступлении. Эссе - это не школьные сочинения. Во-первых, их несколько (обычно от двух до семи), во-вторых, они требуют вдумчивого, детального, дельного и честного самоанализа. Темы варьируются в зависимости от школы и года, классические - почему MBA, почему здесь и сейчас, ваши главные достижения, дальнейшие планы, что вы цените в жизни больше всего. В этих небольших текстах нужно как можно больше рассказать о себе, как можно выгоднее себя подать. Но главное - дать понять приемной комиссии, что вы тот, кто им нужен. А значит, для каждой из школ, в которые вы поступаете, придется писать отдельные эссе. «Работу» под кого-то другого распознают очень четко. Чтобы понять, на что делать упор, стоит внимательно изучить все присланные школами материалы, встретиться с выпускниками. «В эссе я старался создать этакий романтический образ, - говорит студент Chicago GBS Владимир Поклад. - В Chicago сейчас упирают на поэтическую сторону, потому что у них имидж школы «зубрилок» и они хотят менять это представление. Не надо бояться показывать себя настоящего, большинство моих эссе были не о работе, а о личных делах».

Эссе - это не набор общих вопросов, они должны давать слитную картинку. Это должен быть единый рассказ о вас - о карьере, личных качествах, увлечениях. Человек, который прочел ваши «сочинения», должен узнать о вас очень много. Эссе нужно продумывать, выстраивать в историю о себе и попытаться в каждом из них подчеркнуть наличие именно тех качеств, которые ищет бизнес-школа. «Нужно не просто говорить о своих достижениях, но объяснять, что они помогли тебе понять о себе самом, какое движение вперед ты как личность сделал после этого. Одной из своих побед я назвала выигрыш конкурса, дававшего право на годичную учебу в США. Из 2 тыс. претендентов выбирали 15 человек. Основной акцент я сделала на том, что это достижение заложило основы моего карьерного роста. Также я отметила, что смогу вписаться в среду бизнес-школы, потому что училась в американском университете, что люблю и умею работать в команде», - вспоминает Наталья Полищук.

Эссе следует тщательно прорабатывать, редактировать и переписывать заново по нескольку раз. После того как собственные запасы критичности иссякнут, лучше всего обратиться к носителю языка, который тонко чувствует стиль и поможет избавить текст от шероховатостей. Идеальный вариант, если это будет выпускник бизнес-школы.

И не стоит писать неправду. Это может вскрыться на интервью, которое является проверкой вашей «письменной» правдивости.

Выбрать, не опоздать, не провалиться. Рекомендации важны для приемной комиссии не меньше, чем эссе. И здесь главное - грамотно подобрать кандидатуры. «При этом важно соблюсти два фактора. Во-первых, место работы и должность рекомендателя обязаны быть такими, чтобы бизнес-школа обратила на них внимание. Во-вторых, рекомендующий должен хорошо вас знать. Иначе цена его мнения - ноль. Наилучший вариант - не просто краткие ответы на вопросы предоставляемой анкеты, а развернутое сочинение. Поэтому лучше найдите человека, которому не будет жалко времени на то, чтобы написать о вас подробно и правдиво», - советует Павел Хохряков.

Продуманно оригинальный подход тоже может сыграть свою положительную роль. «У меня было три рекомендации: две давали коллеги по работе, а третью - директор школы и мой классный руководитель. Это был человек, который не имел представления о моих карьерных успехах, но знал об определяющих личностных качествах, которые закладывались в подростковом возрасте, - рассказывает Наталья Полищук. - Я посчитала, что его рассказ будет нетривиальным и более личностным».

Можно попросить упомянуть о каком-то случае, который вам кажется важным, добавляющим к вашему образу что-то существенное, если по каким-то причинам вы не можете описать это в эссе. «Идеальная комбинация для рекомендаций - непосредственный начальник и клиент или партнер по бизнесу, - считает Алла Жаворонкова. - Главное - рассказанное ими должно соответствовать информации, содержащейся в ваших эссе. Это очень тщательно проверяется приемной комиссией, и какие-либо несоответствия сразу бросаются в глаза».

После того как экзамены сданы, эссе написаны, рекомендации получены, а все необходимые документы переведены, можно отправлять пухлый конверт в бизнес-школу. И здесь важно не опоздать. Есть три раунда подачи документов: первый продолжается, как правило, до ноября, второй - до конца декабря, третий - до марта-апреля. Каждая школа устанавливает собственные даты приема. Основная задача - определиться с раундом и успеть в срок. «Если кандидат уверен в своих силах, у него в активе впечатляющий опыт работы и успешные результаты тестов, то идеальным для подачи документов является первый раунд. Если кандидат чувствует, что ему будет трудно тягаться с очень сильными конкурентами, тогда лучше подавать документы во втором, когда конкурс меньше», - объясняет Дмитрий Бондарь.

Если вам поступает приглашение на интервью, можно считать, что первое сражение вы выиграли. Беседовать с вами будет представитель бизнес-школы или ее выпускник - лично или по телефону. Считается, что первый вариант предпочтительнее: легче установить контакт. Вопросы могут быть традиционными (учеба, карьера, достижения, почему именно данная школа, что вам даст обучение на MBA, какие ваши планы на будущее) и абсолютно неожиданными. У Натальи Полищук, например, собеседник поинтересовался: «Что бы вы хотели увидеть на своей эпитафии?» К таким вопросам нельзя подготовиться, остается только реагировать - быстро и адекватно.

Потом наступает мучительный период ожидания. После чего начинают приходить ответы. И вам остается радоваться, выбирать или готовиться к новой гонке.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль