Зачем китайцам зарубежные активы

73
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Инвестиции. Через экспансию своего капитала по всему миру Китай приобретает конкурентные преимущества, которых ему пока не хватает. На Западе это не вызывает особого восторга.
Распространение капитала китайского происхождения за пределами Поднебесной - не новое явление. Среди ее граждан, покинувших родину во времена установления там коммунистического режима, было немало состоятельных людей. Богатые хуацяо (представители китайской диаспоры) сыграли огромную роль в индустриализации стран Юго-Восточной Азии. По некоторым оценкам, в Индонезии они контролируют более 70% частного капитала, в Малайзии - около 60%, в Таиланде - более 80%. Те же самые хуацяо начали вкладывать деньги в экономику Китая гораздо раньше, чем в эту страну поверили инвесторы Запада. Однако собственно китайские компании почувствовали аппетит к зарубежным активам, в том числе очень дорогим, сравнительно недавно.

Сырье - мое. Столкнувшись с недостаточным объемом производства «черного золота» внутри страны, Китай вынужден искать источники на чужой территории. На минувшей неделе China National Petroleum Corporation (CNPC) одержала важную победу: совет директоров PetroKazakhstan одобрил продажу бизнеса китайцам за $4,18 млрд. Объект покупки - канадская компания с основными активами в Казахстане. В прошлом году она добывала более 151 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки, а ее месторождения находятся рядом со строящимся трубопроводом в Поднебесную. Китайцы смогли предложить больше, чем второй претендент - индийская Oil & Natural Gas Corp. (ONGC). По некоторой информации, конкурент был готов заплатить $3,9 млрд. Впрочем, не исключено, что ONGC, выступающая вместе с известным стальным магнатом Лакшми Митталом, еще поборется за PetroKazakhstan.

Китайцы добились успеха в Казахстане менее чем через месяц после досадного поражения в США. Сделка между компанией CNOOC и американской Unocal, безусловно, имела все шансы стать сенсацией, если бы не ожесточенное сопротивление со стороны американских властей. CNOOC была готова заплатить $18,5 млрд за активы Unocal, которые включают 1,75 млрд баррелей доказанных запасов. Большая их часть приходится на природный газ и расположена за пределами США, в основном в Таиланде и Индонезии. Тем не менее в политических кругах Америки в ответ на китайское предложение прозвучало немало заявлений в духе «энергетическая безопасность страны под угрозой». Испытав все «прелести» беспрецедентного давления, CNOOC отказалась от борьбы. Теперь Unocal достанется «своим» - американской Chevron - за примерно $17,5 млрд наличными и акциями (китайцы предлагали всю сумму наличными).

Бег с препятствиями. Китай неоднократно терпел поражение в борьбе за зарубежные сырьевые активы. В июле государственная CITIC Resources Holdings была вынуждена отказаться от намерений купить таиландскую Thai Petrochemical Industry: по неофициальной информации, Бангкок не захотел отдавать компанию иностранцам. Там же, в Таиланде, консорциуму во главе с CNPC не достались нефтегазовые активы американской компании Pogo Producing. Ранее китайцам не удалось купить южнокорейского нефтепереработчика Inchon, нефтегазовую Medco в Индонезии, Husky Energy в Канаде.

Вполне естественно, что стремление Китая получить контроль над крупными нефтегазовыми активами вызывает недовольство Запада. Мировые державы не рады появлению нового мощного конкурента и сделают все возможное, чтобы помешать его усилению. Американцев особенно раздражает активность Китая в странах, с которыми у самих США не сложились отношения, а также в бедных странах «третьего мира», в том числе в политически неспокойных регионах. Например, компании из Поднебесной вложили немало в экономику Судана и теперь получают более половины нефтяного экспорта этой страны. Между тем в ее южной части, а также в провинции Дарфур уже несколько лет не затухает военный конфликт. Китайцы покупают примерно четверть нефти, экспортируемой Анголой, а также стремятся упрочить связи с такими странами, как Нигерия и Габон. Ради доступа к африканским ресурсам они щедро инвестируют в развитие инфраструктуры.

Знание - сила. Приобретение активов за рубежом может помочь Китаю решить еще две важные проблемы: практически полного отсутствия узнаваемых в мире брэндов и технологического отставания. В этом, в частности, заключался расчет в сделке по покупке активов обанкротившегося британского автопроизводителя MG Rover. Компания Nanjing Automobile Group заплатила за него 53 млн фунтов стерлингов, оставив с носом своих же соотечественников из Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC). Покупатель планирует перенести к себе «на родину» производство двигателей и частично сборку автомобилей, однако некоторые модели будут по-прежнему делать в Англии. Вряд ли британцы в восторге от того, что легенда их автопрома досталась китайцам, но выбора у них не было: MG Rover на момент банкротства был обременен долгами на сумму 1,4 млрд фунтов, а 5 тыс. человек могли остаться без работы.

Поскольку официальный Пекин считает автомобильную отрасль стратегически важной, китайские компании скорее всего еще поторгуются за профильные активы на Западе. Учитывая непростое финансовое положение, в котором сейчас находятся некоторые лидеры отрасли (в частности, американские гиганты General Motors и Ford), продажа ими самых проблемных активов китайцам не выглядит чем-то невероятным.

Еще более яркий пример готовности платить за брэнд - попытка Haier Group купить американскую компанию Maytag, изготовителя пылесосов известнейшей в США марки Hoover. Крупнейший в Китае производитель холодильников был готов объединиться с фондами прямых инвестиций Bain Capital и Blackstone и выложить за актив $1,28 млрд (формальное предложение не было сделано). Однако на Maytag было еще два претендента - групппа инвесторов во главе с компанией Ripplewood, а также Whirlpool. Последняя и заключила сделку на сумму $1,7 млрд наличными и акциями.

Тесно в Китае. Lenovo, покупая компьютерный бизнес у IBM за $1,75 млрд, платила не только за брэнд (который китайцы смогут использовать в течение по крайней мере нескольких лет). Компании, лидирующей на внутреннем рынке с 25% суммарных продаж, захотелось помериться силами с мировыми гигантами. Покупка активов IBM позволила Lenovo занять третью строчку в рейтинге крупнейших производителей компьютеров после Dell и Hewlett-Packard. После сделки доля компании на мировом рынке достигла 8%, а годовой объем продаж оценивается в $13 млрд. Китайцы сделали ставку на сильные позиции американской компании на рынке корпоративных пользователей и глобальные масштабы ее бизнеса. Однако эксперты по-прежнему не уверены, что покупка была правильным решением. Они беспокоятся, что часть клиентов IBM не захочет иметь дело с китайской компанией и перейдет к конкурентам. К тому же многие не верят, что новый хозяин способен поправить дела доставшегося от IBM бизнеса. Правы скептики или оптимисты - покажет ближайшее будущее.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль