Сетевое неравенство

93
Тенденции. Интернет-банкинг (ИБ) для частных лиц из-за низкой доходности развивается в России не так активно, как удаленное обслуживание корпоративных клиентов. Однако банкам придется вводить эту услугу, чтобы сократить издержки.
Неприбыльный сервис. ИБ - это дистанционное управление счетом с помощью компьютера: не выходя из дома или офиса можно переводить деньги, конвертировать их в другую валюту, совершать платежи в пользу сторонних компаний. Услуга позволяет существенно сэкономить время как частным клиентам, так и корпоративным.

Однако если компания может подключиться к ИБ или «Банк-клиенту», который по сути отличается лишь технологически («Ф.» № 30, 2004), практически в каждом банке, то ИБ для частных лиц предлагает ограниченное число кредитных институтов. Например, в МДМ-банке, Промстройбанке, банках «Петрокоммерц», «Авангард», «Возрождение» и «Санкт-Петербург» воспользоваться ИБ могут только предприятия.

Дистанционное управление банковским счетом юридические лица используют с середины 90-х годов. «За последние 5-10 лет практически все организации перешли на удаленное обслуживание», - говорит директор департамента корпоративного бизнеса БИН-банка Вадим Мухачев. «Сегодня сложно встретить компанию, которая бы так или иначе не использовала эту возможность, - подтверждает начальник отдела систем и альтернативных каналов Пробизнесбанка Мария Гладких, - однако интернет-банкинг для физлиц финансовые институты начали развивать лишь два года назад».

Как уверяют некоторые банкиры, кредитные организации не спешат вводить розничный ИБ отчасти по той причине, что работать с компьютером (ПК), а тем более управлять через него своим счетом желают далеко не все частные клиенты. «Наше общество еще не компьютеризировано до такой степени, чтобы большую часть платежных операций совершать через глобальную сеть, - уверен руководитель отдела банковских технологий Росевробанка Андрей Резников. - В Москве, конечно, компьютер есть у многих, но столица - это еще не вся Россия». По его словам, даже опытные пользователи ПК зачастую неохотно используют интернет для оплаты каких-либо услуг, предпочитая работать с банковскими операционистами, а не с машинами. «Информация о мошенничестве в сети, которая появляется очень часто, не дает в полной мере развиваться интернет-банкингу, - считает Мария Гладких, - хотя сейчас системы удаленного обслуживания защищены в достаточной степени, и различного рода махинации случаются крайне редко».

Однако финансовые институты не вводят интернет-банкинг для частных лиц не только из-за невысокого спроса на эту услугу. Дело в том, что розничный ИБ уступает по доходности корпоративному. «Юридическое лицо совершает как минимум одну-две транзакции в день, тогда как частный пользователь проводит в среднем аналогичное количество операций в месяц», - поясняет начальник отдела новых технологий Банка Москвы Дмитрий Домарев. «Розничная торговля всегда накладнее оптовой, отсюда и вытекает отсутствие интереса к этому бизнесу, - добавляет начальник отдела поддержки систем удаленного доступа Абсолют-банка Игорь Дмитренко, - количество операций и их объем у юрлиц всегда выше. От обслуживания одной компании финансовый институт получит прибыль на порядок больше, чем от работы с десятками физлиц». К примеру, БИН-банк за прошлый год заработал только на абонентской плате от предоставления услуг по уделенному управлению счетами корпоративных клиентов около 6 млн рублей. Доход Абсолют-банка от розничного ИБ за 8 месяцев текущего года всего лишь 4 тыс. рублей. При этом самым востребованным сервисом интернет-банкинга среди частных клиентов являются выписки по банковским счетам, которые большинство кредитных учреждений предоставляет бесплатно.

Минимизация расходов. Тем не менее участники рынка считают, что ИБ для частных лиц - перспективное направление бизнеса, особенно для тех кредитных институтов, которые активно развивают розницу. Так, за последние два года эту услугу ввели Абсолют-банк, БИН-банк, Росбанк, Номос-банк, банки «Союз» и «Зенит». В МДМ-банке и Росевробанке сообщили, что они также планируют в скором времени предложить такой продукт.

Кредитные организации интересует не прибыльность дистанционного обслуживания, а сокращение издержек. ИБ позволяет существенно снизить расходы, возникающие при обслуживании частных лиц. «Основной целью внедрения ИБ является не получение дополнительного дохода, а снижение затрат и повышение качества обслуживания клиентов», - подтверждает зампред Импэксбанка Эльмира Тихонычева. «Спрос на банковские продукты со стороны населения постоянно растет, и у кредитных организаций возникает проблема обеспечения достойного обслуживания клиентов, - поясняет Дмитрий Домарев. - Банку необходимо либо открывать новые допофисы, либо оказывать часть услуг дистанционно».

Чтобы открыть один допофис, потребуется минимум $300 тыс., а на его содержание будет уходить от $40 тыс. до $150 тыс. в год. Ввести интернет-банкинг намного дешевле: покупка программного обеспечения, его установка и настройка обойдутся в $25-$70 тыс. При этом если банк уже располагает современным программным обеспечением для корпоративного ИБ, то ему потребуется лишь установить отдельный интерфейс для розничного дистанционного обслуживания, что сократит расходы примерно в 10 раз.

Кроме того, ИБ позволит существенно снизить расходы на зарплату: отпадет необходимость пополнять штат менеджерами, обслуживающими частных лиц.

Сами клиенты, по словам банкиров, в последнее время все же начинают проявлять интерес к этой услуге. «Не так давно многие считали интернет чем-то диковинным, но сейчас ситуация меняется коренным образом, - комментирует Мария Гладких. - Клиенты осознают, какие удобства они могут получить с помощью всемирной паутины. Постепенно снижается и страх перед мошенниками, тем более что по всему миру с ними ведется активная борьба». «Спрос на дистанционные услуги за последний год значительно вырос, - утверждает Дмитрий Домарев, - в нашем банке за прошедший период текущего года число клиентов, активно пользующихся ИБ, увеличилось на 30%». А за один год существования ИБ для частных лиц в Международном московском банке услугой воспользовалось около 4 тыс. клиентов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль