Марк Рудинштейн: «Я проскочил любовь к богатству»

73
Интервью. В Сочи 27 августа стартует кинофестиваль «Лики любви». Президент фестиваля Марк Рудинштейн рассказал «Ф.» о новых смелых проектах, о будущем российского кино и собственном отношении к деньгам.
- Марк Григорьевич, фестиваль «Лики любви» впервые пройдет не в Москве. Почему вы решили изменить место его проведения?

- «Лики любви» мучались в столице. Я вообще плохо отношусь к кинофорумам в больших городах. Все крупнейшие мировые кинофестивали проходят на курортах. Ведь фестиваль - не просто просмотр новых фильмов, это в первую очередь общение. А оно возможно только в маленьком курортном местечке, где, посмотрев картину, зрители не разбегаются по неотложным делам, а остаются и за чашкой кофе обсуждают увиденное. В Москве это нереально, здесь люди не могут позволить себе выпасть из привычной жизни. И в столице «Лики» терялись. Так же, как в какой-то степени теряется Московский кинофестиваль.

- Тема любви востребована современным зрителем?

- Да, в последнее время я начал замечать, что все больше людей, наевшись денег, свободы, вседозволенности, начинают тянуться к семье. Это витает в воздухе. В США, где я отдыхаю последние 10 лет, к этому относятся более чем серьезно. Многодетные семьи здесь не редкость. И задача нашего фестиваля - демографический взрыв в России. Я шучу, что, если после «Ликов» появятся на свет сто незапланированных детей, я буду считать свою миссию выполненной.

- «Лики любви» в этом году откроют новый масштабный проект «Сочинская осень». Какие фестивали войдут в этот обширный культурный блок?

- Фестиваль авторской песни «Признание в любви», конкурс музыкальных пародий «Оранжевый верблюд», детский «Кинотаврик», фестиваль театральной антрепризы, фестиваль магии, который, возможно, возглавит Дэвид Копперфилд, а также фестиваль моды «Бархатные сезоны» под руководством Вячеслава Зайцева. «Лики» будут задавать тон. Эти форумы пройдут в Сочи в течение полутора месяцев, с 20 августа по 10 ноября, с перерывом в два-три дня. Они призваны продлить курортный сезон.

- Кто финансирует этот проект?

- Пока, кроме меня, никто. И ведь что такое продюсер? Это человек, который собирает деньги. Когда в течение нескольких лет я являлся председателем «Кинотавра», самого богатого на тот момент российского кинофестиваля, то продолжал жить в подвале в Подольске (сейчас туда водят экскурсии). А для осуществления своих задумок привлекал чужие деньги.

- Как вы относитесь к деньгам?

- Я проскочил любовь к богатству. Если бы я разбогател, когда мне было тридцать или сорок лет, все могло сложиться иначе. После прошлогодней продажи «Кинотавра» у меня появилась определенная сумма, и, положив ее под проценты, я мог бы спокойно и счастливо жить, не работая, но мне это уже неинтересно. Я вкладываю собственные средства в новые проекты. К тому же, когда у тебя появляется возможность увидеть мир в 45 лет, копить деньги бессмысленно. Их надо тратить на путешествия. Наверно, самый счастливый год в моей жизни - 1988-й, тогда я впервые выехал за границу. С тех пор я мог подойти к глобусу, наугад ткнуть пальцем в любую точку земного шара и отправиться туда. А если я попадаю в место, где уже побывал, то просто покупаю новый глобус.

- В этом году «Кинотавр» впервые прошел без вас в качестве главы фестиваля. Не жалеете, что ушли?

- Я хотел уйти еще пять лет назад, передав дело в надежные руки. И уже была договоренность и уверенность в правильности принятого решения, но выбранные руки на поверку оказались очень ненадежными. В прошлом же году все сложилось. Нет, я не жалею, что ушел. Уверен, что дело можно считать успешным только тогда, когда оно начинает существовать без своего создателя. А когда оно держится на одном человеке, грош ему цена. Я решил в течение двух лет не ездить на «Кинотавр», чтобы избежать досужих разговоров. Так что поделиться впечатлениями от нынешнего фестиваля не могу. Но я рад, что мое дело передано и что оно в хороших руках. Я знаю, «Кинотавр» будет жить.

- Еще один ваш амбициозный проект - международный кинофестиваль в Петербурге, запуск которого запланирован на будущий год. Известно, что эта идея появилась гораздо раньше. Почему она не была реализована?

- Десять лет назад наш проект поддержал Анатолий Собчак, но вскоре он покинул свой пост, и дело застопорилось. Но как только появилась возможность, мы к этой идее вернулись. Нынешний мэр города Валентина Матвиенко долгие годы была председателем оргкомитета «Кинотавра», она нам поверила, потому что знает, как мы работаем. Вообще наш проект гениальный. Идея фестиваля родилась в Венеции, когда я сидел в кафе на площади св. Марка, смотрел на чудо-собор, внимал маленьким оркестрам, играющим классическую музыку, и думал: «Какое живое место и как жаль, что у нас нет ничего подобного». И тогда мне пришла мысль о Петербурге и Дворцовой площади. По нашей задумке она каждый год на 13 дней будет превращаться в киногород под открытым небом. И туда будет стекаться народ. Тогда площадь будет оживать.

- Там же и сейчас многолюдно, ведь рядом Эрмитаж...

- Да, но я уверен, что музеи - не средоточие подлинной жизни города. В новом месте я никогда не бегу по музеям. Не понимаю, почему люди считают своей священной обязанностью, попав в Париж, потратить несколько часов на прогулки по Лувру. Я познаю город, сидя в кафе на главной площади. Есть такое хорошее высказывание: когда ходишь, никого не увидишь, сиди на месте, и все пройдут мимо тебя. Только так можно познать дух города. И в Питере мы хотим устроить настоящий праздник красоты.

- Петербург ведь большой город. Это не противоречит вашему утверждению, что кинофестивали должны устраиваться на маленьких курортах?

- Мы собираемся воплотить здесь сочинский вариант, когда все необходимое находится рядом. То есть в одном месте будут сосредоточены шесть кинозалов, зал для культурных программ, рестораны, кафе и все побочные службы. Почему не получается Московский кинофестиваль? Потому что он разбросан по всему городу. А здесь все будет компактно и удобно. В этом районе есть три-четыре приличные гостиницы, готовые принять гостей МКФ, так что им не придется терять время в бесконечных пробках, добираясь до нужного кинотеатра. И Петербург - это же Северная Венеция, своеобразное и во многом курортное место. Ведь в каждом правиле есть исключения. И Питер - это исключение. И если все наши идеи осуществятся, МКФ в Санкт-Петербурге лет через пять может стать № 1 в мире. К сожалению, не все так просто, как хотелось бы. Мне казалось, что главные препятствия мы преодолели, но стан противников этого фестиваля оказался очень серьезным.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь?

- У меня есть стойкое ощущение, что этот проект не дают осуществить лично мне. Во-первых, препятствия чинят из зависти, из-за того, что эта история совершенно точно забьет Московский кинофестиваль. А у его организаторов просто нет бога в голове, чтобы создать что-то стоящее. Сколько раз я предлагал придумать Московский кинофестиваль, а потом в течение нескольких лет воплощать идею в жизнь. В столице тоже можно найти красивую площадь, взять, например, Манежную, и поверх магазинов построить киногород. Можно было бы создать прекрасное и комфортабельное фестивальное пространство, ведь поблизости столько хороших гостиниц. Но люди не понимают, что фестиваль - это институт, а не мероприятие. Теперь, ощущая реальную опасность, они хотят загубить петербургский проект и чинят препятствия. Человек, который взялся финансировать МКФ на начальном этапе, внезапно, под давлением извне, самоустранился. Но это не конец, денег в нашей стране достаточно.

- Проект может стать коммерчески выгодным?

- Это вторая причина, по которой меня хотят устранить от его осуществления. Представьте, сколько можно заработать на одной только рекламе. Понятно, что многие крупные компании захотят поставить свой логотип именно в этом месте. По самым скромным подсчетам, на второй год фестиваль будет собирать $15-20 млн, и речь идет только о внебюджетных вливаниях, а затраты составят всего $5-6 млн. И это без учета всевозможных дополнительных доходов. Известно, что в Каннах и Локарно рестораны перечисляют фестивалю 20% доходов, полученных во время его проведения... Многие начинают понимать, какое это хлебное место, и отдать его какому-то Рудинштейну очень и очень не хотят.

- Чего не хватает российскому кино для быстрого и стабильного развития?

- Всего хватает. Основная проблема ведь не в отсутствии денег (сегодня в кинематограф вкладывают охотно) и не в засилье американского кино, а в том, что мы на протяжении десятилетий были вырваны из мирового контекста. Большинство наших актеров не знают иностранного языка. А ведь, например, такой профессионал, как Олег Янковский, может играть в любом международном проекте. Мы 70 лет жили за занавесом, и преодолеть это не так-то просто. Сегодня ситуация меняется. Владимир Машков играет в западных фильмах и говорит на чистом английском языке с американским акцентом. Пройдет немного времени - и мы впишемся в общемировой контекст. Недавно я месяц пробыл в Англии, пытаясь впитать в себя язык. Я не могу вести переговоров с иностранцами, потому что мне стыдно общаться через переводчика... И в российском кино уже сейчас все было бы нормально, если бы не преступления в области проката, который полностью подмят американскими представителями.

- И что нужно делать, чтобы изменить ситуацию?

- Во-первых, не давать государственных денег. Не надо ежегодно бросать на ветер по 6 млрд рублей. Понятно же, что 1 млрд используют по назначению, а 5 млрд украдут. Во-вторых, давать массированную рекламу отечественных фильмов и два года не брать за это денег с кинематографа. В общем, осуществить то, что сделал Константин Эрнст. Он доказал, что, если постоянно крутить по телевидению рекламу «Статского советника» или «Ночного дозора», все пойдут в кино. Я уверен, стоит отдать рекламные площади городов, время на телевидении и радио российскому кино, все само собой устаканится. Кино должно существовать в рыночных категориях. Ему не нужно помогать другими способами, оно самодостаточно. И еще нужно строить новые кинотеатры, но они должны работать на нас, а не на американцев. Надо наконец-то стать у себя в стране хозяевами проката. А наше кино уже доказало, что способно собирать кассу.

- Появление российских блокбастеров - хороший показатель?

- Конечно. Отсутствие художественной ценности подобным фильмам можно простить - на время. Блокбастеры раскачали зрителя, и это главное. Только важно, чтобы это не было прерогативой одного Константина Эрнста или одного Олега Добродеева, ведь они продвигают исключительно собственную продукцию - это новый монополизм. Они хотят подобрать под себя все, а это означает смерть для российского кино в целом.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль