Налоговая система Украины

9874
Пономарёва Татьяна
эксперт журнала «Финансовый директор»
Налоговая система Украины во многом схожа с российской, существовавшей до введения Налогового кодекса РФ. Как и в нашей стране, на Украине активно осуществляются налоговые реформы, правда, многие с опозданием на два-три года. К примеру, единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13% действует у нас с 2001 года, а на Украине — с 1 января 2004 года. Платежи в социальные фонды заменены у нас единым социальным налогом (ЕСН) также с 2001 года, Украина же пока только обсуждает перспективы введения единого социального взноса. Рассмотрим подробнее основные особенности украинской системы налогообложения.

Основные налоги

Украинская система налогообложения предусматривает взимание общегосударственных и местных налогов.

К общегосударственным налогам и сборам относятся НДС, акцизный сбор, налог на прибыль предприятий, налог с доходов физических лиц, плата за землю, рентные и ресурсные платежи и другие общеизвестные налоги (всего более 20). К чисто украинским новациям можно отнести некоторые специфические сборы, в частности сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства2, сбор в Государственный инновационный фонд и др.

К числу местных налогов и сборов (их около 20) относятся: налог на рекламу, коммунальный налог, сбор за право использования местной символики, сбор за право проведения местного аукциона, розыгрышей и лотерей, сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг.

Порядок взимания основных налогов на Украине имеет свою специфику.

Налог на добавленную стоимость

Основным документом, регламентирующим порядок исчисления НДС, является Закон Украины от 03.04.97 № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость». НДС уплачивают все предприятия и предприниматели, реализующие товары, работы и услуги, если объем продаж в течение налогового периода превысил 3600 необлагаемых минимальных доходов граждан (НМД = 17 гривен). При торговле за наличный расчет НДС уплачивается независимо от объема продаж. Плательщиками НДС также являются импортеры товаров, работ и услуг, потребляемых на территории Украины, и ряд других лиц.

На Украине действуют две ставки НДС — 20 и 0%. Нулевая ставка применяется при осуществлении экспортных операций, а также при розничной торговле в магазинах duty free. Предполагается, что с 1 января 2005 года основная ставка НДС может быть снижена до 17%, а с 2006 года — до 15%.

Отчетным периодом является месяц или квартал в зависимости от объема облагаемых НДС операций в предыдущем году. Если за предыдущий календарный год объем таких операций превышает 7200 НМД, то налоговый (отчетный) период равен календарному месяцу. Если объем продаж меньше, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать отчетный период.

Порядок уплаты НДС на Украине имеет свои особенности. Так, украинские налогоплательщики в отличие от российских не могут выбирать учетную политику для целей налогообложения НДС (по моменту отгрузки или по моменту оплаты).

  • Личный опыт

    Александр Дегтярёв, заместитель директора по маркетингу и продажам киевского офиса корпорации «Галактика»

    На Украине дата возникновения налоговых обязательств по НДС при продаже товаров (работ, услуг) определяется по так называемому «первому событию»: это либо факт оплаты (поступление денежных средств в банк или кассу предприятия), либо факт отгрузки товаров. Отгрузкой для работ (услуг) считается дата оформления документа, который удостоверяет факт выполнения работ (оказания услуг) плательщиком налога. Так что нашему бухгалтеру приходится очень внимательно за этим следить.

В момент возникновения налоговых обязательств продавец составляет налоговую накладную (аналог нашего счета-фактуры) в двух экземплярах, которые затем передает покупателю.

Аналогом налогового вычета по НДС на Украине является налоговый кредит — суммы НДС, которые налогоплательщик уплатил (начислил) в отчетном периоде при приобретении товаров (работ, услуг), а также амортизируемого имущества (в том числе нематериальных активов).

Суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет или возмещению из бюджета, определяются как разница между общей суммой налоговых обязательств, которые возникли в связи с любой продажей товаров (работ, услуг) на протяжении отчетного периода, и суммой налогового кредита отчетного периода.

А вот порядок представления отчетности и внесения в бюджет платежей по НДС на Украине более либеральный, чем у нас. Так, если налоговый (отчетный) период равен календарному месяцу, налоговую декларацию нужно представить в налоговую инспекцию в течение 20 календарных дней по окончании налогового периода. Если налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу, декларацию можно подать в течение 40 календарных дней после его окончания. Уплатить НДС необходимо в течение 10 дней после истечения срока, установленного для подачи декларации.

Налог на прибыль

Доходы компаний облагаются налогом на прибыль в соответствии с Законом Украины от 28.12.94 № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (ред. от 22.05.97 № 283/97-ВР). Плательщиками налога на прибыль являются все компании-резиденты, их филиалы и иные обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Украины. Иностранные компании, не являющиеся резидентами Украины, а также их постоянные представительства платят налог на прибыль, если получают доходы от источников на Украине.

Базовая ставка налога на прибыль на Украине с 1 января 2004 года составляет 25% (ранее — 30%). Пассивные доходы иностранных компаний облагаются по более низким ставкам.

  • Личный опыт

    Александр Дегтярёв

    По лицензионному договору мы перечисляем роялти нашему головному офису в Москве. При этом налог на прибыль с сумм роялти мы удерживаем по ставке 10%. Насколько мне известно, для других видов пассивных доходов установлены иные ставки, например доходы от фрахта облагаются по ставке 6%. В особом порядке также облагается прибыль нерезидентов, полученная в виде доходов на беспроцентные (дисконтные) облигации или казначейские обязательства.

Начисление и уплата налога на прибыль, как и в России, осуществляются нарастающим итогом с начала отчетного года. Налоговыми периодами являются календарный квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Декларацию о налоге на прибыль нужно подать в налоговую инспекцию в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода. Уплата налога производится не позднее 50 дней после окончания соответствующего отчетного периода.

Кроме налога на прибыль предприятий на Украине введен налог на дивиденды. Эмитент корпоративных прав, который принимает решение о выплате дивидендов своим акционерам (собственникам), начисляет и вносит в бюджет налог на прибыль в размере 30% от суммы дивидендов, предназначенных для выплаты, без уменьшения суммы такой выплаты на сумму такого налога.

Законодательством Украины предусмотрены специальные правила для налогообложения сельскохозяйственной деятельности, бартерных операций, страховой деятельности, операций с аффилированными лицами, операций с долговыми требованиями и обязательствами, операций с ценными бумагами и деривативами, договоров простого товарищества, предприятий и организаций общественных организаций инвалидов и т. п.

Начисления на фонд оплаты труда

На Украине работодатели уплачивают несколько видов начислений на фонд оплаты труда (ФОТ): сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, взносы на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в связи с временной нетрудоспособностью. Общая налоговая нагрузка на ФОТ составляет 37%, из которых 32% приходятся на долю пенсионных сборов.

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование регламентируется Законами Украины от 05.11.91 № 1788-XII6 «О пенсионном обеспечении» и от 26.06.97 № 400/97-ВР «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование». Базовый сбор по ставке 32% уплачивают все компании, использующие труд наемных работников либо осуществляющие выплаты по договорам гражданско-правового характера. Еще 1—2% в зависимости от совокупного дохода сотрудника удерживаются непосредственно из его зарплаты.

Кроме того, установлено пять дополнительных сборов в Пенсионный фонд Украины, которые начисляются при осуществлении следующих операций:

  • купля-продажа безналичной валюты (1% от суммы операции);
  • торговля ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней (5% от объема продаж);
  • отчуждение легковых автомобилей (3% от стоимости автомобиля);
  • купля-продажа недвижимого имущества (1% от суммы имущества по договору);
  • оказание услуг сотовой связи (6% от стоимости услуг).

Украинские офшоры

Законодательством Украины установлен ряд налоговых льгот для компаний, осуществляющих инвестиционные проекты в специальных (свободных) экономических зонах (СЭЗ) или на территориях приоритетного развития (ТПР), а также в технологических парках.

Типичными для большинства СЭЗ и ТПР являются следующие льготы:

  • ввоз сырья, материалов, оборудования, необходимых для реализации инвестиционных проектов в течение пяти лет, освобождается от уплаты ввозной таможенной пошлины и «импортного» НДС;
  • на весь срок реализации инвестиционного проекта устанавливается ставка налога на прибыль 20%, а на некоторых территориях — полное освобождение от уплаты этого налога в первые три года с даты получения первой прибыли и обложение налогом в размере 50% от действующей ставки в течение последующих трех лет;
  • освобождение от платы за землю на срок освоения земельного участка;
  • освобождение от акцизного сбора при условии последующего экспорта произведенной подакцизной продукции (только в СЭЗ)3.

Поддержка малого бизнеса

На Украине действует государственная система поддержки малого бизнеса4, которая в том числе предусматривает применение упрощенной системы налогообложения и отчетности. Украинская «упрощенка» очень похожа на российскую, поэтому украинские компании с российскими инвестициями активно используют этот режим для минимизации своих налоговых платежей.

Систему налогообложения малого бизнеса регламентирует Указ Президента Украины от 03.07.98 № 727/98 «Об упрощенной системе учета и отчетности субъектов малого бизнеса»5. Согласно Указу по выбору плательщика устанавливаются следующие ставки единого налога: 10% от сумм, поступивших на расчетный счет и в кассу, или 6% от сумм, поступивших на расчетный счет и в кассу, плюс 20% НДС.

Такие плательщики налогов освобождаются от уплаты:

  • НДС, кроме случая, когда юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов по ставке 6%;
  • налога на прибыль предприятий;
  • налога на доходы физических лиц (для физических лиц — субъектов малого предпринимательства);
  • платы (налога) за землю;
  • сбора на специальное использование природных ресурсов;
  • сбора в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;
  • сбора в Государственный инновационный фонд;
  • сбора на обязательное социальное страхование;
  • отчислений и сборов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;
  • коммунального налога;
  • налога на промысел;
  • сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
  • взносов в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;
  • взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;
  • за патенты согласно Закону Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности».

До 2004 года компании, работающие по упрощенной системе налогообложения, освобождались и от уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Но с 1 января 2004 года вступил в силу новый Закон Украины от 09.07.03 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который предусматривает обязанность всех юридических и физических лиц, избравших упрощенную форму налогообложения и использующих труд физических лиц на условиях трудового договора или по договорам гражданско-правового характера, уплачивать взносы в Пенсионный фонд на общих основаниях — 32% от фонда оплаты труда6.

В Законе Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» (ст. 11) сказано, что для субъектов малого предпринимательства в порядке, установленном законодательством Украины, может применяться упрощенная система налогообложения бухгалтерского учета и отчетности, которая предусматривает: замену уплаты установленных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) уплатой единого налога. Другими словами, уплата единого налога — это не льгота, а особая система налогообложения.

Таким образом, в настоящий момент некоторые нормативные акты, позиция государственных органов по которым пока не высказана, противоречат друг другу.

Правда, по закону украинская «упрощенка» распространяется только на «отечественных» производителей, а Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) не считает, что компании с иностранными инвестициями являются на Украине «отечественными» производителями7. Следовательно, по мнению налоговиков, такие компании не могут применять «упрощенку». Украинские эксперты с этим мнением не соглашаются8, аргументируя свою позицию тем, что по законодательству и компании с иностранными инвестициями, и постоянные представительства иностранных компаний в целях налогообложения являются резидентами Украины. Однако оспорить позицию ГНАУ можно только в суде, что создает дополнительные налоговые риски для украинских «дочек» российских компаний, применяющих «упрощенку».

Перманентные изменения

На Украине нет Налогового кодекса, поэтому вопросы налогообложения регламентируются большим количеством налоговых, а также неналоговых законов и всевозможных подзаконных актов. Налоговое законодательство Украины постоянно меняется. Например, Закон Украины от 27.11.03 № 1344-IV «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» (далее — Закон о госбюджете Украины на 2004 год) изменил десятки налоговых законов и, по мнению украинских экспертов, «спутал карты не отдельным предприятиям, а целым отраслям хозяйства»9.

  • Пример 1

    С 1 января 2004 года на Украине отменено или приостановлено действие порядка 20 льгот по НДС. В частности, это касается издательской и книготорговой деятельности, при осуществлении которой налоговые льготы предусмотрены Законом Украины «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине». Действие этого Закона приостановлено на 2004 год.

    Пример 2

    Явно не в пользу налогоплательщиков решен вопрос с возмещением НДС. По данным Минфина Украины, подтвержденная задолженность украинского государства перед налогоплательщиками составляет 1,7 млрд гривен (по другим оценкам эта величина достигает 3 млрд гривен). В текущем году в соответствии с Законом Украины о госбюджете на 2004 год просроченная задолженность государства по возмещению НДС будет принудительно переоформлена в облигации внутреннего государственного займа с пятилетним сроком обращения. Предполагается, что эти облигации будут погашаться ежегодно на пятую часть их номинала с одновременной выплатой процентов в размере 120% учетной ставки Национального банка Украины (поскольку в настоящий момент учетная ставка составляет 7% годовых, в 2004 году государство заплатит за незаконное пользование средствами украинских налогоплательщиков всего 8,4% годовых). Насколько эффективным будет этот механизм, пока можно только гадать.

    Пример 3

    Негативные изменения коснулись и налога на прибыль. Так, налогоплательщики, которые получили и задекларировали балансовые убытки по состоянию на 1 января 2002 года, в соответствии с прежним законодательством могли в течение трех последующих лет (то есть до 2005 года включительно) уменьшать свою налогооблагаемую прибыль на сумму таких убытков. Однако Закон о госбюджете Украины на 2004 год лишил компании такого права.

Конечно, Украина не лишена специфики. Но как отмечали практически все наши собеседники в процессе подготовки этого материала, наши страны имеют очень много общего, что позволяет нам лучше понимать друг друга. Существующие же риски, в частности налоговые, в значительной степени аналогичны российским, а это значит, что наш бизнес уже выработал к ним определенный иммунитет. Мы ко многому научились приспосабливаться, в том числе к частым изменениям законодательства. В последние годы в России наблюдается стремление компаний к расширению сферы своего влияния в регионы. Рынок Украины, по мнению отечественных бизнесменов, имеет аналогичные российским культуру потребления и динамику роста, поэтому и решение о начале работы в этой стране является абсолютно логичным.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала: Андрея Марченко, начальника отдела сопровождения судебных дел и взаимодействия с государственными органами ООО «Юридическая фирма «Алиби» (Луганск); Сергея Анисимова, директора ООО «Международное юридическое агентство» (Киев).

«На Украине — естественные условия для ведения бизнеса»

Интервью с директором по внешним связям ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Андреем Брагинским

— В прошлом году МТС завершила серию сделок по приобретению активов одного из крупнейших операторов сотовой связи на Украине — компании МТС. Какие причины побудили вашу компанию выйти на новый рынок?

— Выход на украинский рынок мы рассматриваем как логичное продолжение экспансии в российские регионы. Дело в том, что рынки Украины и Белоруссии, где мы также работаем, очень похожи на рынки российских регионов — по динамике, структуре и многим другим параметрам. Например, здесь имеется языковое единство, общая культура ведения бизнеса. Кроме того, Украина, как и Россия, характеризуется относительно низким уровнем использования сотовой связи и, как нам кажется, большим потенциалом роста.

В смысле экономической ситуации на Украине, в частности в Киеве, даже на бытовом уровне видны те же свидетельства экономического роста, что и в России, — новые магазины, рестораны, бурно развивающаяся сервисная инфраструктура. По сравнению с этим Белоруссия — более регулируемая и более закрытая страна, поэтому там таких очевидных признаков экономического роста гораздо меньше.

— Почему вы не пошли по пути создания новой компании, а купили готовый бизнес?

— UMC — это крупнейший оператор сотовой связи Украины, такой же сильный бренд, как МТС в России. Поэтому приобретение компании сразу обеспечило нам лидирующее положение на украинском рынке. Кроме того, приобретая готовую бизнес-структуру и команду менеджеров, мы в значительной степени изолировали себя от массы трудностей бюрократического характера, которые необходимо преодолеть, занимаясь созданием бизнеса из Москвы.

— Возникали ли какие-то сложности при заключении сделок с теперь уже бывшими акционерами UMC?

— Особых сложностей не было. Нужно было договориться о сумме сделки, удовлетворяющей продающую сторону и интересной для нас. Мы выкупали акции у четырех акционеров: трех западных компаний и государственной компании «Укртелеком». Труднее всего было договориться с государством.

Но главная интрига развивалась уже после завершения всех формальностей по приобретению доли «Укртелекома». Мы заплатили за нее 150 млн долл. США, и на Украине сразу же начались споры о том, как следует распорядиться этими деньгами. К счастью, мы были ограждены от этих проблем, потому что к МТС претензий никто не предъявлял.

— Вы упомянули о том, что работаете не только на Украине, но и в Белоруссии. В какой из этих стран, на Ваш взгляд, сегодня лучше вести бизнес?

— Безусловно, на Украине — здесь более естественные условия для ведения бизнеса. Белоруссия в этом отношении остается, скажем так, своеобразной страной. Вот типичный пример: мы построили компанию в Белоруссии и де-факто ею управляем, но по существующему законодательству не можем приобрести ее контрольный пакет.

— Вкладываете ли вы средства в развитие инфраструктуры вашей украинской «дочки»? Если «да», то о каком объеме инвестиций идет речь?

— В 2003 году инвестиции в инфраструктуру UMC составили 142 млн долл. США, а в течение ближайших трех лет их объем может увеличиться втрое. Но речь не идет о прямых инвестициях с нашей стороны: в основном это кредиты, которые UMC привлекает под наши гарантии. Это дает украинской «дочке» возможность получать кредитные ресурсы по такой же низкой ставке, как и МТС. Второй источник финансирования — это реинвестированная прибыль.

— Каковы перспективы экономического и политического развития Украины? Стоит ли российским компаниям вести бизнес в этой стране?

— Конечно, некоторые хотели бы видеть на Украине исключительно западных инвесторов, но реальность такова, что уже сейчас российские деньги активно инвестируются в украинскую экономику. И я думаю, этот процесс будет развиваться. У российских компаний есть избыточные средства, которые необходимо инвестировать, причем не только в российскую экономику, но и в экономики других стран. Иными словами, компаниям нужно расширять географию инвестиций и Украина является подходящим местом для вложения российского капитала. Украинский рынок потребительских товаров и услуг — самый бурно растущий сегмент экономики. В республике существует достаточно стабильная экономическая ситуация, в частности почти нулевая инфляция в течение 3—4 лет. Есть разные экономические теории, насколько это позитивно для экономики, но, согласитесь, стабильная среда наиболее благоприятна для ведения бизнеса.

Беседовала Татьяна Пономарёва

_________________________________________
1 О том, как вести бизнес на Украине, см. «Финансовый директор», 2004, № 2.
2 Плательщиками этого сбора являются все предприятия и предприниматели, которые реализуют в оптово-розничной сети алкогольные напитки и пиво. Ставка сбора – 1% от оборота алкогольной продукции.
3 Более подробную информацию о налогообложении предпринимательской деятельности в СЭЗ и ТПР можно получить на сайте Государственной налоговой администрации Украины по адресу: www.sta.gov.ua/rus/content.php3?news205.
4 См. Закон Украины от 19.10.2000 № 2063-III «О государственной поддержке малого предпринимательства».
5 С текстом Указа можно ознакомиться здесь.
6 Статьи 11 и 14 и п. 8 Заключительных положений Закона № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
7 Письмо ГНАУ от 06.11.03 № 17331/7/15-1217.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль