Летучий канадец

111
Бизнесмен. Начав пятнадцать лет назад с доставки газет, выходец из России Алекс Шнайдер вместе с партнером создал бизнес с оборотом в несколько миллиардов долларов.
Поздней зимой на заснеженной Красной площади состоялась презентация гоночного болида Jordan. В Москву приехал не только экс-владелец команды Эдди Джордан, но и хозяин «Формулы-1» Берни Экклстоун. Однако главным героем мероприятия был не болид и не именитые персоны, а до этого неизвестный бизнесмен Алекс Шнайдер, стремительно ворвавшийся в «королевские гонки»ѕ

Предприниматель с улыбкой говорит об уровне своего русского языка: «Он не великолепен, но раньше было еще хуже». И во время беседы иногда использует английские словосочетания.

Беспроигрышные ставки. Алекс Шнайдер родился в Ленинграде. Когда ему было четыре года, семья эмигрировала в Израиль, где они прожили почти десять лет: «Я вырос в семье middle class. Отец работал инженером, а мама - зубным врачом».

Через десять лет семья переезжает жить в Канаду, где сталкивается с трудностями. Чтобы работать стоматологом, маме Алекса необходимо заново пройти обучение, но она очень плохо знает английский язык. Поэтому родители решают заняться собственным бизнесом и покупают магазинчик в «русском квартале». Алекс старается им помогать: «Свой первый доллар заработал, доставляя газеты по домам. Все деньги отдавал в семейный бюджет. Но если была нужна какая-то сумма, то родители никогда не отказывали мне. Когда они купили магазин, я приходил работать туда после школы и по выходным дням».

Во время обучения в университете Алекс Шнайдер начинает работать в компании, торгующей потребительскими товарами. Одно из подразделений фирмы действует на российском рынке. Алекс Шнайдер - единственный в компании, кто владеет русским языком, поэтому ему доверяют это направление. Рынки стран бывшего Советского Союза того времени представляют достаточно любопытное, но незавидное зрелище. Многочисленные заводы и фабрики производят не только разнообразное оружие или некачественные потребительские товары, но и продукцию, обладающую высоким экспортным потенциалом. Например, сталь или удобрения. Понимая перспективность работы на рынках стран, столкнувшихся с новыми реалиями, Алекс Шнайдер учреждает трейдинговую компанию и сотрудничает с рядом украинских металлургических комбинатов. Работая на заводе «Запорожсталь», он знакомится с Эдуардом Шифриным, который становится его партнером в холдинге Midland Group.

Первоначально компания специализируется на управлении металлургическими активами. Но в течение последних пяти лет Midland Group приобретает предприятия в самых различных отраслях: сельском хозяйстве, пищевой промышленности, транспорте, электроэнергетике и строительстве. Со стороны может показаться, что холдинг слишком диверсифицирован и им сложно управлять. Но Алекс Шнайдер считает, что компания находится на правильном пути: «Мы начали бизнес в металлургии, когда цены на сталь были высокими. Пять лет назад индустрия находилась в упадке из-за плохой конъюнктуры. Поэтому мы с партнером решили диверсифицировать бизнес, инвестируя в те отрасли, которые приносят постоянный доход. Города растут и развиваются, значит, строительство и недвижимость являются хорошим местом для капиталовложений. А сельское хозяйство и пищевые производства поставляют продукты, на которые есть повседневный спрос».

Впрочем, стратегия Midland Group, оборот которой оценивается в $2 млрд, не ограничивается только отраслевой диверсификацией. Алекс Шнайдер и Эдуард Шифрин ищут точки роста не только в различных индустриях, но и в географических регионах: «Мы купили мясоперерабатывающую компанию в Сербии, которая является брэндом номер один в странах бывшей Югославии. Потом приобрели пакеты акций компаний в других отраслях. По сути, это инвестиции во всю страну. Мы считаем, что у Сербии отличные шансы на то, чтобы вступить в Европейский союз».

«Королевские гонки». Несмотря на активность Midland Group, Алекс Шнайдер говорит, что бизнесу уже уделяет меньше внимания - около 40% рабочего времени занимает «Формула-1». Но тут же, хитро улыбаясь, добавляет: «Зато партнер на 100% принадлежит бизнесу, ну или на 99%».

Канадский бизнесмен считает, что приобретение команды в «королевских гонках» прекрасно укладывается в стратегию диверсификации бизнеса: «Мы считаем, что это очень хороший актив. «Формула-1» по популярности среди спортивных мероприятий уступает только Олимпиаде и чемпионату мира по футболу». Осенью прошлого года, когда Алекс Шнайдер озвучил свое желание войти в «королевские гонки», в его планах было создание собственной команды с нуля. Но после встречи с владельцем «Формулы-1» Берни Экклстоуном канадский бизнесмен решил купить одну из действующих «конюшен», так как они обладают рядом привилегий по сравнению с новичками.

В то время на продажу были выставлены три команды. Алекс Шнайдер говорит, что Minardi не устроила слабой инфраструктурой, а о покупке Jaguar раньше договорилась компания Red Bull. В итоге Midland остановила свой выбор на команде Jordan. За две недели до первого гран-при «Формулы-1» сделка была завершена, и тут же начались проблемы. Фактически Jordan представлял собой не команду, а инженерный центр, так как болид еще не был готов, а пилоты отсутствовали. Времени на кардинальные изменения катастрофически не хватало. Поэтому в команду взяли двух молодых пилотов, а машину подготовили за очень короткий срок.

Алекс Шнайдер считает, что цель первого сезона - получение опыта: «Нам нужно понять сильные и слабые стороны в Jordan, чтобы двигаться в правильном направлении». Однако выводы, полученные при эксплуатации болида, используются только для создания новой машины Midland F1. «Если мы сейчас начнем делать качественные изменения в старом болиде, то это будет идти на пользу брэнду Jordan, а он исчезнет через несколько месяцев. Поэтому мы концентрируем все наши ресурсы и знания на создание и продвижение брэнда Midland F1», - объясняет Алекс Шнайдер логику своих действий.

На одном из летних этапов «Формулы-1» Jordan заработал свои первые очки. Команда Алекса Шнайдера (вместе с Ferrari и Minardi) приняла участие в гонке в США, в то время как остальные «конюшни» ее бойкотировали, ратуя за безопасность своих пилотов. Причем еще за несколько часов до старта девять из десяти команд (за исключением Ferrari) договорились о компромиссе. На трассу вышло всего шесть (из двадцати) машин, а пилоты Jordan заняли третье и четвертое место.

Бизнес на имидже. Отдельный вопрос - финансирование команды. Опыт Романа Абрамовича показал, что клуб может достичь значительных спортивных успехов только после вливания сотен миллионов долларов, а об окупаемости или прибыльности проекта можно забыть на ближайшие пять лет. По мнению Алекса Шнайдера, нельзя проводить параллели между «Формулой-1» и футболом или баскетболом: «Сегодня автомобильные концерны присутствуют в шести командах. Они не ограничивают расходы, потому что победа в самых престижных автогонках важна для их имиджа. А для частной компании нет смысла тратить такие деньги - $300-400 млн. Мы в Midland Group ничего не продаем потребителям (в отличие от производителей автомобилей), следовательно, наш брэнд не нуждается в подобном продвижении. У нас цель - создание новых бизнесов с компаниями, которые присутствуют в «Формуле-1».

Канадский бизнесмен говорит, что деньги, полученные от спонсоров, также направляются в расходную часть бюджета. Холдинг Midland не планирует получать прибыль на автогонках в чистом виде. Хотя следует заметить, что крупных спонсоров еще нужно найти, ведь болиды Jordan редко можно увидеть в трансляциях, так как телевидение акцентирует внимание на лидерах, а значит, потребители намного чаще наблюдают рекламу сигарет Mild Seven на борту машины Renault, чем надпись индийского автомобильного производителя Tata на Jordan. Алекс Шнайдер частично согласен с такой точкой зрения: «Есть разница в цене размещения на болиде лидеров и аутсайдеров, но со временем позиции команды могут поменяться. Кроме того, «Формула-1» - отличный способ для развития бизнеса, ведь машины можно включать в свои рекламные кампании, использовать гонки для встреч с клиентами и партнерами. К тому же нельзя увязывать рекламные доходы только с командой. Если пилот популярен в своей стране, то этого будет достаточно для того, чтобы местная компания стала спонсором «конюшни», за которую тот выступает».

Как настоящий поклонник «Формулы-1» Алекс Шнайдер любит быструю езду и признает, что в гараже находится несколько спортивных машин: «Всегда сам сижу за рулем автомобиля». И добавляет: «Кроме Москвы. Ну, вы сами понимаете (смеется). Я не такой смелый». Свободное время между переездами, бизнесом и автогонками Алекс Шнайдер посвящает семье. У него три дочки. Канадский бизнесмен говорит, что у них две няни - одна говорит с ними по-русски, а другая - по-английски. И эти две няни прекрасно иллюстрируют говорящего на двух языках миллиардера, родившегося в России, но сформировавшегося как личность в Северной Америке. И на вопрос, «кем себя ощущаете - русским или канадцем», ни секунды не задумываясь, с улыбкой отвечает: «Такой mix».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль